Раздел 9. Культура организации.
Тема 9.1, 9.2. Организационная культура и организационные коммуникации.
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация (ПК-13).
Перечень изучаемых элементов содержания
Понятие культуры, идеологии, организационной культуры. Организационные коммуникации. Управление персоналом организации. Роль руководителя в организации. Лидерство, власть и влияние в организации. Деловое общение и публичные выступления, переговоры, совещания
Вопросы для самоподготовки:
1. Организационные коммуникации
2. Управление персоналом организации.
3. Деловое общение и публичные выступления, переговоры, совещания
Раздел 10. Виды и формы организаций.
Тема 10.1. Основные виды организаций. Тема 10.2. Единичные и корпоративные формы организаций.
Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация (ПК-13); анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрежения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-14)
Перечень изучаемых элементов содержания
Виды организации, хозяйственные организации. Формы организации предприятий. Единичные формы организаций. Корпоративные формы организаций.
Вопросы для самоподготовки:
1. Приведите основную классификацию хозяйственных организаций.
2. Дайте характеристику хозяйственных товариществ и обществ.
3. Перечислите основные единичные организационные формы организаций.
4. Какие основные групповые организационные формы организаций вы знаете?
Раздел 12. Процесс организационного проектирования
Тема 12.1. Принципы и требования к организационному проектированию. 12.2. Основные направления развития в сфере организационного проектирования.
Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация (ПК-13).
Перечень изучаемых элементов содержания
Принципы рационализации. Организационное проектирование. Стратегическое развитие организации. Структура организации. Реинжиниринг.
Вопросы для самоподготовки:
1. Принципы оргпроектирования.
2. Разработайте проект реорганизации, изменения структуры организации в соответствии с выбранной стратегией.
3. Принципы реинжиниринга.
4. Классификация организаций по правому статусу.
5. Классификация хозяйственных организаций.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Изучите сущность социального управления.
1. Укажите роль управления в преобразовании общества.
3. Рассмотрите системный подход в управлении.
4. Изучите взаимосвязь управленческих функций и процессы групповой динамики в синергетическом подходе.
5. Проанализировать организационные отношения (на примере конкретной организации) в рамках системного, процессного, синергетического, ситуационного подходов.
6. Рассмотрите функции государственного управления в Древнем Египте.
1. Изучите свод законов Хаммурапи и его роль в формализации социальных отношений.
Доклад оформите в виде презентации.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Управление в широком понимании этого термина – это …Одиночный выбор
(!)целенаправленный перевод любой заданной системы в нужное состояние и поддержание режима ее деятельности до достижения требуемого результата
(?)процесс адаптации системы к окружающей среде
(?)процесс регулирования в целях поддержания равновесия в системе
(?)консультирование объекта управления для достижения оптимальных результатов, при наименьших затратах времени и ресурсов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Проанализировать проблемы конкретной организации, разработать организационно-управленческие решений, опираясь на достижения научных школ в области управления.
1. Основные положения Ф. Тейлора
2. Основные положения теории Г. Форда
3. Стратегия управления человеческими ресурсами организаций
4. Распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования в теории П. Друкера
5. Теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных задач организации.
6. Эссе - На основе изученного материала опишите систему применения различных методов управленческого воздействия наиболее эффективную в современных системах управления.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Что является объектом социального управления? Одиночный выбор
(!)человек
(?)техническое устройство
(?)технологический процесс
(?)климатические условия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 3
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Проанализировать виды миссий различных организаций, найти общие черты, определить древо целей для конкретной организации.
1. Методы анализ внешней и внутренней среды в управлении.
2. Реализация функции планирования в зарубежных странах.
3. Стратегическое планирование и виды стратегий.
4. Прогнозная деятельность в управлении, виды прогнозов и применение прогнозирования
5. Применение информационных технологий в прогнозировании и планировании
6. Законодательное регулирование прогнозной деятельности и планирования в Российской Федерации
7. Аппаратная и линейная деятельность в управлении
8. Принципы организации управленческой деятельности
9. Организационная эффективность
10. Типы организационных структур
11. выявить виды деятельности органа местного самоуправления и на основе анализа построить организационную структуру.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 3: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Инструментальный аспект управления социальными системами – это … Одиночный выбор.
(!)«чем» осуществляется управление
(?)«кто» управляет «кем»
(?)«как» осуществляется управление
(?)«как» управление влияет на управляемых
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 4
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Сравнить изученные теории мотивации и выделить основные общие и отличительные черты. Рассмотреть систему мотивации работников в конкретной организации, определить недостатки и достоинства системы.
1. Классификация теорий мотивации
2. Развитие системы мотивации персонала в СССР
3. Сравнительные характеристики западных и отечественных взглядов на процесс мотивации.
4. Виды контрольной деятельности в управлении
5. Роль прямых и обратных связей в процессе контроля
6. Эффективность контроля
7. Понятие стандарт качества в управленческой деятельности
Задание: На примере системы управления рассмотреть реализацию функции контроля, определить субъектов реализации контрольной функции и этапы.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 4: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Важнейший принцип принятия управленческих решений – это … Одиночный выбор
(!)своевременность
(?)стратегическая направленность
(?)гибкость
(?)справедливость
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 5
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Найти в различных источниках определения понятия «организация», составить таблицу определений, проанализировать различия в определениях, предложить собственное определение.
1. Организации в современном мире.
2. Менеджмент и организация.
3. составьте список ключевых терминов, связанных с понятием «организация», дайте их определение.
4. составьте виды целей, иерархию целей организации.
5. Виды систем
6. Признаки системы
7. В чем заключается суть организации как сложной иерархической системы, взаимодействующей с внешней средой?
8. Из каких элементов состоит внутренняя среда организации?
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 5: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Процессный подход в управлении … Одиночный выбор
(!)рассматривает управление как взаимосвязанные действия, функции
(?)направлен на согласование целей каждого подразделения и исполнителя с генеральной целью организации
(?)раскрывает и конкретизирует принцип системности
(?)состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 6
Форма практического задания:контрольная работа
Примерный перечень тем контрольных работ
Прочитать книгу Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения». Ли Яккока «Карьера менеджера», Акио Морита «Сделано в Японии», В.И. Терещенко Организация и управление: опыт США
1. Основные вехи жизненного пути Г. Форда.
2. Сущность фордизма.
3. Причины кризиса на предприятиях Г. Форда.
4. Ли Якокка «Карьера менеджера».
5. Акио Морита «Сделано в Японии».
6. Сущность организационных законов
7. Законы возникновения и построения организации.
8. Законы сохранения и развития организации.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 6: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)формулировка закона: каждая система (биологическая или социальная) стремиться настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Что это за закон? Одиночный выбор
(?)закон самосохранения
(!)закон единства анализа и синтеза
(?)закон синергии
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 7
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Представить СВОТ-анализ и PEST-анализ конкретной организации.
1. Сетевая организация.
2. Многомерная организация.
3. Круговая организация.
4. Виртуальная организация.
5. Обучающаяся организация.
Задание № 6:Опишите основные законы развития конкретной организации. Сделайте вывод о возможности использования этих законов для конкретной выбранной вами организации.
Задание №7:Рассмотрите жизненный цикл и кризисные ситуации в конкретной организации.
Задание №8:Сформулируйте принципы рационализации для конкретной организации.
Задание №9:Разработайте проект реорганизации, изменения структуры и культуры организации в соответствии с выбранной стратегией.
Задание №10:Постройте производственную структуру предприятия по следующим признакам:
Предприятие специализируется в области производства технологического оборудования для порошковой металлургии и керамической промышленности. Оно выпускает четыре типа агрегатов – механические и гидравлические прессы, машины для измельчения и смешивания, ультразвуковые установки для очистки.
Удельный вес покупных инструментов и оснастки составляет около 50%.
Предприятие самостоятельно производит сжатый воздух и горячую воду. Остальные виды топливно-энергетических ресурсов предприятие покупает.
Отходы металлолома предприятие продает на сторону.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 7: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Кризис - это: Одиночный выбор
(!)переворот, пора переходного состояния,https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E8%E7%E8%F1 - cite_note-1 перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации
(?)установленные нормы отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций
(?)совокупность ценностей, норм, способов решения проблем, проявляющаяся в различных материальных формах и поведении членов организации
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 8
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Задание:
- найти и выписать основные определения следующих организационных форм: ассоциация, картель, концерн, синдикат, трест, финансово-промышленная группа, холдинг, банк, биржа, венчур, джоббер, завод, корпорация, фабрика.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 8: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Какая организация предоставляет помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получает за это комиссионные от сделок и формирует определенные ограничения на торговлю: Одиночный выбор.
(?)банк
(!)биржа
(?)венчур
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 9
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Согласны ли Вы с утверждением, что крупные производственные организации имеют преимущество по сравнению с мелкими с точки зрения показателей эффективности?
Задание:
В качестве задания на самостоятельную работу:
Ситуации для анализа «Новичок»
Сергей после окончания первого курса университета летом подрабатывал на обувной фабрике в родном городе. Его определили в бригаду, которая занималась погрузкой готовой продукции и разгрузкой привозимых на фабрику материалов. Через пару недель Сергей заметил, что бригада выполняет маленький объем работ и много времени тратит на разговоры и перекуры. Иногда Сергей один разгружал грузовик, а другие члены бригады занимались своими делами и даже прятались. Сергей решил поговорить с сослуживцами, но они дали понять «новичку», что если ему что-то не нравится, то он может уходить, а если пожалуется начальству, то пожалеет об этом. После этого разговора Сергей неформально был исключен из жизни бригады: в перерывах он оставался один, по пятницам его не приглашали пить пиво. Сергей подошел к старшему в бригаде и сказал: «Вы что, ребята? Я просто стараюсь делать свою работу, за которую хорошо платят. Поэтому не слоняюсь без дела. И честно говоря, я рад тому, что не такой как вы». Рабочий ответил ему: «Сынок, если бы ты побыл здесь с мое, то стал таким же».
Вопросы:
1. Проанализируйте возможные причины формирования такой организации — рабочей бригады. Какие типы групп существуют в данном случае?
2. Охарактеризуйте сложившуюся неформальную организацию и ее роль в деятельности формальной структуры.
3. Каковы основные неформальные роли членов бригады и Сергея?
4. Охарактеризуйте нормы поведения, сформировавшиеся в бригаде.
5. Как можно изменить сложившуюся ситуацию и отношение бригады к работе? Обоснуйте предложенные вами варианты.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 9: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Какие группы показателей могут быть использованы при оценке эффективности организационной структуры (выберите 3 правильных ответов):
(!)показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда
(?)показатели, характеризующие уровень централизации и децентрализации структуры управления
(!)показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень
(!)показатели, характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 10
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Задание:
1. Как понимать организационное проектирование как процесс?
2. Какие подходы к решению задачи проектирования организационных структур Вам известны?
3. Как Вы считаете, что несет большую угрозу при организационном проектировании – внутренние или внешние факторы?
Задание:
1. Какие принципы важны при создания архитектуры организации, а какие при ее функционировании? (Провести сравнительный анализ).
2. Какой из этапов проектирования ведется на основе технического задания и можно ли без него обойтись?
Задание:
Объясните сущность организационного моделирования. В чём различия между методами проектирования и методами выполнения проектных работ?
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 10: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Укажите неверное высказывание Одиночный выбор
(?)Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.
(!)Конкурентоспособность предприятия зависит только от конкурентоспособности производимой им продукции
(?)Конкурентоспособность продукции обязательный, но не единственный фактор, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия.
(?)В целях повышения своей конкурентоспособности предприятие может оказывать воздействие на факторы внутренней среды.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 11
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Задание:
1. Как понимать организационное проектирование как процесс?
2. Какие подходы к решению задачи проектирования организационных структур Вам известны?
3. Как Вы считаете, что несет большую угрозу при организационном проектировании – внутренние или внешние факторы?
Задание:
1. Какие принципы важны при создания архитектуры организации, а какие при ее функционировании? (Провести сравнительный анализ).
2. Какой из этапов проектирования ведется на основе технического задания и можно ли без него обойтись?
Задание:
Объясните сущность организационного моделирования. В чём различия между методами проектирования и методами выполнения проектных работ?
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 11: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Укажите неверное высказывание Одиночный выбор
(?)Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.
(!)Конкурентоспособность предприятия зависит только от конкурентоспособности производимой им продукции
(?)Конкурентоспособность продукции обязательный, но не единственный фактор, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия.
(?)В целях повышения своей конкурентоспособности предприятие может оказывать воздействие на факторы внутренней среды.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 12
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Представить СВОТ-анализ и PEST-анализ конкретной организации.
Задание № 1:Опишите основные законы развития конкретной организации. Сделайте вывод о возможности использования этих законов для конкретной выбранной вами организации.
Задание № 2:Рассмотрите жизненный цикл и кризисные ситуации в конкретной организации.
Задание № 3:Сформулируйте принципы рационализации для конкретной организации.
Задание № 4:Разработайте проект реорганизации, изменения структуры и культуры организации в соответствии с выбранной стратегией.
Задание № 5:Постройте производственную структуру предприятия по следующим признакам:
Предприятие специализируется в области производства технологического оборудования для порошковой металлургии и керамической промышленности. Оно выпускает четыре типа агрегатов – механические и гидравлические прессы, машины для измельчения и смешивания, ультразвуковые установки для очистки.
Удельный вес покупных инструментов и оснастки составляет около 50%.
Предприятие самостоятельно производит сжатый воздух и горячую воду. Остальные виды топливно-энергетических ресурсов предприятие покупает.
Отходы металлолома предприятие продает на сторону.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 12: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Кризис - это: Одиночный выбор
(!)переворот, пора переходного состояния,https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E8%E7%E8%F1 - cite_note-1 перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации
(?)установленные нормы отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций
(?)совокупность ценностей, норм, способов решения проблем, проявляющаяся в различных материальных формах и поведении членов организации
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 13
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Проанализировать виды миссий различных организаций, найти общие черты, определить древо целей для конкретной организации.
1. Методы анализ внешней и внутренней среды в управлении.
2. Реализация функции планирования в зарубежных странах.
3. Стратегическое планирование и виды стратегий.
4. Прогнозная деятельность в управлении, виды прогнозов и применение прогнозирования
5. Применение информационных технологий в прогнозировании и планировании
6. Законодательное регулирование прогнозной деятельности и планирования в Российской Федерации
7. Аппаратная и линейная деятельность в управлении
8. Принципы организации управленческой деятельности
9. Организационная эффективность
10. Типы организационных структур
11. выявить виды деятельности органа местного самоуправления и на основе анализа построить организационную структуру.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 13: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
Инструментальный аспект управления социальными системами – это … Одиночный выбор.
(!)«чем» осуществляется управление
(?)«кто» управляет «кем»
(?)«как» осуществляется управление
(?)«как» управление влияет на управляемых
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 14
Форма практического задания:расчетное практическое задание
Пример расчетного практического задания
Задание:Постройте производственную структуру предприятия по следующим признакам:
Предприятие специализируется в области производства технологического оборудования для порошковой металлургии и керамической промышленности. Оно выпускает четыре типа агрегатов – механические и гидравлические прессы, машины для измельчения и смешивания, ультразвуковые установки для очистки.
Удельный вес покупных инструментов и оснастки составляет около 50%.
Предприятие самостоятельно производит сжатый воздух и горячую воду. Остальные виды топливно-энергетических ресурсов предприятие покупает.
Отходы металлолома предприятие продает на сторону.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 14: форма рубежного контроля – компьютерное тестирование
Пример тестового задания
(??)Кризис - это: Одиночный выбор
(!)переворот, пора переходного состояния,https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E8%E7%E8%F1 - cite_note-1 перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации
(?)установленные нормы отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций
(?)совокупность ценностей, норм, способов решения проблем, проявляющаяся в различных материальных формах и поведении членов организации
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине
5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.
Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является экзамен, который проводится вустной форме.
5.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Код компетенции | Содержание компетенции (части компетенции) | Результаты обучения | Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы |
ПК-13 | способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организация | Знать: сущность и специфику организационно-управленческих решений; достижения научных школ в области управления | Этап формирования знаний. |
Уметь: анализировать и применять на практике достижения научных школ в области управления, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования профессиональной деятельности и организации управления. | Этап формирования умений. | ||
Владеть: навыками разработки организационно-управленческих решений, опираясь на достижения научных школ в области управления | Этап формирования навыков и получения опыта. | ||
ПК-14 | способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрежения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении | Знать: историю и основные тенденции развития управленческой мысли | Этап формирования знаний. |
Уметь: провести оценку проблемной ситуации в сфере управления, выявить основные закономерности и тенденции развития организаций | Этап формирования умений. | ||
Владеть: методами реализации основных управленческих функций (планирование, организация, мотивирование и контроль) | Этап формирования навыков и получения опыта. | ||
Владеть: нормами, приемами эффективного делового общения и публичных выступлений |