Управление развитием ученического самоуправления.

Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.

Сбор информации и её анализ: осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления.

Планирование: в планировании участвуют: в классных коллективах – классные органы самоуправления, на общешкольном уровне – общешкольные органы самоуправления.

Организация: подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности. Педагоги-консультанты (на классном уровне это классные руководители, на общешкольном – педагоги-организаторы) учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу.

Контроль: эта функция осуществляется на уровне самоконтроля и контроля со стороны органа ученического самоуправления. Целью этой функции является получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.

Регулирование и коррекция: внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы.

В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления:

1 этап развития активности – деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2 этап развития активности – выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

3 этап (высший) развития активности – ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; формируется творческое отношение личности к конкретному делу.

Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления:

- формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся; каждый участник школьного самоуправления должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения; отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера доброжелательных отношений;

- предоставление обучающимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществления учебно-воспитательной деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы;

- формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.

Для создания данных условий, возникает необходимость работы в следующих направлениях:

1. Работа с ученическим коллективом.

Работа с ученическим коллективом осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с классными и общешкольным активами и работа с учащимися, не входящими в школьные активы.

Задачи работы с ученическим коллективом:

- активное вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления;

- поддержание инициативы и самостоятельности учащихся;

- формирование ответственности за порученное дело;

- формирование и обучение актива школы;

- помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления.

2. Работа с педагогическим коллективом.

Работа с коллективом педагогов школы является одним из важных направлений деятельности. Роль классного руководителя здесь очень важна, так как он должен создать атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу, к сотрудничеству.

Задачи работы с педагогическим коллективом:

- организация классного самоуправления на должном уровне;

- активное участие класса в общешкольных мероприятиях;

- организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих учащихся в общественно-ценные социализирующие отношения;

- диагностика, регулирование и коррекция классным руководителем индивидуального развития учащихся;

- включение всех классных коллективов в деятельность школьного самоуправления.

3. Работа с коллективом родителей.

Цель данного направления работы – объединить усилия семьи и школы, скоординировать их деятельность для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья – школа». Совместная работа всех участников образовательного процесса дает хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане.

Задачи работы с коллективом родителей:

- просвещение родителей по вопросам необходимости ученического самоуправления в школе;

- анализ результативности работы органов ученического самоуправления;

- анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате работы в органах ученического самоуправления;

- вовлечение родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы);

- совершенствование взаимодействия школы с учреждениями социальной сферы.

- усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике;

- формируются умения конструктивно решать возникшие проблемы;

- умения планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

- появится пакет творческих и социальных проектов;

- развитие навыков публичных выступлений;

- формирование культуры деловых отношений;

- организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих учащихся в общественно – ценные социализирующие отношения;

- вовлечение родителей в управленческую деятельность школы на различных уровнях.

Наши рекомендации