Расчёт и построение меридианного сечения колеса.
Меридианным сечением рабочего колеса называется сечение колеса плоскостью, проходящей через ось колеса. При этом лопасти рабочего колеса не рассекаются, а входная и выходная кромки лопасти наносятся на секущую плоскость круговым проектированием, т.е. каждая точка кромок лопасти проворачивается вокруг оси колеса до встречи с секущей плоскостью.
Профилирование меридианного сечения ведётся так, чтобы ширина межлопастного канала рабочего колеса изменялась плавно от входа к выходу. Для этого, обычно, задаются графиком изменения меридианной составляющей абсолютной скорости в функции от радиуса или длины средней линии межлопастного канала. Форма средней линии межлопастного канала рабочего колеса выбирается по прототипам в зависимости от величины коэффициента быстроходности .
Исходным уравнением для определения ширины межлопастного канала является уравнение неразрывности:
, где
- расчетная подача, ;
- некоторый произвольный диаметр, [м];
- ширина межлопастного канала на диаметре, [м];
- меридианная составляющая абсолютной скорости, ;
Разбиваем среднюю линию канала от радиуса R1 до радиуса R2 на некоторое количество участков (приращение радиуса мм).
=0.005 [м];
По формуле определяем ширину межлопастного канала на соответствующем радиусе и на принятой средней линии канала в меридианном сечении отмечаем точки, соответствующие радиусам ri. Приняв эти точки за центры, проводим ряд окрожностей, диаметр которых равен соответствующей ширине bi канала в меридианном сечении. Боковые стенки канала получаются как огибающие этих окружностей. В случае небходимости контуры канала корректируются по конструктивно-технологическим соображениям. Рекомендуется контур канала в меридианном сечении выполнять подобным по форме контурам у колес, которые имеют высокие гидравлические свойства.
1.4 Расчёт и построение цилиндрической лопасти рабочего колеса в плане.
Планом рабочего колеса называется сечение, полученное средней поверхностью тока и спроектированное на плоскость, нормальную к оси насоса. Сечение лопасти в плане строится по средней линии и толщине лопасти на соответствующих радиусах. Средняя линия сечения лопасти делит пополам толщину лопасти, отсчитываемую по нормали к средней линии лопасти.
Профилирование лопасти следует вести так, чтобы обеспечить возможно более благоприятные условия для безотрывного обтекания контура лопасти потоком рабочей среды. В этом случае гидравлические потери будут минимальными.
В тихоходных колёсах с цилиндрическими лопастями, у которых средняя линия канала в меридианном сечении имеет направление, близкое к радиальному, сечение лопасти в плане можно принять за истинное сечение лопасти поверхностью тока.
-угол установки лопасти;
dr - приращение радиуса;
Тогда дифференциальное уравнение средней линии будет иметь вид:
, откуда , при , и тогда
Угол установки лопасти колеса на соответствующем радиусе может быть определён по зависимости:
, где
- меридианная составляющая абсолютной скорости;
- относительная скорость;
- толщина лопасти;
t - шаг на соответствующем радиусе.
Так как значениями угла , толщиной лопасти , скоростями в функции радиуса задаются, как правило, не аналитически, а в виде графиков или таблиц, интегрирование уравнения
выполняется обычно приближённо по правилу трапеции.
Обозначим подынтегральную функцию . Тогда , где
- приращение центрального угла;
приращение радиуса;
- значения подынтегральной функции в начале и в конце рассматриваемого участка.
Тогда а величина радиуса вычисляется по уравнению
Указанные расчёты удобно проводить в табличной форме (табл.1)