Обеспеченность организации персоналом по категориям

Показатели Годы
план факт план факт план факт план факт план факт
Численность персонала на начало года, чел.                    
Численность персонала основного вида деятель-ности на начало года, чел.                    
в том числе: численность руководителей                    
численность специалис-тов                    
численность других ра-ботников, относящихся к служащим                    
численность рабочих                    
Численность персонала неосновных видов дея-тельности на начало года, чел.                    
в том числе: численность руководителей                    
численность специалистов                    
численность других ра-ботников, относящихся к служащим                    
численность рабочих                    

На основании данных таблицы 3 необходимо рассчитать норму со-отношения руководителей, специалистов и других работников, отно-сящихся к служащим по годам. Под нормой соотношения понимается число работников той или иной категории, квалификации или дол-жности, которое должно приходиться на одного работника другой ка-тегории, квалификации или должности. Далее необходимо сравнить фактические и плановые соотношения, сделать выводы.

Аналитическая структура персонала подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы.

Профессиональная структура персонала организации – это соотно-шение представителей различных профессий или специальностей (эко-номистов, юристов, бухгалтеров, инженеров и т.д.), обладающих ком-плексом теоретических знаний и практических навыков, приобретен-ных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

Квалификационная структура персонала – это соотношение работ-ников различного уровня квалификации (степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. Уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом, а для специалистов – категорией, разрядом или классом.

Половозрастная структура персонала – это соотношение групп пер-сонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей чис-ленности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20 – 24, 25 – 29, 30 – 34, 35 – 39, 40 – 44, 45 – 49, 50 – 54, 55 – 59, 60 – 64, 65 лет и старше.

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16 – 20, 21 – 25, 26 – 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в дан-ной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1 – 4, 5 – 9, 10 – 14, 15 – 19, 20 – 24, 25 – 29, 30 лет и более.

Структура персонала по уровню образования (общего и специаль-ного) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки – бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее спе-циальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

Частная структура отражает соотношение отдельных групп ра-ботников, например, «занятые тяжелым трудом с помощью простей-ших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих цент-рах» и т.д.

В практике учета персонала различают также в зависимости от срока, на который заключен трудовой договор, постоянных, времен-ных и сезонных работников. К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным – посту-пившие на работу на заранее определенный срок; к сезонным – поступившие на работу на период сезонных работ.

В целях анализа структуры персонала рассчитывается удельный вес каждой категории работников в общей среднесписочной численности персонала организации или численности персонала на начало года.

Исходные данные для выполнения данного параграфа курсовой работы формируются на базе рассматриваемой организации за по-следние 3 – 5 лет ее функционирования.

В конце первого параграфа второй главы курсовой работы необ-ходимо сделать вывод о кадровом потенциале конкретной органи-зации, а также вывод о влиянии кадрового потенциала рассматрива-емой организации на результаты ее работы.

Во второй главе помимо краткой характеристики организации и ее персонала (первый параграф) необходимо решить ряд задач исхо-дя из темы курсовой работы. Иными словами во второй главе реко-мендуется выделить 2 – 3 параграфа.

Во втором и третьем параграфах курсовых работ по темам, от-носящимся к группе «Система управления персоналом. Технология управления персоналом организации» (темы 1 – 35, 61 – 66 из при-ложения 1), необходимо: определить объект управления персоналом, провести анализ его состояния, выявить проблему или проблемы; обозначить цели системы управления персоналом; выявить причи-ны, мешающие эффективному развитию рассматриваемого направ-ления и др.

Во втором параграфе второй главы курсовых работ по темам, от-носящимся к группе «Управление конфликтами и стрессами в орга-низации» (темы 36 – 60 из приложения 1), в зависимости от конкретной темы необходимо: описать наиболее частые причины возникновения конфликтов и стрессов в рассматриваемой организации, описать сис-тему стимулирования в организации и оценить ее влияние на фор-мирование и развитие конфликтов в организации, изучить климат в коллективе, оценить качество трудовой жизни в рассматриваемой орга-низации, проанализировать процедуру оценки персонала, оценить роль руководителя в управлении конфликтами и др.

В третьем параграфе второй главы курсовых работ по темам, от-носящимся к группе «Управление конфликтами и стрессами в орга-низации» (темы 36 – 60 из приложения 1), необходимо проанализи-ровать деятельность в сфере управления конфликтами и стрессами в рассматриваемой организации, описать основные проблемы в данной сфере. Кроме того, в качестве наглядного примера можно описать про-изошедший в организации конфликт и проанализировать его. В этом описании должны найти отражение:

- время, место и другие обстоятельства, при которых произошло конфликтное столкновение;

- основные участники противостояния, их количество, сила (ранг) и иные признаки;

- источник противоречий, проблема, требующая решения, непо-средственные причины конфликта;

- интересы и цели конфликтующих сторон, их опасения относи-тельно последствий конфликта;

- инцидент, формы конфликтного взаимодействия сторон, воз-можности и условия прекращения конфликта;

- методы управления конфликтом;

- последствия конфликта, их влияние на функционирование от-дельных подразделений и организации в целом.

Необходимо также определить цену конфликта и цену выхода из конфликта.

Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон состоит из трех величин:

- затраты энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

- ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны;

- потери, связанные с ухудшением общей ситуации (развал об-щего дела из-за плохого взаимодействия сторон, несогласованности их усилий, беспорядок, утрата престижа и т.д.). Цену конфликта в ряде случаев можно перевести в стоимостное выражение.

Цена выхода из конфликта – это разность между утратами, с ко-торыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-либо при-обретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, поиск новых возможностей; уступки другой стороне и т.д.) и приобрете-ниями, которые дает выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и т.д.).

Более детально цели и задачи курсовых работ по всем темам представлены в приложении 4.

Содержание второй главы курсовой работы необходимо иллюст-рировать таблицами и рисунками (схемами, диаграммами, графика-ми), которые наглядно характеризуют проводимое исследование. Их размещают по тексту работы или в виде приложений. Если таблица по размеру имеет объем более одного листа, то она должна быть вы-несена в приложения.

Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные исследования и экспертные опро-сы, результаты которых необходимо представить во второй главе или в приложениях.

Объем второй главы – 20 – 22 страницы.

Третья глава – проектная – содержит конструктивные предложе-ния и рекомендации, вытекающие из результатов анализа состояния объектно-предметной области исследования. В ней должны быть представлены основные направления решения выявленных проблем, предложены мероприятия, определены пути эффективного развития объекта исследования. Каждое решение (предложение) должно быть достоверно с позиции проведенного анализа и обосновано с позиции организационно–управленческой целесообразности.

В третьей главе выделять параграфы не требуется.

Объем третьей главы – 6 – 8 страниц.

Заключение обобщает промежуточные и итоговые результаты курсовой работы, представленные в каждой из глав. Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проведен-ной работы.

Объем заключения – 1 страница.

Список используемых источников должен включать все исполь-зуемые источники. Порядок построения списка должен быть алфа-витным. Минимальное количество источников в списке – 20, причем не менее 75 % из них – это материалы, опубликованные в последние пять лет.

Объем списка используемых источников – 1 – 2 страницы.

В приложениях приводятся текстовый, табличный и иллюстра-ционный материал, являющийся первоначальной фактической ин-формационной базой исследования (например, копии существу-ющих программ, положений, проектов деятельности организации; таблицы, имеющие объем более одной страницы), и другой инфор-мационно–справочный материал, непосредственное включение кото-рого в текст работы нецелесообразно, но ссылка на который усили-вает аргументацию и повышает достоверность и обоснованность исследования и его результатов.

2.2. Требования к оформлению курсовой работы

Текст рукописи курсовой работы должен быть выполнен на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

Необходимо оставлять поля вокруг текста. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Поля слева оставляют для переплета. Поля сверху и снизу страницы ос-тавляют для колонтитулов нумерации страниц, используемых в текс-те работы.

Высота букв, цифр и других знаков должна быть не менее 1,8 мм (кегль 14 текстового редактора Microsoft Word for Windows). Реко-мендуется по отношению к основному тексту курсовой работы ис-пользовать шрифт Times new Roman, выбранный в стиле normal. Ра-ботая над набором рукописи курсовой работы, следует придер-живаться следующих общепринятых правил оформления текстовых документов, касающихся размеров шрифтов, отступов и интервалов:

– размер листа 210х297 мм (А4);

– отступ от края до колонтитула (как правило, «по умолчанию»): верхнего – 1,25 см, нижнего – 1,25 см;

– шрифт Times new Roman;

– стиль – normal;

– кегль – 14 пт;

– межстрочный интервал – 1,5;

– абзацный отступ – 1,25 см;

– содержание (перечень рассматриваемых вопросов) состоит из разделов (1, 2 и т.д.) и подразделов (1.2, 1.3 и т.д.). Точки в конце нумераций и названия не ставятся;

– заголовки основных структурных элементов работы – 14 пт, полужирные прописные буквы, выравнивание по центру без абзац-ного отступа;

– заголовки параграфов работы – 14 пт, полужирные строчные буквы, выравнивание по центру без абзацного отступа;

– заголовки пунктов работы (при необходимости внутри параг-рафов) – 14 пт, строчные буквы, выравнивание по центру без абзац-ного отступа, без сквозной или дополнительной нумерации;

– название таблицы или рисунка – 14 пт, строчные буквы, вырав-нивание по ширине для таблицы и по центру для рисунка, без абзац-ного отступа;

– подписи к рисункам, текст таблиц, а также примечания выпол-няются шрифтом кегль – 12 пт;

– колонцифра (номер страницы) – 14 пт;

– размер иллюстрации (рисунка): ширина не более 165 мм, высо-та не более 250 мм;

– размер символов в редакторе формул: обычный – 14 пт, круп-ный индекс – 12 пт, мелкий индекс – 11 пт, крупный символ – 20 пт, мелкий символ – 14 пт.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для обработки и по-иска документа.

В содержании приводятся все заголовки курсовой работы (вве-дение, названия глав и параграфов, заключение, список используе-мых источников, приложения) и указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в текс-те. Сокращать или давать их в другой формулировке, последователь-ности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

В содержании заголовки одинаковых ступеней рубрикации (вве-дение, главы, выводы и предложения, список используемых источ-ников, приложения) печатаются, как и в тексте, прописными бук-вами и располагаются друг под другом. Заголовки последующей сту-пени (параграфы) начинаются с прописной буквы и смещаются на абзацный отступ вправо. Все заголовки приводятся без точки на кон-це. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соот-ветствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы арабски-ми цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Рисунки и таблицы, представляемые на отдельных листах, а также титульный лист и приложения включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе и содержании не проставляют. Первая нумеруемая страница – «Введение» – имеет номер 3. Номер страницы проставляют по правому краю в нижней части листа.

В особом внимании нуждается оформление списка используемых источников, который является составной частью курсовой работы и показывает степень изученности темы студентом. Для оформления списка используются: ГОСТ 7.80–2000. Система стандартов по ин-формации, библиотечному и издательскому делу. Библиографичес-кая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82–2001. Система стандартов по информации, библиотечно-му и издательскому делу. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления; ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательско-му делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Об-щие требования и правила составления; ГОСТ Р 6.30–2003. Унифи-цированные системы документации. Унифицированная система ор-ганизационно–распорядительной документации. Требования к офор-млению документов; ГОСТ 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографи-ческая ссылка. Общие требования и правила составления.

Примеры правильного оформления списка используемых источ-ников приведены в приложении 5.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядко-вый номер и начинается с красной строки. Нумерация источников в списке сквозная.

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет до-полнительное, обычно справочное значение, но является необходи-мой для более полного освещения темы. По содержанию приложе-ния могут быть разнообразны, в частности:

– копии подлинных документов,

– выдержки из отчётных материалов,

– отдельные положения из инструкций и правил и т.д.

По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графи-ки, карты.

Текст каждого приложения при необходимости может быть раз-делен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеру-ют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обоз-начение этого приложения.

Рисунки и таблицы, размещенные в приложениях, имеют свою собственную нумерацию в пределах каждого приложения.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с ука-занием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь темати-ческий заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать.

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой рабо-ты, стараясь располагать их в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц ос-новного текста. Приложения в оглавлении работы отражаются в ви-де самостоятельной рубрики с полным названием каждого прило-жения.

Оформление иллюстрационного материала

Иллюстрировать курсовую работу необходимо, исходя из общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану.

Основными видами иллюстративного материала в курсовой рабо-те являются рисунки, схемы, графики и диаграммы, выполняемые с соблюдением государственных стандартов ЕСКД. Все иллюстрации имеют одно название – рисунок.

Все иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной (по-рядковой) нумерацией в пределах всей работы.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в работе.

Слово «Рисунок», его номер и наименование располагаются в центре строки под рисунком.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Название рисунка помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Рис. 1 – Структура управления мотивацией и стимулированием

трудовой деятельности муниципальных служащих

Иллюстрации каждого приложения имеют свою собственную ну-мерацию.

При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать «...в соот-ветствии с рисунком 1 …» или «на рисунке 1 представлена …».

Для оформления рисунков, графиков и схем удобно использовать возможности панели инструментов «Рисование», выбранной в меню «Вид» редактора текстов Microsoft Word. Для построения же диаг-рамм на основе табличных данных лучше всего использовать мастер диаграмм Microsoft Excel. Если на компьютере не используется Mi-crosoft Excel, то диаграмму можно построить с помощью специаль-ного модуля Microsoft Word – Microsoft Graph.

Оформление табличного материала

Табличная форма представления материала применяется для сис-тематизации данных статистического и оперативного учета и на-глядности динамики показателей.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в ко-тором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точ-ным, кратким. Название таблицы отделяется от предыдущего текста пропуском одной пустой строки. Название таблицы размещается над таблицей, без абзацного отступа с выравниванием «по ширине» сле-дующим образом:

Таблица 1 – Статистическая структура персонала организации

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе этой части таблицы на другую страницу над ней без абзацного отступа с выравниванием «по шири-не» размещается подпись «Окончание таблицы» и ее номер.

Таблицы в тексте, за исключением таблиц приложений, имею-щих собственную внутреннюю нумерацию, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Ширина таблицы должна строго соответствовать вертикальным полям страницы, т.е. ширине текста. Текст самой таблицы не имеет абзацного отступа. Заголовки в боковике выравниваются «по левому краю» или «по ширине», а текст и данные в графах – «по центру».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной бук-вы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной бук-вы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с про-писной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

В таблице применяется меньший размер шрифта, чем в тексте (12 пт) и меньший межстрочный интервал (одинарный). Если цифровые или иные данные в какой–либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Разделительные линии таблицы должны иметь одинаковую тол-щину, не допускается применение двойных линий.

Для данных, приведенных в таблице, должны быть указаны еди-ницы измерения. Если все данные таблицы имеют одинаковую еди-ницу измерения, то она указывается в конце названия таблицы в круглых скобках. В случае если показатели в таблице имеют разные единицы измерения, то они указываются в соответствующих заго-ловках.

Оформление формул

Представление и нумерация формул требуют знание некоторых особенностей их оформления.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие фор-мулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференци-рования, интегрирования, располагают в отдельных строках. При этом формулу можно расположить как посередине строки, так и сдвинув к левому краю.

Формулы нумеруют порядковой нумерацией в пределах всей ра-боты арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом поло-жении на строке.

На все формулы в работе должны быть ссылки. При этом номер формулы ставят точно в такой же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (2)»; «из уравнения (5) вытекает...».

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем да-ется расшифровка входящих в них индексов, символов и величин. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в ко-торой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента дают с новой строки. Первую строку пояснения начи-нают со слова «где» без двоеточия.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого при-ложения.

Выше и ниже каждой формулы, помещенной в отдельную строку, должно быть оставлено не менее одного межстрочного интервала. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перене-сено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков.

Оформление цитат и библиографических ссылок

При написании работы студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистичес-кого материала. Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Академический эти-кет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грам-матической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением осо-бенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи яв-ной научной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый»;

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокра-щения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без иска-жения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставит-ся в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не со-храняется;

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссыл-кой на источник;

4. При непрямом цитировании (при пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста работы, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого;

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным.

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с напи-санием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст работы так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер стра-ницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выход-ные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: [8, с. 45], цифра 8 означает номер по списку использованных источников, 45 – страницу.


Наши рекомендации