Взгляды на менеджмент Мери Паркер Фоллет
Из других ученых школы «человеческих отношений» можно выделить, американского ученого в области политологии. известного теоретика менеджмента Мери Паркер Фоллет (1868 - 1933), проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства. Она первой определила «менеджмент как обеспечение работы с помощью других лиц» Ее трактовка менеджмента как искусства добиваться результата посредством действий других во главу угла поставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими.
В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, она поднимала проблему влияния благоприятного производственного климата в коллективе на рост эффективности. Мери Паркер Фоллетт считала, что для успешного управления необходимо отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и стать лидером, признанным рабочими, не опирающимся на должностную власть. В управлении надо исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.
Например, она утверждала, что в демократическом обществе основная цель менеджмента -создать ситуацию, при которой люди с готовностью внесут вклад в его деятельность. Она неоднократно подчеркивала необходимость для менеджеров учиться на собственном опыте, системно анализируя его, фиксируя и связывая результаты опытов с общей ситуацией. Она рассматривала менеджера как человека, отвечающего за интегрирование вкладов специалистов, работающих в таких областях, как маркетинг, производство, калькуляция издержек, чтобы их вклад был эффективным и полезным для всех.
А также она рассматривала и проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.
Школа поведенческих наук
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись прежде .всего на методах, налаживания межличностных отношений. Она изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.
Поведенческий подход был популярен в 60-е, года прошлого века и полностью охватил всю область управления. Основной принцип этого подхода заключался в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Среди представителей поведенческого подхода можно выделить Дугласа Макгрегора, Фредерика Херцбергера, Ренсиса Лайкерта, Криса Аджириса и Фриу Ротлисбергера.
Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
К основным вопросам, которые изучали эти и другие исследователи, относятся вопросы социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Дуглас Макгрегор теории «X» и теории «Y». Конкретное противопоставление научного управления и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобщения нашло отражение в теории «X» и теории «Y»,разработанных Дугласом Макгрегором (1906-1964)
Д. Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что менеджер может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя: задания, которые получает подчиненный, качество выполнения задания:
• время получения задания;
• ожидаемое время выполнения задания;
• средства, имеющиеся для выполнения задания;
• коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;
• инструкции, полученные подчиненным;
• убеждение подчиненного в посильности задания;
• убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
• размер вознаграждения за проведенную работу;
• уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Учитывая, что все эти факторы зависят от менеджера в той или иной мере и влияют на работающего, определяя качество и интенсивность его труда, Д. Макгрегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «X» и теорией «Y».В соответствии с этой теорией существуют два типа управления, отражающих два типа работников или же, вернее, два типа взглядов на работников.