Задачи экстремального управления.

Задачей автоматического управления рассмотренными объектами является поиск и поддержание таких значений входных воздействий объекта, которые обеспечивают экстремальное значение выходной величины независимо от действия возмущений.

Системы решающие эту задачу называются системами экстремального регулирования (ЭР).

Главная информация при построении экстремальных систем состоит в том, что объект имеет экстремальную характеристику. При этом часто не известны ни аналитическое описание характеристики, ни характер ее изменений при действии возмущений (координатных и параметрических), которые вызывают ее дрейф.

Решения задачи ЭР зависят от характера дрейфа статической характеристики. Причинами дрейфа являются изменения неконтролируемых параметров. Например, движение цели в случае с РЛС, или изменение влажности топлива в случае котельного агрегата. Возможны следующие варианты.

1) Статическая характеристика дрейфует вдоль оси ординат.

Задачи экстремального управления. - student2.ru

Рис. 2.6 Дрейф экстремальной характеристики по вертикали

В данном случае нет необходимости применять экстремальную систему. Значение можно определить заранее и поддерживать системой стабилизации. (Комбинированный контур, котельный агрегат)

2) Статическая характеристика объекта дрейфует по заранее известному закону (рис.2.7).

В данном случае проще получить зависимость Задачи экстремального управления. - student2.ru и реализовать систему программного регулирования. Примером подобной система является система спутниковой связи. Положение спутника связи точно известно в каждый момент времени и слежение за максимумом сигнала проще реализовать как отслеживание положение спутника.

Задачи экстремального управления. - student2.ru

Рис.2.7 Дрейф экстремальной характеристики по известному закону

3) Статистическая характеристика дрейфует по неизвестному закону.

Именно этот случай (рис. 2.8) требует разработки специальных методов реализации поискового режима.

Задачи экстремального управления. - student2.ru

Рис. 2.8 Произвольный дрейф экстремальной характеристики

Целесообразность применения ЭС

ЭС целесообразно применять

● если существует показатель качества, имеющий естественный или искусственный экстремум, с изменением которого происходит существенное изменение технико-экономической эффективности всей системы;

● если существует возможность определения экстремума функционала качества и формирования управляющего воздействия с целью получения экстремального режима работы;

● когда выгоды от увеличения технико-экономической эффективности существенно компенсируют затраты, связанные с реализацией экстремального управления.

Принцип действия ЭС

Как уже отмечалось, в зависимости от количества координат, характеризующих экстремальный статический режим объекта управления, ЭС делят на одномерные и многомерные. Начнем с одномерной ЭС, обобщенная структура которой представлена на рис. 2.9. В основном, ЭС содержит те же обязательные функциональные элементы, что и любая САР.

Задачи экстремального управления. - student2.ru

Рис. 2.9 Структура экстремальной системы

В частности, на рис. 2.9:

ИУ – исполнительное устройство,

УПУ – усилительно-преобразовательное устройство,

ИОЭ – измеритель отклонения от экстремума.

Основной интерес представляет ИОЭ.

Пусть исходное расположение статистической характеристики объекта задано кривой 1 на рис. 2.10, которая имеет максимальное значение Задачи экстремального управления. - student2.ru при Задачи экстремального управления. - student2.ru . Пусть далее произошло смещение характеристики по оси Задачи экстремального управления. - student2.ru и значение Задачи экстремального управления. - student2.ru упало с Задачи экстремального управления. - student2.ru до Задачи экстремального управления. - student2.ru .

При этом ясно, что измеряя только Задачи экстремального управления. - student2.ru и Задачи экстремального управления. - student2.ru нельзя определить направление смещения.

А вот если бы мы знали еще и скорость Задачи экстремального управления. - student2.ru , то проблема была бы решена.

Задачи экстремального управления. - student2.ru

Рис.2.10 Рис.2.11

Из рисунка 2.11 следует, что закон экстремального управления должен удовлетворять условию

Задачи экстремального управления. - student2.ru

при поиске максимума.

Таким образом, чтобы принять решение о том, куда двигаться, нужно менять Задачи экстремального управления. - student2.ru и определять Задачи экстремального управления. - student2.ru .

Отсюда следует правило: чтобы определить направление движения к экстремуму необходимо изменить входную величину и проанализировать реакцию на это изменение.

В отличие от обычных САР управление в ЭС носит дуальный характер, т.е. служит и для определения направления движения и для осуществления самого движения к экстремуму. Поэтому его часто делят на два вида – пробное и рабочее. Эти движения связаны между собой по- разному. Можно выделить три случая.

1) Пробное и рабочее движения разделены.

2) Пробное и рабочее движения совпадают.

3) Пробное и рабочее движение существуют одновременно.

Типы экстремальных систем

Наши рекомендации