Управление инновациями как бизнес процесс
Инновационный процесс в первом приближении можно рассматривать как процесс преобразования входов (ресурсов, информации и др.) в выходы (новые товары, новые технологии и т.п.). Данный подход основан на предположении, что процесс нововведения, сопряженный с творческой деятельностью, изначально является иррациональным и неорганизованным.
Как известно, специфическое содержание инновации составляют изменения. Соответственно, инновационная деятельность предприятия - это процесс осуществления изменений (инноваций), который заключается в преобразовании научно-технических идей в результат, имеющий практическое применение. В полном объеме инновационная деятельность предприятия включает все виды научно-исследовательских работ (фундаментальные, поисковые, прикладные), проектные, технологические, опытно-конструкторские разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей, т. е. реализацию инноваций.
Все бизнес-процессы организации подразделяются на основные, обеспечивающие, развития, управления.
Основные бизнес-процессы непосредственно ориентированы на производство продукции, представляют ценность для клиента и обеспечивают получение дохода для предприятия.
Обеспечивающие бизнес-процессы - вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес-процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации.
Бизнес-процессы управления - это бизнес-процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне текущих действий и бизнес-системы в целом.
Бизнес-процессы развития - процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации.
В бизнес-процессы развития и совершенствования входят:
• стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации);
• развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, НИОКР, проектирование, дизайн);
• управление проектами;
• управление качеством.
Каждый из перечисленныхподпроцессов может быть описан дальнейшей детализацией.
1. Стратегическое управление.
• Отслеживание состояния внешней среды.
• Анализ и изучение конкуренции.
• Выявление тенденций в экономике (отрасли).
• Выявление политических и регулирующих событий.
• Оценка технологических инноваций.
• Изучение демографических данных.
• Выявление социальных и культурных изменений.
• Изучение экологических проблем.
• Определение концепции бизнеса и стратегии организации.
• Разработка видения.
• Разработка формулировки общей миссии.
• Разработка стратегии компании.
• Формулировка стратегии организационных единиц.
• Разработка структуры организации и отношений между организационными единицами.
• Разработка и установление целей организации.
• Разработка принципов деятельности (поли-тика взаимоотношений с партнерами, клиентами и
пр.).
• Стратегическое управление торговыми марками.
• Бизнес-планирование.
2. Развитие технологий (совершенствование
процесса или продукта, НИОКР, проектирование, дизайн).
• Разработка концепции и планов выпуска нового продукта/услуги.
• Формулировка требований к продукту/услуге, исходя из нужд потребителя.
• Планирование и утверждение целей качества.
• Планирование и утверждение целей по издержкам.
• Разработка жизненного цикла продукта и разработка целей по срокам.
• Разработка и интегрирование ведущих технологий в концепцию продукта/услуги.
• НИОКР (разработка, создание и оценка опытных образцов).
• Разработка спецификаций продуктов/услуг.
• Ведение проектирования.
• Разработка опытных образцов.
• Защита разработок (патенты, торговые марки и пр.).
• Совершенствование существующих продуктов/услуг.
• Совершенствование продукта/услуги.
• Устранение проблем качества, надежности.
• Снятие с производства устаревших продуктов/услуг.
• Оценка эффективности изменений.
• Подготовка к производству (внедрению).
• Разработка и тестирование процесса опытного производства.
• Разработка и получение необходимого оборудования и материалов.
• Внедрение и отработка процесса/метода.
3. Управление проектами.
• Управление процессом разработки.
• Управление проектами реорганизации.
• Управление маркетинговыми проектами.
4. Управление качеством.
• Оценка показателей деятельности организации.
• Создание системы оценки.
• Оценка качества продукции/услуг.
• Оценка затрат на обеспечение качества.
• Оценка всех затрат.
• Оценка длительности цикла.
• Оценка производительности.
• Проведение оценки качества.
• На основе внешних критериев.
• На основе внутренних критериев.
• Сравнение с конкурентами и др. компаниями (бенчмаркинг).
• Улучшение процессов и систем.
• Внедрение постоянного процесса улучшений.
• Мониторинг процессов и систем.
• Реинжиниринг процессов.
• Внедрение тотального (всеобщего, полного) управления качеством.
Сегодня не существует стандартов на создание системы управления инновациями (СУИ), хотя очевидно, что основой для создания системы управления инновациями являются требования и рекомендации международных стандартов в области менеджмента качества (ISO серии 9000:2000)3, системы обеспечения безопасности пищевых продуктов ISO 22000 (НАССР)4, эко-логического менеджмента (ISO серии 14000)5, менеджмента в области охраны труда и безопасности (OHSAS) и др.
Процессный подход обеспечивает связи между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также их комбинацию и взаимодействие и имеет следующие преимущества:
• позволяет снизить функциональные барьеры между подразделениями предприятия за счет усиления горизонтальных связей;
• ведет к изменению подходов в организации работ: стираются вертикальные связи и возникают новые горизонтальные;
• позволяет более четко определять ответственность конкретных работников, что ведет к лучшему пониманию ими предъявляемых требований к выполняемой работе. Следствием этого является повышение эффективности использования ресурсов;
• облегчает прослеживаемость деятельности организации, делает ее более прозрачной за счет единства информационных потоков, что позволяет своевременно производить корректирующие действия с целью устранения причин снижения эффективности процесса. Таким образом, оптимизируется деятельность организации;
• позволяет снизить издержки организации, вызванные дублированием функций, которое часто встречается в функционально ориентированных организациях.
Применение процессного подхода к построению и интеграции систем управления предполагает, что должны реализоваться "сквозные" процессы, выполняемые различными подразделениями предприятия и приводящие к повышению эффективности производства через повышение качества продукции, представляющего ценность для потребителей, снижение издержек производства, а также обеспечивающие эффективный контроль воздействия деятельности, продукции или услуг на окружающую среду и профессиональную безопасность персонала предприятия, базисом которых является процесс техно-логической модернизации производства.
Самостоятельная работа
Деловая игра "Утро на даче"
Исходные данные: На даче находится отец, сын 14 лет и дочь 6 лет. В 8 часов уходит электричка, на которой они должны уехать в поход. С собой намерены взять бутерброды, чай, на завтрак следует приготовить отцу - черный кофе, детям - кофе с молоком, и всем - по одному бифштексу с отварным картофелем. Воду надо носить из колонки за 250 метров. Оборудование: На даче есть двухконфорная плитка, рукомойник наливной - 6 литров, наружный туалет - одноместный, одно ведро для воды 12 литров, 1 сковородка, на которой помещается 2 бифштекса, 1 чайник - емкость 1 литр, остальная утварь и посуда в избытке. Нужно определить время, в которое все должны подняться (одновременно), чтобы успеть на электричку. При этом надо выполнить следующий перечень дел (далее указаны номер дела, расход времени в мин для отца, сыл\на, дочки): 1 Встать, одеться 2 2 5 2 Туалет 2 5 7 3 Убрать постель 2 3 5 4 Зарядка 15 20 10 5 Принести воду с колонки Или 10 Или 10 - 6 Умыться, почистить зубы 5 5 8 7 Побриться 5 - - 8 Заплести косички Или 5 Или 5 И 5 9 Вскипятить воду Или 10 Или 10 - 10 Очистить картофель Или 8 Или 10 - 11 Сварить картофель Или 20 Или 20 - 12 Сварить кофе 5 - - 13 Заварить чай Или 5 Или 5 - 14 Вскипятить молоко Или 5 Или 5 - 15 Вымыть бифштексы 2 - - 16 Поджарить с одной стороны 10 - - 17 Накрыть стол Или 3 Или 3 Или 3 18 Позавтракать 15 15 20 19 Помыть посуду и убрать Или 10 Или 10 Или 20 20 Приготовить бутерброды Или 8 Или 12 - 21 Собрать вещи в дорогу Или 5 Или 5 - 22 Одеться, обуться 3 5 10 23 Дойти до электрички 8 8 8 24 Купить билеты Или 2 Или 2 - Примечания: Обозначение ИЛИ значит, что дело должен выполнить кто-то один, прочерк - что данное дело не может быть выполнено сыном или дочкой. Методические указания:При выполнении работы следует учитывать загрузку оборудования (нельзя на 2-конфорной плите одновременно жарить бифштексы, кипятить молоко и варить картошку) и т.д. и ресурсов - один человек в большинстве случаев не может делать одновременно 2 дела (за исключением случая, если первое дело носит пассивный характер - варка картошки, а второе начинается позже начала первого, и заканчивается раньше его). Расход воды на дела 6 - соответственно 2,2,1 литр, 7 - 2 литра, 11- 4 литра, 12 - 1 литр, 13- 2 литра, 15 -3 литра, 19 - 5 литров. Одновременно все должны: встать, начать завтрак, выйти на электричку. Примерфрагмента выполненного задания: Подведение итогов: Победителем признается группа (участник), вставший утром позже всех, и обосновавший расчетами свое решение. Наиболее удобно сделать временную диаграмму (диаграмму Гантта, см. выше приведенный пример), в которой по оси абцисс отложены интервалы времени, а по оси ординат участники. А дела можно обозначать цифрами. Или как Вам удобнее, но в форме, пригодной для восприятия и проверки. Можно сделать таблицы в Excel или Word, или выложить информацию на свою Web-страничку. |
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.
Тесты
1. СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЛИ ЗАДАЧ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ЭТО…
1) инновация
2) инновационный процесс
3) инновационный менеджмент
4) бизнес-процесс
5) бизнес-план
2. БИЗНЕС ПРОЦЕСС – ЭТО:
а. последовательность действий (шагов, этапов, функций), совершаемых в заданном порядке и направленных на достижение некоторой цели организации
б. основа, связывающая людей, капиталовложения и другие элементы в единое целое и определяющая те преимущества, которые компания, предлагает своим клиентам
в. ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата
г. устойчивая целенаправленная последовательность исполнения функций, направленная на создание результата, имеющего ценность для потребителя
д. программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности
1) а, б, в, г
2) б, в, г, д
3) а, в, г, д
4) а, б, г, д
5) а, б, в, д
3. КАКОЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ИЗ СЛЕДУЮЩИХ:
1) время исполнения
2) качество
3) надежность
4) затраты
5) заинтересованность
4. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВСЕГДА СТОЯТ ВОПРОСЫ
1) управления организацией
2) привлечения клиентов
3) продвижения товаров на рынке
4) эффективная реклама
5) безопасность
5. ВЫБЕРИТЕ ЛОЖНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ:
1) организация не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате
2) подавляющее большинство организаций в современном мире устроено по функционально-иерархическому принципу
3) в основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда
4) главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий начальник
5) данный подход позволяет сократить время и снизить издержки при обслуживании клиентов
6. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДЛЯ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДАК УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ:
1) вертикальная связь "начальник - подчиненный" довольно сильна
2) реализована иерархическая функциональная структура
3) большое количество согласований, увеличивающих время работы до получения результата
4) каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них
5) ярко выраженная ориентация руководителей на увеличение численности персонала и усложнение организационной структуры (иерархия)
7. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ:
1) мозгового штурма
2) инновационного менеджмента
3) бизнес процессов
4) функционально-ориентированного подхода управления предприятием
5) традиционного менеджмента
Контрольные вопросы
1. Что такое бизнес-процесс?
2. Для решения каких задач применяется бизнес-процесс?
3. Расскажите об основных этапах построения бизнес-процесса.
4. Как выглядит обобщенная модель бизнес-процесса?
5. Выявите различия между функционально-ориентированным подходом управления предприятием и процессно-ориентированным подходом к управлению предприятием.
6. Какой из подходов к управлению организацией является наиболее эффективным? Приведите конкретные примеры.
7. Для чего необходимо совершенствовать бизнес процессы?
8. Для чего необходимо выделять и совершенствовать бизнес процессы?
9. Как выглядит обобщенная модель бизнес процесса?
- Какие выделяются бизнес процессы организации?
- Возможно ли планирование инновационной деятельности с точки зрения процессного подхода?
- Какие бизнес процессы организаций направлены на освоение новых направлений, технологий и инноваций?
Проведите анализ решенной задачи всех участников игры.
Ситуационные задачи
Задача №1
Внеэффективно работающей организации сменилось руководство.
1. Как можно повысить эффективность работы организации?
2. Что такое бизнес процесс?
Задача №2
Вы сотрудник компании, производящей карты. В вашей компании жесткая иерархическая структура. Передавать карты можно строго по вертикали вверх или вниз. По горизонтали карты передавать нельзя. На руках должно быть не менее двух карт. Во время игры нельзя разговаривать вслух, можно лишь обмениваться записками.
1. Вместе с преподавателем решите данную задачу. После проведения игры необходимо провести рефлексию, то есть выявить цель игры и возможные ошибки, допущенные участниками игры. Кроме того, постарайтесь выявить наиболее эффективных ход решения игры.
2. Какие признаки неинновационной организации вам известны?
7. Список тем УИРС, предлагаемых кафедрой:
· Инновации в медицинской сфере.
· Инновации в образовании.
· Бизнес-процессы в медицине.
· Бизнес-процессы в образовании.
· Реинжиниринг бизнес процессов.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
Обязательная
1. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / С. Д. Ильенкова. – М. :Юнити-Дана, 2008. –Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/83268/
Дополнительная
2. Инновации в управлении медицинскими организациями / авт. текста А.А. Лебедев, М.В. Гончарова, О.Ю. Серебрянский и др., М: Литтера. – 2010.
3. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учеб.для вузов / Р.А. Фатхудинов. - СПб.: Питер. – 2012
Электронные ресурсы
1. БД «MedArt»
2. ИБС КрасГМУ
3. ЭБС Консультант студента
4. БД Ebsco