Управление развитием ученического самоуправления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
Сбор информации и её анализ: осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления.
Планирование: в планировании участвуют: в классных коллективах – классные органы самоуправления, на общешкольном уровне – общешкольные органы самоуправления.
Организация: подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности. Педагоги-консультанты (на классном уровне это классные руководители, на общешкольном – педагоги-организаторы) учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу.
Контроль: эта функция осуществляется на уровне самоконтроля и контроля со стороны органа ученического самоуправления. Целью этой функции является получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.
Регулирование и коррекция: внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы.
В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления:
1 этап развития активности – деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2 этап развития активности – выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
3 этап (высший) развития активности – ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; формируется творческое отношение личности к конкретному делу.
Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления:
- формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся; каждый участник школьного самоуправления должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения; отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера доброжелательных отношений;
- предоставление обучающимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществления учебно-воспитательной деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы;
- формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.
Для создания данных условий, возникает необходимость работы в следующих направлениях:
1. Работа с ученическим коллективом.
Работа с ученическим коллективом осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с классными и общешкольным активами и работа с учащимися, не входящими в школьные активы.
Задачи работы с ученическим коллективом:
- активное вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления;
- поддержание инициативы и самостоятельности учащихся;
- формирование ответственности за порученное дело;
- формирование и обучение актива школы;
- помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления.
2. Работа с педагогическим коллективом.
Работа с коллективом педагогов школы является одним из важных направлений деятельности. Роль классного руководителя здесь очень важна, так как он должен создать атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу, к сотрудничеству.
Задачи работы с педагогическим коллективом:
- организация классного самоуправления на должном уровне;
- активное участие класса в общешкольных мероприятиях;
- организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих учащихся в общественно-ценные социализирующие отношения;
- диагностика, регулирование и коррекция классным руководителем индивидуального развития учащихся;
- включение всех классных коллективов в деятельность школьного самоуправления.
3. Работа с коллективом родителей.
Цель данного направления работы – объединить усилия семьи и школы, скоординировать их деятельность для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья – школа». Совместная работа всех участников образовательного процесса дает хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане.
Задачи работы с коллективом родителей:
- просвещение родителей по вопросам необходимости ученического самоуправления в школе;
- анализ результативности работы органов ученического самоуправления;
- анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате работы в органах ученического самоуправления;
- вовлечение родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы);
- совершенствование взаимодействия школы с учреждениями социальной сферы.
- усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике;
- формируются умения конструктивно решать возникшие проблемы;
- умения планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
- появится пакет творческих и социальных проектов;
- развитие навыков публичных выступлений;
- формирование культуры деловых отношений;
- организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих учащихся в общественно – ценные социализирующие отношения;
- вовлечение родителей в управленческую деятельность школы на различных уровнях.