Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить)

Тема 1. Введение.

Основные понятия теории принятия решений.

Задача – найти верное решение;функцию принятия решения можно рассматривать как задачу, которую (хотя и с разным содержанием) постоянно приходится решать в процессе управленческой деятельности и которая имеют следующую постановку – определить наилучший способ действий для достижения поставленных целей.

Задачи принятия решений:

- структурированные, слабо структур. и неструктур.;

- уникальные и повторяющиеся;

- статистические и динамические;

- в условиях определ. и неопределённости;

- с фиксированным набором альтернатив и с формулируемым в процессе принятия решений;

- с одним критерием и со многими.

А также:

- задачи выбора одной наилучшей альтернативы или выделение нескольких;

- индивидуальные и коллективные решения;

- волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения;

- технические, технологические и т.д.;

- оперативные, тактические и стратегические;

- рутинные и уникальные;

- интуитивные и рациональные;

- сложные и простые и т.д.

Решение.Не всякое р. является управленческим. Управленческое решение является выбором, как правило, между двумя альтернативами. Само решение предполагает существование по крайней мере двух альтернатив поведения (исходов). В противном случае проблемы принятия решений не возникает ввиду отсутствия выбора.

Цель.Видение желаемого состояния управляемой системы (выраженного количественно или качественно), так и результат правильной управленческой деятельности. Характеристика желаемой структуры или поведения системы после перехода её в изменённое состояние. Конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом её реализации. Обязательство управленческого персонала добиться определённых результатов в течении установленного времени.

Ограничение.Внутренние и внешние. На значение управляемых и неуправляемых переменных, которые в совокупности определяют область допустимых решений. Форма поведения или структура, которых следует избегать в изменённой системе при движении к цели, или ресурс, объём которого нельзя превышать при выборе средств достижения цели.

Критерий. Основание, по которому оценивается степень или уровень достижения цели (или избегание ограничения). Выражение, связывающее цель со средствами её достижения.

Варианты.Выбор из альтернатив.

Альтернативы.Набор частных стратегий, позволяющих достичь стратегические цели в рамках базовой стратегии и ограничений на ресурсы.

Лицо, принимающее решение. Человек или группа людей, наделённые необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

Системы поддержки принятия решений. Это математические модели и методы анализа и программные средства, позволяющие осуществлять помощь ЛРП в процессе принятия решений.

Классификация управленческих решений – запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированное – готовое решение, чаще всего проблема встречалась ни раз. Незапрограммированное – наоборот

Управленческие решения и ответственность - решение является управленческим, когда результат выбора как социальное явление влияет на других людей и воспринимается ими в качестве обязательного к исполнению. Лицо принимающее решение всегда несёт за него ответственность

Роль аналитика в процессе принятия решений.Аналитическая деятельность – разновидность творческой деятельности, предметом которой является анализ сложившейся ситуации в организации. Он обеспечивает и организует уточнение постановки задач, а также выявляет активную группу людей, которые имеют к задаче интерес и возможность в той или иной мере влиять на её решение. Аналитики в случае необходимости привлекают к работе экспертов.

Информационно-аналитическое обеспечение. Предполагает сбор массивов необходимых данных и обработку собранной информации для представления ЛРП.

Технологическое обеспечение. Помогает ЛРП опереться на опыт, накопленный при решении подобных проблем.

Тема 3. Организация как живая система.

Свойства живых систем.

-реагируют на входной сигнал в зависимости от своего внутреннего состояния;

-воздействие среды на систему может порождать континуум реакций (то есть столько реакций, сколько существует точек на прямой), так что с позиции теоретического внешнего наблюдателя такая ситуация может рассматриваться как отсутствие реакции на входной сигнал (свойство автономии);

-среда влияет на систему как источник модуляций, вызывающих спонтанные изменения структуры внутренних связей в ограничениях, налагаемых организацией системы;

-поведение системы определяется в основном текущим состоянием структуры, невидимой внешнему наблюдателю,, но и оттого, что некоторый входной сигнал, зафиксированный наблюдателем, может не восприниматься системой как входной, и наоборот.

Примеры живых систем – парадоксы управления.

Имеется аудитория с несколькими тысячами человек, каждый из которых держит в руках палку, одна половина которой зелёного, а другая – красного цвета. На зленном экране изображен круг, а на нём зеленая пятерка (цифра). Лидеры предлагают посмотреть сидящим в зале на экран., а затем, подняв палку зелёным или красным концом вверх, восстановить изображение на экране. Зал сканируют. Сначала на экране появляются красные и зелёные пятна случайных и неопределённых конфигураций. Но менее чем через 4 минуты картина на экране становится устойчивой: изображение восстановили. Цель достигнута только с помощью видения желаемого результата без знания как именно решить эту задачу.

Тема 4. Мета-модель.

Мета-модель – это набор лингвистических средств, направленных на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Мета-модель – модель воздействия языка в процессе коммуникации.

Язык – инструмент коммуникации. Для восстановления связи между языком и индивидуальным опытом, необходимо убедиться, что говорится то, что имеется в виду, и научиться более ясное понимать то, что имеют в виду другие, и как помочь другим выразить то, что они сами имеют в виду. Мета-модель представляет собой серию вопросов, имеющих своей целью восполнить утраченную информацию, восстановить структуру и извлечь специфическую (конкретную) информацию, чтобы придать смысл коммуникации. Запрещено использовать вопросы «почему?».

Мета-модель проясняет значении коммуникации. Она предполагает четкую рамку для вопроса: «что именно вы имеете в виду?».

Коммуникация – статистическое существительное, слово, которое включается в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение и переговоры. Реальная коммуникация – это циклы и петли обратных связей, которые включают по крайней мере двух человек. (воздействие слов – 7%, тон голоса – 38%, язык телодвижений – 55%).

Глубинная структура – в том случае, когда у говорящего есть полная и завершенная идея того, что он хочет сказать, это означает, что у говорящего сформирована данная структура, как называют это лингвисты. Глуб.структура не принадлежит сознанию, хотя язык и проникает на весьма глубокие уровни нашей неврологии.

Нейрологические уровни:

  • духовность (зачем мы здесь, какого наше предназначение, управляют нашей жизнью и формируют ее);
  • идентичность (мое базисное ощущение самого себя, мои центральные ценности в жизни, моя миссия);
  • убеждение (различные цели, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий; могут побуждать и ограничивать);
  • способности (группы или наборы поведений, общих умений и стратегий, которые мы используем в своей жизни);
  • поведение (выполняемые нами специфические действия, но не относящиеся к способностям);
  • окружение (то, на что мы реагируем, а также другие люди, с которыми мы встречаемся).

То, что мы на самом деле говорим, называют поверхностной структурой. Мы сокращаем глубинную структуру, чтобы выразиться ясно. Если бы мы не сокращали эту глубинную структуру, разговор бы стал длительным и педантичным.

Чтобы перейти от глубинной структуры к поверхностной, мы неосознанно делаем три вещи:

  • отбираем лишь некоторую часть информации, имеющейся в глубинной структуре; большая часть информации оказывается упущенной;
  • даем упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл;
  • будем обобщать: перечисление всех возможных исключений и условий может сделать разговор слишком громоздким.

Когда мы высказываем свою идею другим, мы обобщаем, искажаем и упускаем часть информации. Таким образом осуществляется этот переход. Мета-модель представляет собой серию вопросов, цель которых – повернуть вспять и разгадать упущения, искажения и обобщения языка. Эти вопросы имеют целью восполнить утраченную информацию, восстановить структуру и извлечь специфическую информацию. Это делается для того, чтобы придать смысл коммуникации.

Прояснение модели говорящего:

  • неспецифические существительные (проясняется заданием вопроса «кто или что именно…?»)

Имениннице подарили на день Рождения игрушку. Кто именно подарил?

  • неспецифические глаголы («как конкретно?», «как именно?»)

Девочка помогла незнакомой бабушке. Как именно она помогла?

  • сравнения (смысл сравнения «в сравнении с чем…?»)

Алина плохо вымыла полы в доме. Плохо по сравнению с чем?

  • суждения (близкие родственники сравнений; «кто высказал это суждение или на чем он основывался, делая его?»)

Ярослав выиграет конкурс, это очевидно! Для кого это очевидно?

  • номинализации (возникает тогда, когда глагол описывающий протекающий процесс превращается в существительное «обучение и дисциплина вместе с уважением представляют собой основы процесса воспитания»; смысл номинализации можно выяснить, превратив ее в глагол и задав вопрос об упущенной информации «кто кого номинализирует и каким образом он это делает?»)

Она считала, что у неё нет главного – обаяния и женственности. Что значит для неё обаяние и женственность?

  • модельные операторы возможности («не могу», «могу», «возможно», «невозможно»; необходимости перевести говорящего из состояния безвыходности в состояние возможности, например, не говорите «я не могу», скажите «я не буду»; т.о. происходит переориентация говорящего на возможность выбора «что случится, если вы это сделаете?», «что вас останавливает?»)

Я не могу выучить это стихотворение. Что вас останавливает сделать это? Рассказать этому человеку правду не представляется для меня возможным.Что будет, если ты расскажешь ему правду?

  • модальные операторы необходимости («следует», «не следует», «должен», «не должен», «обязан», «не обязан»; «что бы произошло, если вы все-таки сделали (не сделали) это?»; эти вопросы лежат в основе научного метода)

Ты обязан хорошо учиться и сдать экзамены на отлично. Что будет, если ты не сделаешь этого?

  • универсальные квантификаторы (генерализация или обобщение в случае, когда один пример берется в качестве представителя целого ряда возможностей; когда необходимо быть конкретным, мышление в терминах обобщений оказывается запутанным и неправильным; обобщения засоряют коммуникацию; «все», «каждый», «всегда», «никогда», «никто» и т.п. Смысл можно выяснить, попросив найти конкретный пример «было ли когда нибудь время, когда…?»)

Все мужчины – негодяи! Вам никогда не попадался ни один хороший мужчина? А как вы себя ведёте с мужчинами?

  • комплексная эквивалентность – когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они обозначают одно и то же «вы не улыбаетесь, значит, вы не получаете удовольствие»; визуал смотрит на говорящего, чтобы понимать то, о чем он говорит; кинестетик захочет смотреть при этом вниз. Эквивалентность может быть поставлена под сомнение вопросом «каким образом одно связано с другим?».

Вы стоите ко мне спиной, значит вам не нравится моя внешность. Каким образом одно связано с другим?

  • пресуппозиции (предположения со словами «так как», «когда», «если», «поймите», «осознайте», «игнорировать» - прессупозиции; подвергаются сомнению вопросом «что заставило вас подумать, что…?» - с подробным проявлением пресуппозии; мы вынуждены делать разные предположения; предположения не должны ограничивать нас, а предоставлять свободный выбор)

Когда получишь права, будешь меня подвозить? Почему ты решила, что я получу права? Не собираешься ли ты опять всё испортить? (Предполагается, что человек уже что-то портил). Почему ты думаешь что я что-то испорчу?

  • причина и следствие (причинно-следственная связь может быть подвергнута сомнению вопросом «каким конкретно образом одно вызывает другое?» или «что должно произойти такое, чтобы одно не было вызвано другим?»; обнаружив убеждения типа причинно-следственной связи, задайте вопрос «как именно вы заставляете себя реагировать таким способом на то, что вы видите или слышите?»)

Если я уйду, вы никогда не узнаете правду. Каким образом одно вызывает другое? Этот дождь навевает на меня грусть. Почему это вызывает у вас такие чувства?

  • чтение мыслей (телепатия – предположение или знание о том, что другой человек думает или ощущает, но не имеет непосредственного доказательства; интуитивная реакция, чистая галлюцинация, проекция наших собственных мыслей и чувств; «но зачем гадать, если можно спросить; 2 типа. 1 – человек предполагает, что он знает о том, что думает другой «он несчастен», «ей не нравится подарок»; должны быть приведены веские сенсорно обоснованные доказательства; 2 – зеркальное отражение первого типа: предоставляется другим людям власть читать наши мысли; это используется затем, чтобы потом упрекнуть нас в том, что они не понимают нас (когда мы думаем, что они должны были понять, «если бы ты любил меня, ты бы знал, чего я хочу»; человек использующий телепатию 2 типа может провоцировать ссоры; чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом «как именно вы узнаете, что…?»)

Этот человек не видит никого, кроме себя. Как именно вы это поняли? Он стоит и рассматривает себя в зеркало.

Списки.

Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить) - student2.ru

Дерево решений. это дерево, на ребрах которого записаны атрибуты, от которых зависит целевая функция, в листьях записаны значения целевой функции, а в остальных узлах — атрибуты, по которым различаются случаи.Чтобы классифицировать новый случай, надо спуститься по дереву до листа и выдать соответствующее значение.

Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить) - student2.ru

Диаграмма Исикавы. (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Также используется для первоначального ранжирования (определения значимости, силы влияния) факторов, воздействующих на исследуемый объект и выбора приоритетов для устранения проблемы или улучшения показателя.

Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить) - student2.ru

Моделирование.Три типа моделей: описательная (дискриптивная); аналоговая; символьная и математическая (матрицы).

Тема 6. Процесс планирования.

Планирование – процесс постепенного прояснения и детализации того, что необходимо сделать. И завершается он составлением плана.

Компонент – совокупность 1-2 элементов.

Компоненты плана – цели (должны быть сформулированы подробно и точно, должны соответствовать запланированным срокам, нормам и критериям) описание действий, ресурсы.

Схема процесса планирования.

1.Определение цели (формируются критерии достижения цели, соответствующие SMART).

2.Генерация и оценка вариантов. Происходит выбор варианта.

3.Определение действий. Составление списка.

4.Упорядочивание действий.

5.Определение необходимых ресурсов.

6.Пересмотр плана.

7.Составление плана и рабочего графика.

8.Мониторинг и контроль, корректировка в случае необходимости.

Принцип SMART –цели должны удовлетворять принципам SMART: конкретные (specific), измеримыми (measurable), достижимыми (achievable), релевантными (уместными, relevant), и согласованными по времени (timed).

Реструктурирование проблемы – может стать средством для открытия мысли. Такой подход называют гранфилд. это радикальный способ преобразования, означающий изменение всех ее составляющих или структур.

Метод «реструктурирование проблемы» -

Метод «побочное мышление»

Мозговой штурм - (англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

3 обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

* Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

* Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

* Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

* Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Роль творческого и аналитического в процессе планирования.

Метод «плюс-минус-интерес»

Матрица оценок альтернатив в соответствии с критериями – таблица, варианты/критерии.

Карта ключевых событий и план-график.

Ключевые события – создают основу для планирования как текущей деятельности, так и одноразового проекта. Они как каркас плана.

План-график – указывается не сроки выполнения действий, а лишь даты и названия ключевых событий.

Диаграмма Ганта (полосовая).Диаграмма Ганта состоит из полос ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), ее концы - моменты начала и завершения работы, ее протяженность - длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Cегодня» и др. Длина каждого из отрезков пропорциональна. В сложном случае д. Ганта посредством построения для отдельных её полос дополнительных диаграмм. В случае целесообразно: сетевые графики планирования и управления. Может определить критический путь.

Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить) - student2.ru

Оценка времени, необходимого для осуществления действий – метод тройной оценки: узнать у исполнителя макс. время, узнать миним. время, вычислить среднее. уточнить ресурсы: • составить полный список требуемых ресурсов с указанием стоимости каждого; • определить, когда и на какой срок потребуются эти ресурсы, какие из них имеются в наличии или могут быть легко получены, когда это потребуется; • определить дефициты и оценить расходы на приобретение дополнительных ресурсов; • исследовать возможность равномерного потребления ресурсов; • откорректировать план с учетом наличия ресурсов или приобрести недостающие ресурсы.

Модель изменения -

Жёсткие ситуации – связаны с изменением, подразумевающим существование оптимального решения для достижения чётко сформированной цели.

Мягкие ситуации – не решаемая лишь одним методом, не имеет единственного решения. из двух параметров, представленных в плоскости ситуаций, доминирует «эмоциональная вовлеченность», будущее состояние является плохо определенным и туманным, перспективы с точки зрения управления ситуацией расплывчаты и запутаны, что обусловлено высокой степенью неопределенности ситуации и ее эмоциональной неустойчивостью. Если ситуация «непроцедурная», не решаемая лишь административными методами и, как правило, не имеющая единственного решения.

Ограничение изменения – это хорошо определённая проблема. Характеризует: ясность в приоритетах, ограниченный временный масштаб, последствия изменений ограничения.

Неограниченные изменения. Характеризуются: длительным и неопределённым временным масштабом, приоритеты не очевидны, нет уверенности в том, в чём заключена проблема, неизвестно, что должно быть известно

Пространство для выбора метода изменений – проблемы (или ситуации), связанные с изменениями, можно классифицировать, используя значения двух параметров: «уровень эмоциональной вовлеченности людей» в проблему и «степень вычислительной сложности». Тогда каждую ситуацию изменений можно изобразить графически в виде односвязной области.

Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить) - student2.ru

Тема 1. Введение.

Основные понятия теории принятия решений.

Задача – найти верное решение;функцию принятия решения можно рассматривать как задачу, которую (хотя и с разным содержанием) постоянно приходится решать в процессе управленческой деятельности и которая имеют следующую постановку – определить наилучший способ действий для достижения поставленных целей.

Задачи принятия решений:

- структурированные, слабо структур. и неструктур.;

- уникальные и повторяющиеся;

- статистические и динамические;

- в условиях определ. и неопределённости;

- с фиксированным набором альтернатив и с формулируемым в процессе принятия решений;

- с одним критерием и со многими.

А также:

- задачи выбора одной наилучшей альтернативы или выделение нескольких;

- индивидуальные и коллективные решения;

- волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения;

- технические, технологические и т.д.;

- оперативные, тактические и стратегические;

- рутинные и уникальные;

- интуитивные и рациональные;

- сложные и простые и т.д.

Решение.Не всякое р. является управленческим. Управленческое решение является выбором, как правило, между двумя альтернативами. Само решение предполагает существование по крайней мере двух альтернатив поведения (исходов). В противном случае проблемы принятия решений не возникает ввиду отсутствия выбора.

Цель.Видение желаемого состояния управляемой системы (выраженного количественно или качественно), так и результат правильной управленческой деятельности. Характеристика желаемой структуры или поведения системы после перехода её в изменённое состояние. Конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом её реализации. Обязательство управленческого персонала добиться определённых результатов в течении установленного времени.

Ограничение.Внутренние и внешние. На значение управляемых и неуправляемых переменных, которые в совокупности определяют область допустимых решений. Форма поведения или структура, которых следует избегать в изменённой системе при движении к цели, или ресурс, объём которого нельзя превышать при выборе средств достижения цели.

Критерий. Основание, по которому оценивается степень или уровень достижения цели (или избегание ограничения). Выражение, связывающее цель со средствами её достижения.

Варианты.Выбор из альтернатив.

Альтернативы.Набор частных стратегий, позволяющих достичь стратегические цели в рамках базовой стратегии и ограничений на ресурсы.

Лицо, принимающее решение. Человек или группа людей, наделённые необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

Системы поддержки принятия решений. Это математические модели и методы анализа и программные средства, позволяющие осуществлять помощь ЛРП в процессе принятия решений.

Классификация управленческих решений – запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированное – готовое решение, чаще всего проблема встречалась ни раз. Незапрограммированное – наоборот

Управленческие решения и ответственность - решение является управленческим, когда результат выбора как социальное явление влияет на других людей и воспринимается ими в качестве обязательного к исполнению. Лицо принимающее решение всегда несёт за него ответственность

Роль аналитика в процессе принятия решений.Аналитическая деятельность – разновидность творческой деятельности, предметом которой является анализ сложившейся ситуации в организации. Он обеспечивает и организует уточнение постановки задач, а также выявляет активную группу людей, которые имеют к задаче интерес и возможность в той или иной мере влиять на её решение. Аналитики в случае необходимости привлекают к работе экспертов.

Информационно-аналитическое обеспечение. Предполагает сбор массивов необходимых данных и обработку собранной информации для представления ЛРП.

Технологическое обеспечение. Помогает ЛРП опереться на опыт, накопленный при решении подобных проблем.

Тема 2. Новая парадигма мышления и управления (проверить)

Парадигма – это система понятий, схем, проблем и решений этих проблем, о которых договаривается сообщество учёных и затем используется в человеческой практике. Соотношение части и целого в системе «управляющий-система» - система не является множеством отдельных объектов, она неделимое целое, которое необходимым образом включает в себя наблюдателя.

Эффективный менеджмент: на языке «управляющий-система» означает, что управляющий включен в систему и, управляя системой, управляет самим собой. Более того, говорить, что управляющий управляет системой, также верно, как и то, что система управляет управляющим. Каждый управляющий находится внутри системы, связан с ней сложностью взаимодействий и, можно сказать, управляет собой в структуре системы.

С позиции внешнего наблюдателя у системы может отсутствовать реакция на входной сигнал (свойство автономии). Считается, что окружающая среда влияет на систему только как источник модуляций, вызывающих спонтанные изменения структуры внутренних связей в ограничениях, налагаемых организацией системы.

Парадоксы управления: каждый управляющий находится внутри системы, связан с ней ложной сетью взаимодействий и, можно сказать, что он управляет собой в структуре системы. Это замкнутая ситуация лежит в основе многих парадоксов.

1. парадокс Эпименида о брадобрее, которому было приказано брить тех, кто не бреет себя сам. Проблемы не существует до тех пор, пока не возникает вопрос, что делать самому брадобрею. Тогда встает неразрешимая проблема: если брадобрею будет брить себя сам, то он не должен себя брить, если же он не будет себя брить, то должен себя брить, то есть любой из этих посылок следует ее отрицание и, следовательно, утверждение совпадает со своим отрицанием.

2. парадокс Лжеца: житель острова говорит, что каждый, живущий на острове, лжец.

3. парадокс Рассела (математический): множество всех множеств, не содержащих себя в качестве своего элемента.

Мифологическая парадигма.Проектирование внешнего мира человека на его внутренний иррационально (чувственно), интуитивно, бессознательно. Особая роль – ритуалы, навыки, умения.

Механистическая парадигма. Рациональный подход с линейными причинно-следственными связями. Появляется изобретательство, конструирование. Механистическое представление мира, математический анализ. Моделирование процессов основывается на понятии непрерывность приводящем к ряду логических парадоксов.

«Новая» («третья») парадигма: основные принципы. Коммуникация первой и второй парадигм, в основе лежит принцип равновесия рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, научного знания и интуиции. Освоение третьей парадигмы является одной из возможностей формирования современной методологии деятельности, включающей принятие компетентных решений при интегрировании имеющегося опыта, интуиции с достижениями современной науки, накопленными за последние 40-50 лет.

Наши рекомендации