В обучении людей с двигательными нарушениями
Назначение | Характеристика | |
вспомогательного | ||
устройства / программы | ||
устройства / программы | ||
Вспомогательные технологии | Устройства речевого вывода, позволяющие | |
для формирования | озвучивать текст, применяются для обуче- | |
и совершенствования | ния чтению и совершенствования этого | |
навыков чтения | навыка у детей дошкольного и школьного | |
возраста; пользователям доступны элек- | ||
тронные книги (записанные на компьютер- | ||
ных дисках и публикуемые в Интернете) |
108 109
Продолжение таблицы 4
Назначение | Характеристика | |
вспомогательного | ||
устройства / программы | ||
устройства / программы | ||
Вспомогательные технологии | Средства программного обеспечения, по- | |
для учебной исследователь- | зволяющие создавать интеллект-карты, | |
ской деятельности | необходимые для логического представ- | |
ления содержания урока. Пользователям | ||
доступны мультимедийные словари и эн- | ||
циклопедии на компакт-дисках и в Сети | ||
Вспомогательные технологии | Известный язык программирования LOGO | |
для рисования и черчения | может быть использован как для изучения | |
геометрии, так и для изображения геоме- | ||
трических фигур. Применение техниче- | ||
ского программного обеспечения (предна- | ||
значенного для архитекторов) или специ- | ||
ально разработанное для пользователей, | ||
имеющих нарушения двигательной сферы, | ||
позволяет осуществлять рисование и чер- | ||
чение с помощью несложных манипуляций |
Организация рабочего места ученика. Для использования ПКнеобходим дополнительный стол для размещения компьютера, который должен быть легко доступен, в том числе и с инвалидно-го кресла. Очень важно вовремя оценить потребности пользовате-лей и разместить соответствующим образом электророзетки.
В целях создания эргономичного рабочего места необходимо избегать бесполезных или отвлекающих внимание изображений, препятствующих осуществлению быстрого выбора того или иного действия. Также полезно назначить клавиши быстрого вызова ко-манд в наиболее часто используемых программах, связать некото-рые горячие ключи быстрого выбора с наиболее используемыми программами.
Выбор правильного расположения компьютера и оптимиза-цию зрительного восприятия необходимо осуществлять совмест-но со специалистом. Использование встроенного в стол или гори-зонтально расположенного, плоского чувствительного монитора может быть в некоторых случаях полезным для выработки навы-ков зрительно-моторной координации (удержания взгляда и вы-полнения движения рукой в одной и той же области).
Подростки и молодые люди с тяжелыми двигательными нару-шениями в силу особенностей личностного развития нуждаются
в целенаправленной психологической помощи. Эта помощь долж-на реализовываться в двух направлениях:
– изменение отношения общества к проблемам людей с двига-тельной патологией;
– психологическая помощь детям, подросткам, взрослым с на-рушениями опорно-двигательного аппарата и их семьям.
Необходимо расширить содержание психодиагностической, психо-коррекционной и профилактической работы с подростками и мо-лодыми людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психологическая помощь больным и их семьям должна быть на-правлена на решение широкого круга их личностных проблем. Основными направлениями такой помощи лицам подросткового и юношеского возраста являются:
– психокоррекционная работа по преодолению трудностей обще-ния, коррекции и профилактики отклонений в личностном развитии;
– участие психолога в профессиональной ориентации;
– психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка или подростка с отклонениями в двигательной сфере;
– психологическое консультирование педагогов по пробле-мам познавательной деятельности и личности подростка.
Рекомендации к оценке знаний учащихся с двигательной патологией Достижения детей в овладении программным материалом не-обходимо оценивать на протяжении всего периода обучения в шко-
ле. Для этого необходимо использовать:
— Тестовые задания для изучения уровня достижений в овла-дении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с уче-том развития двигательных и речевых навыков.
— Тематические текущие и годовые проверочные задания по основным предметам на протяжении всего периода обучения.
— Срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и ин-тересы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
— Экзаменационные работы и билеты для оканчивающих ос-новную школу разрабатываются администрацией школы с учетом возможностей детей и имеющихся у них нарушений. Экзамены за среднюю школу проводятся по работам и билетам общеобразова-тельной школы.
110 111
— Анкеты для педагогов, воспитателей, родителей, позволяю-щие оценивать продвижение детей в интеллектуальном, речевом
и двигательном развитии и выявлять трудности в овладении учеб-ным материалом и особенности их поведения.
Особенности развития познавательной и личностной сфер долж-ны учитываться при организации и оценке учебного процесса.
При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно дол-
жен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не сни-жать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недо-статочную интонационную выразительность, замедленный темп
и отсутствие плавности, скандированность. Для более адекватной оценки учитель должен соблюдать индивидуальный, дифферен-цированный подход при проверке знаний по чтению. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуаци-ях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за сто-лом учителя, перед всем классом или перед частью класса.
При оценке результатов письменных работ не следует снижатьоценку за следующее:
– неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, во-гнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск стро-ки, несоблюдение полей);
– выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и т. д.;
– нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ши-рине;
– смешение сходных по начертанию букв;
– прерывистость письма или повторение отдельных его эле-ментов за счет насильственных движений.
При оценке знаний большую сложность представляет учет оши-бок, связанных с фонетико-фонематическим и общим недоразвити-ем речи. Считаем необходимым отметить, что стержнем большин-ства затруднений при письме является недостаточная сформирован-ность фонематического восприятия и различения звуков речи. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешива-ют те звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель их относит к негрубым специфическим ошибкам. Однако смешение звонких — глухих в слове «дуб — дуп» является грубой орфографической ошибкой. Все ошибки, объясняющиеся не-знанием орфографических правил, относятся к грубым.
Практика показывает, что учителю трудно определить, какие ошибки являются специфическими для данной группы учащихся,
а какие связаны с неусвоением орфографических правил. В таких случаях учитель после выполнения контрольного диктанта со-вместно с логопедом разбирает характер ошибок и намечает пути их преодоления.
При проведении изложений и сочинений учителю следует об-ращать внимание на формирование у учащихся с церебральным параличом умения связно, самостоятельно, последовательно и гра-мотно излагать содержание текста, правильно строить предложение и грамматические конструкции. Для изложения берутся тексты, по содержанию, объему, словарю и синтаксическим конструкциям до-ступные учащимся с церебральным параличом.
Оценку знаний учащихся по различным предметам необходи-мо проводить по следующим основаниям:
– полнота и глубина знаний;
– оперативность и гибкость знаний;
– степень обобщенности и систематичности знаний.
Одним из аспектов проверки знаний учащихся является выяв-ление у них умений рационального учебного труда. Это особенно важно для детей с церебральным параличом, так как позволяет сформировать умения целенаправленно планировать, организо-вывать, контролировать и корректировать свою учебную деятель-ность, а также учит самостоятельно приобретать знания.
При изучении каждой темы учитель должен четко представ-лять, какие умения являются стержневыми, какие должны быть сформированы именно на материале данного урока. Одна из задач обучения — формирование у учащихся умения кратко представить основное содержание темы. Например: составить план прочитан-ного, ответить на вопросы, сделать рисунок, краткую запись и т. д. Овладение этими умениями способствует коррекции нарушенных функций, формированию внутренней речи. Кроме того, по тому, как учащийся справляется с задачей построения плана, можно судить об уровне его знаний. Считаем необходимым подчеркнуть важность формирования у детей с двигательной патологией умения связывать новый материал с ранее пройденным, выбирать из старого матери-ала те сведения, которые необходимы для усвоения нового, что, на-ряду с задачами более прочного усвоения знаний, способствует уста-новлению и укреплению причинно-следственных связей.
112 113
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны уметь работать со схемами, рисунками, картинами и другим на-глядным материалом. Это умение используется в разных формах
в различных видах учебной деятельности. Оно помогает учителю проводить опрос учащихся и выявлять уровень усвоения знаний. При этом учителю следует определить, может ли ученик:
– рассказать о том, что изображено на рисунке или схеме;
– сравнить разные объекты на рисунке, сделать соответству-ющие выводы;
– используя как сам рисунок, так и подписи к нему, ответить на поставленный вопрос;
– обозначить на рисунке отдельные объекты или части и т. д. Значимость таких заданий для коррекции нарушенных функ-
ций у учащихся с двигательной патологией очевидна. Предложенные рекомендации по обучению детей с нарушени-
ями опорно-двигательного аппарата в коллективе здоровых свер-стников построены с учетом трудностей, обусловленных основным заболеванием. Этот материал будет полезен в первую очередь учи-телям общеобразовательных учреждений, работающих с детьми указанной категории, что представляется особенно актуальным
в условиях растущей интеграции детей с двигательной патологией
в общеобразовательную среду. Кроме того, он может быть исполь-зован в практике работы учителей специальных школ.
Рекомендации к использованию специальных педагогических приемов учитель может получить при изучении следующей лите-ратуры:
1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и вос-
питания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001.
2. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков
и старших школьников с детским церебральным параличом. — М.:
Альфа, 2000.
3. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебраль-ным параличом. — М., 1991.
4. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред.
Т. В. Власовой. — М., 1985.
5. Особенности умственного и речевого развития учащихся с це-ребральным параличом / под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1989.
6. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / под ред. М. В. Ип-политовой. — М., 1988.
7. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный па-
ралич. — СПб.; М., 2001.
8. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нару-
шениями функций опорно-двигательного аппарата. — М., 2004.
Приложение. Из опыта работы с детьми
с нарушениями опорно-двигательного аппарата учителей специальной (коррекционной) школы-интерната № 44
1. Рекомендации по обучению географии детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике (Н. П. Ивашкина)
География является тем учебным предметом, который располага-ет достаточными возможностями для формирования осознанного понимания школьниками своего места в современном обществе, формирует умения и навыки использования географических зна-ний в повседневной жизни.
И в общеобразовательной, и в коррекционной школе процесс
обучения географии строится на широком использовании нагляд-ности в соответствии с общими правилами. Однако в частностях, при обучении детей с ДЦП их применение отличается определен-ным своеобразием, что позволяет учитывать:
– замедленный темп формирования знаний;
– утомляемость;
– познавательную пассивность.
Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использова-ние методических приемов, которые требуют работы различных ана-лизаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому использо-вание наглядных средств обучения необходимо на каждом уроке.
На уроках географии мы используем различные наглядные средства обучения: картины, таблицы, схемы, графики, профили,
географические карты, видеоматериалы, CD «Уроки географии», уроки-презентации других учителей, заимствованные из сети Ин-тернет, адаптированные согласно познавательным особенностям наших учеников, созданные учителем уроки-презентации.
Более подробно хочется сказать о применении на уроках гео-графии учебных презентаций.
Использование новых информационных технологий не может избавить аномального ребенка от его недостатка и снять все воз-никающие в связи с этим проблемы, но осознание того, что тебе становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей обста-новкой, дает веру в свои силы.
Несмотря на значительное количество программных продук-тов, их использование в полном объеме не предназначено для де-тей, имеющих двигательные нарушения вследствие ДЦП. Поэто-му наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft PowerPoint.
Очевидным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используе-мые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей обучающих-ся. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диа-грамму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности по-зволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Демонстрация мультимедийного пособия может сочетаться
с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, с выполнением упражнений и др.
Презентации и мультимедийные материалы должны:
– соответствовать учебно-воспитательным целям и содержа-нию обучения;
– быть доступными и составленными с учетом возрастных особенностей детей с двигательными нарушениями;
– быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминаю-щимися надписями, изображенными крупным шрифтом (Arial, Times New Roman);
– быть эстетически оформленными (должны быть художе-ственно выполненными, соразмерными, красочными, с правиль-
но подобранной цветовой гаммой);
116 117
– быть не перенасыщенными цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, особенно в контрастных цве-тах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка).
При создании слайдов презентации нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, что-бы материал не был перенасыщен информацией.
Для иллюстраций следует подбирать натуральные образцы
с ярко выраженными характерными признаками.
При создании презентации желательно использовать различ-ные варианты образца; для социального восприятия используется метод сравнения.
Для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами, чтобы обучающиеся могли вос-принимать намеренно и избирательно, поскольку избирательность их восприятия быстро падает, становится менее специфичной.
Таким образом, наглядные методы обучения географии удач-но реализуются при использовании ИКТ.
Географические умения формируются в течение длительного времени, в ходе учебной деятельности и выполнения практиче-ских и самостоятельных работ.
Одним из важнейших практических умений в процессе изуче-ния предмета является работа с географическими картами. Как по-казывает наш опыт, главные трудности обучающихся в ходе данной работы связаны с умением анализировать географические карты, выявлять по ним причинно-следственные связи, что обусловлено особенностями ВПФ детей с ДЦП. Однако для того, чтобы в пол-ной мере понять причины проблем, возникающих у обучающихся старших классов при работе с картой, необходимо вернуться к на-чальным курсам изучения предмета.
На первых порах преподавания естественных дисциплин важ-но знакомство обучающихся с направлениями сторон горизонта, глобусом, физической картой полушарий. Результатом данного вида деятельности является формирование знаний о материках
и океанах нашей планеты, умение называть и показывать их на глобусе и карте.
Для выполнения поставленных задач необходимо, чтобы уче-ники усвоили следующие географические понятия: стороны го-ризонта; глобус — модель Земли; карта — изображение Земли на плоскости; масштаб; условные знаки; шкала высот и глубин.
На своем опыте мы убедились, что многие обучающиеся уже умеют показывать материки и океаны на глобусе и карте, так как знакомы с ними из курса «Природоведение». Однако это механиче-ские действия, поскольку сто́ит им предложить работу, связанную
с определением материка по очертаниям береговой линии с исполь-зованием физических карт материков без названий, — возникают трудности, так как отсутствует перенос знаний в новую ситуацию.
Для того чтобы устранить подобные проблемы, применяем карты без названий, контуры и силуэты материков. Работа с кар-той осуществляется на каждом уроке.
В курсе «Природоведение» — это применение графических материалов, дидактических карточек, которые нужно распреде-лять по группам, отражающим связь: ОЧЕРТАНИЯ МАТЕРИ-КА — НАЗВАНИЕ, развитие мелкой моторики при работе с тра-фаретом, «зрительное примеривание», работа с географическими кубиками, пазлами.
Знания о географической карте расширяются за счет работы
с тематическими картами, отличающимися по масштабу. Здесь не-обходимо, чтобы учащиеся усвоили правило: условные знаки тема-тических карт (особенно цветовая гамма) могут быть не связаны со шкалой высот и глубин общегеографических карт, и научились сопоставлять и сравнивать информацию, содержащуюся в картах разных типов. В данном случае особенно важна работа с геогра-фическим атласом, применение заданий на контурных картах, со-держащих ВОПРОСЫ-ПОДСКАЗКИ; эффективно использование электронных учебников, в которых имеются динамические модели, показывающие взаимосвязь процессов и явлений.
Главная задача при работе с картой — развивать умение срав-нивать и анализировать карты разных типов, что позволяет наи-
более полно применять ранее полученные знания для составления единой картины, отражающей суть процессов и явлений, взаимо-связанных между собой. Использование карт географических ат-ласов в данном случае обязательно при проведении практических работ, допустимо при выполнении самостоятельных и контроль-ных работ.
В старших классах при составлении тестов, самостоятельных
и контрольных работ включаем в вопросы работу с контурными картами, задания, в которых необходимо узнать страну или реги-он по описанию.
118 119
К сожалению, современная картографическая продукция не отвечает особенностям когнитивной деятельности детей с ОВЗ. При этом проблема открывает перед учителем неограниченные возможности поиска оптимальных приемов при работе с картой.
Найди на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников: