Исходный контроль знаний (устный опрос)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

для специальности060105 – Стоматология (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2

ТЕМА:«Управление инновационными проектами с использованием бизнес-процессов»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 2 от «20» октября 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор________Россиев Д.А.

Составители:

доцент ________________ Мягкова Е.Г.

д.м.н., профессор_______Россиев Д.А.

ст. преп. _______________Кичигина Е.И.

ст. преп. _______________Ратова М.Р.

Красноярск

1. Тема:Конференция: «Представление инновационных проектов». Управление инновационными проектами с использованием бизнес-процессов. Бизнес процесс. Обобщенная модель бизнес-процесса. Функционально-ориентированный и процессно-ориентированный подход управления предприятием.

2. Значение изучения темы:

· Учебное –обучающийся должен иметь представление о бизнес-процессе и особенностях его построения

· Профессиональное –при изучении данной темы преподаватель обращает внимание на изучение основных принципов построения бизнес-процессов, что позволит заложить основу для дальнейшего рационального использования студентом своих временных и материальных ресурсов

· Личностное –владение знаниями в области организации и управления инновационной деятельностью необходимы для анализа и синтеза новых идей и инновационных методов при принятии решений в будущей профессиональной деятельности

3. Цели занятия:на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

· обучающийся должен иметь представление о бизнес-процессе и особенностях его построения

· знать основные правила построения бизнес-процессов

4. План изучения темы:

4.1 Самостоятельная работа:

Инструктаж:

· По правилам решения задачи

Исходный контроль знаний (устный опрос)

Входящий контроль базовых знаний (устный опрос).

4.3 Самостоятельная работа по теме:

· Решение задачи и занесение результатов в табличный редактор

· Обсуждение полученных результатов. Определение победителей.

· Подведение итогов

Итоговый контроль знаний

Проверка выполненного задания с защитой

5. Основные понятия и положения темы:

Определение бизнес-процесса

Существует множество определений термина «бизнес-процесс».

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей. Международный стандарт ISO 9000 определяет организацию как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. По-другому организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение конкретных целей. Организация может быть корпоративной, государственной или частной.

Бизнес-процесс в узком смысле можно определить как набор связанных процедур, направленных на достижение определенного результата, представляющего ценность для потребителя. Бизнес-процесс использует определенные ресурсы (финансовые, материальные, человеческие, информационные) для преобразования входных элементов в выходные.

Вообще говоря, бизнес-процесс для предприятия представляет собой непрерывную серию задач, решение которых осуществляется с целью создания выхода (результата). Исходной точкой и конечным продуктом бизнес-процесса является выход, спрос на которые предъявляют корпоративные или внешние «потребители».

Бизнес-процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнес-процесса и увязать с ним многочисленные функции.

В центре внимания бизнес-процессов всегда стоят вопросы управления. Их цели поддаются строгому определению (например, сократить цикл бизнес-процесса «разработка продукта» на 30%), и они являются объектами учета стоимости (пооперационного определения стоимости).

Для создания моделей бизнес-процессов существует множество причин, например:

• оптимизация организационных изменений,

• хранение корпоративных знаний, в том числе в виде моделей-прототипов,

• создание и постоянный контроль технологической документации для получениясертификата ISO-9000 и других,

• вычисление стоимости бизнес-процессов,

• эффективное использование информации о процессах для реализации стандартных программных решений или систем workflow и адаптации их к конкретным нуждам.

Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате оптимизации бизнес-процессов, назовем лишь следующие:

• изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,

• изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,

• сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,

• рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функций создания выхода внешнему исполнителю),

• внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.

Самостоятельная работа

Деловая игра "Утро на даче"

Исходные данные: На даче находится отец, сын 14 лет и дочь 6 лет. В 8 часов уходит электричка, на которой они должны уехать в поход. С собой намерены взять бутерброды, чай, на завтрак следует приготовить отцу - черный кофе, детям - кофе с молоком, и всем - по одному бифштексу с отварным картофелем. Воду надо носить из колонки за 250 метров. Оборудование: На даче есть двухконфорная плитка, рукомойник наливной - 6 литров, наружный туалет - одноместный, одно ведро для воды 12 литров, 1 сковородка, на которой помещается 2 бифштекса, 1 чайник - емкость 1 литр, остальная утварь и посуда в избытке. Нужно определить время, в которое все должны подняться (одновременно), чтобы успеть на электричку. При этом надо выполнить следующий перечень дел (далее указаны номер дела, расход времени в мин для отца, сыл\на, дочки): 1 Встать, одеться 2 2 5 2 Туалет 2 5 7 3 Убрать постель 2 3 5 4 Зарядка 15 20 10 5 Принести воду с колонки Или 10 Или 10 - 6 Умыться, почистить зубы 5 5 8 7 Побриться 5 - - 8 Заплести косички Или 5 Или 5 И 5 9 Вскипятить воду Или 10 Или 10 - 10 Очистить картофель Или 8 Или 10 - 11 Сварить картофель Или 20 Или 20 - 12 Сварить кофе 5 - - 13 Заварить чай Или 5 Или 5 - 14 Вскипятить молоко Или 5 Или 5 - 15 Вымыть бифштексы 2 - - 16 Поджарить с одной стороны 10 - - 17 Накрыть стол Или 3 Или 3 Или 3 18 Позавтракать 15 15 20 19 Помыть посуду и убрать Или 10 Или 10 Или 20 20 Приготовить бутерброды Или 8 Или 12 - 21 Собрать вещи в дорогу Или 5 Или 5 - 22 Одеться, обуться 3 5 10 23 Дойти до электрички 8 8 8 24 Купить билеты Или 2 Или 2 - Примечания: Обозначение ИЛИ значит, что дело должен выполнить кто-то один, прочерк - что данное дело не может быть выполнено сыном или дочкой. Методические указания:При выполнении работы следует учитывать загрузку оборудования (нельзя на 2-конфорной плите одновременно жарить бифштексы, кипятить молоко и варить картошку) и т.д. и ресурсов - один человек в большинстве случаев не может делать одновременно 2 дела (за исключением случая, если первое дело носит пассивный характер - варка картошки, а второе начинается позже начала первого, и заканчивается раньше его). Расход воды на дела 6 - соответственно 2,2,1 литр, 7 - 2 литра, 11- 4 литра, 12 - 1 литр, 13- 2 литра, 15 -3 литра, 19 - 5 литров. Одновременно все должны: встать, начать завтрак, выйти на электричку. Примерфрагмента выполненного задания: исходный контроль знаний (устный опрос) - student2.ru Подведение итогов: Победителем признается группа (участник), вставший утром позже всех, и обосновавший расчетами свое решение. Наиболее удобно сделать временную диаграмму (диаграмму Гантта, см. выше приведенный пример), в которой по оси абцисс отложены интервалы времени, а по оси ординат участники. А дела можно обозначать цифрами. Или как Вам удобнее, но в форме, пригодной для восприятия и проверки. Можно сделать таблицы в Excel или Word, или выложить информацию на свою Web-страничку.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

Тесты

1. СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЛИ ЗАДАЧ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ЭТО…

1) инновация

2) инновационный процесс

3) инновационный менеджмент

4) бизнес-процесс

5) бизнес-план

2. БИЗНЕС ПРОЦЕСС – ЭТО:

а. последовательность действий (шагов, этапов, функций), совершаемых в заданном порядке и направленных на достижение некоторой цели организации

б. основа, связывающая людей, капиталовложения и другие элементы в единое целое и определяющая те преимущества, которые компания, предлагает своим клиентам

в. ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата

г. устойчивая целенаправленная последовательность исполнения функций, направленная на создание результата, имеющего ценность для потребителя

д. программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности

1) а, б, в, г

2) б, в, г, д

3) а, в, г, д

4) а, б, г, д

5) а, б, в, д

3. КАКОЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ИЗ СЛЕДУЮЩИХ:

1) время исполнения

2) качество

3) надежность

4) затраты

5) заинтересованность

4. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВСЕГДА СТОЯТ ВОПРОСЫ

1) управления организацией

2) привлечения клиентов

3) продвижения товаров на рынке

4) эффективная реклама

5) безопасность

5. ВЫБЕРИТЕ ЛОЖНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ:

1) организация не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате

2) подавляющее большинство организаций в современном мире устроено по функционально-иерархическому принципу

3) в основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда

4) главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий начальник

5) данный подход позволяет сократить время и снизить издержки при обслуживании клиентов

6. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДЛЯ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДАК УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ:

1) вертикальная связь "начальник - подчиненный" довольно сильна

2) реализована иерархическая функциональная структура

3) большое количество согласований, увеличивающих время работы до получения результата

4) каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них

5) ярко выраженная ориентация руководителей на увеличение численности персонала и усложнение организационной структуры (иерархия)

7. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ:

1) мозгового штурма

2) инновационного менеджмента

3) бизнес процессов

4) функционально-ориентированного подхода управления предприятием

5) традиционного менеджмента

Контрольные вопросы

1. Что такое бизнес-процесс?

2. Для решения каких задач применяется бизнес-процесс?

3. Расскажите об основных этапах построения бизнес-процесса.

4. Как выглядит обобщенная модель бизнес-процесса?

5. Выявите различия между функционально-ориентированным подходом управления предприятием и процессно-ориентированным подходом к управлению предприятием.

6. Какой из подходов к управлению организацией является наиболее эффективным? Приведите конкретные примеры.

7. Для чего необходимо совершенствовать бизнес процессы?

8. Для чего необходимо выделять и совершенствовать бизнес процессы?

9. Как выглядит обобщенная модель бизнес процесса?

  1. Какие выделяются бизнес процессы организации?
  2. Возможно ли планирование инновационной деятельности с точки зрения процессного подхода?
  3. Какие бизнес процессы организаций направлены на освоение новых направлений, технологий и инноваций?

Проведите анализ решенной задачи всех участников игры.

Ситуационные задачи

Задача №1

Внеэффективно работающей организации сменилось руководство.

1. Как можно повысить эффективность работы организации?

2. Что такое бизнес процесс?

Задача №2

Вы сотрудник компании, производящей карты. В вашей компании жесткая иерархическая структура. Передавать карты можно строго по вертикали вверх или вниз. По горизонтали карты передавать нельзя. На руках должно быть не менее двух карт. Во время игры нельзя разговаривать вслух, можно лишь обмениваться записками.

исходный контроль знаний (устный опрос) - student2.ru

1. Вместе с преподавателем решите данную задачу. После проведения игры необходимо провести рефлексию, то есть выявить цель игры и возможные ошибки, допущенные участниками игры. Кроме того, постарайтесь выявить наиболее эффективных ход решения игры.

2. Какие признаки неинновационной организации вам известны?

7. Список тем УИРС, предлагаемых кафедрой:

· Инновации в медицинской сфере.

· Инновации в образовании.

· Бизнес-процессы в медицине.

· Бизнес-процессы в образовании.

· Реинжиниринг бизнес процессов.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная

1. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / С. Д. Ильенкова. – М. :Юнити-Дана, 2008. –Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/83268/

Дополнительная

2. Инновации в управлении медицинскими организациями / авт. текста А.А. Лебедев, М.В. Гончарова, О.Ю. Серебрянский и др., М: Литтера. – 2010.

3. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учеб.для вузов / Р.А. Фатхудинов. - СПб.: Питер. – 2012

Электронные ресурсы

1. БД «MedArt»

2. ИБС КрасГМУ

3. ЭБС Консультант студента

4. БД Ebsco

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

для специальности060105 – Стоматология (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2

ТЕМА:«Управление инновационными проектами с использованием бизнес-процессов»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 2 от «20» октября 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор________Россиев Д.А.

Составители:

доцент ________________ Мягкова Е.Г.

д.м.н., профессор_______Россиев Д.А.

ст. преп. _______________Кичигина Е.И.

ст. преп. _______________Ратова М.Р.

Красноярск

1. Тема:Конференция: «Представление инновационных проектов». Управление инновационными проектами с использованием бизнес-процессов. Бизнес процесс. Обобщенная модель бизнес-процесса. Функционально-ориентированный и процессно-ориентированный подход управления предприятием.

2. Значение изучения темы:

· Учебное –обучающийся должен иметь представление о бизнес-процессе и особенностях его построения

· Профессиональное –при изучении данной темы преподаватель обращает внимание на изучение основных принципов построения бизнес-процессов, что позволит заложить основу для дальнейшего рационального использования студентом своих временных и материальных ресурсов

· Личностное –владение знаниями в области организации и управления инновационной деятельностью необходимы для анализа и синтеза новых идей и инновационных методов при принятии решений в будущей профессиональной деятельности

3. Цели занятия:на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

· обучающийся должен иметь представление о бизнес-процессе и особенностях его построения

· знать основные правила построения бизнес-процессов

4. План изучения темы:

4.1 Самостоятельная работа:

Инструктаж:

· По правилам решения задачи

Исходный контроль знаний (устный опрос)

Входящий контроль базовых знаний (устный опрос).

4.3 Самостоятельная работа по теме:

· Решение задачи и занесение результатов в табличный редактор

· Обсуждение полученных результатов. Определение победителей.

· Подведение итогов

Итоговый контроль знаний

Проверка выполненного задания с защитой

5. Основные понятия и положения темы:

Определение бизнес-процесса

Существует множество определений термина «бизнес-процесс».

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей. Международный стандарт ISO 9000 определяет организацию как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. По-другому организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение конкретных целей. Организация может быть корпоративной, государственной или частной.

Бизнес-процесс в узком смысле можно определить как набор связанных процедур, направленных на достижение определенного результата, представляющего ценность для потребителя. Бизнес-процесс использует определенные ресурсы (финансовые, материальные, человеческие, информационные) для преобразования входных элементов в выходные.

Вообще говоря, бизнес-процесс для предприятия представляет собой непрерывную серию задач, решение которых осуществляется с целью создания выхода (результата). Исходной точкой и конечным продуктом бизнес-процесса является выход, спрос на которые предъявляют корпоративные или внешние «потребители».

Бизнес-процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнес-процесса и увязать с ним многочисленные функции.

В центре внимания бизнес-процессов всегда стоят вопросы управления. Их цели поддаются строгому определению (например, сократить цикл бизнес-процесса «разработка продукта» на 30%), и они являются объектами учета стоимости (пооперационного определения стоимости).

Для создания моделей бизнес-процессов существует множество причин, например:

• оптимизация организационных изменений,

• хранение корпоративных знаний, в том числе в виде моделей-прототипов,

• создание и постоянный контроль технологической документации для получениясертификата ISO-9000 и других,

• вычисление стоимости бизнес-процессов,

• эффективное использование информации о процессах для реализации стандартных программных решений или систем workflow и адаптации их к конкретным нуждам.

Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате оптимизации бизнес-процессов, назовем лишь следующие:

• изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,

• изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,

• сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,

• рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функций создания выхода внешнему исполнителю),

• внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.

Наши рекомендации