Модуль 1. «основы теории социалного управления»
Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины - предоставить студентам возможность изучить на теоретическом и организационно-практическом уровнях сущность и особенности управленческих взаимодействий на основе изучения специфики объекта и субъекта управления, моделей и механизмов управленческих взаимодействий, которые существенным образом влияют на результаты управленческой деятельности, с последующим применением этих знаний в сфере проектной, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Кроме того, вооружить студентов знаниями о преобразовательной составляющей социологического знания, включающей в себя методы диагностики состояния социальной реальности, прогнозирования её будущего состояния и методов модернизации. Социальная инженерия, как преобразовательная социология, даёт научное обоснование построению социального проекта нового состояния социальной системы, позволяет правильно выбрать социальные технологии для осуществления проекта. Социальная инженерия является средством реализации социального управления. Использование методов социальной инженерии способствует предотвращению конфликтных ситуаций в жизнедеятельности социальных сообществ.
Задачи учебной дисциплины: В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой; коммуникативной; организационно-регулирующей; исполнительно-распорядительной деятельности):
1. способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
2. готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
3. готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
4. готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности.
5. готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Современные теории и методы социального управления» относится кбазовой части основной профессиональной образовательной программы обучения по направлению подготовки магистратуры38.04.01 «Экономика».
Изучение учебной дисциплины проектный модуль «Современные теории и методы социального управления»базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Общая социология», «Экономика», «Правоведение», «Методология и методика социологических исследований». Для освоения дисциплины студент должен иметь знания социологии как науки о взаимодействии в социальных системах, позволяющей анализировать сущность субъектов управленческих взаимодействий, модели и механизмы их взаимодействий, определяющие результат управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровне, иметь готовность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Изучение учебной дисциплины проектный модуль «Современные теории и методы социального управления»является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков».
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины, в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (магистратура), направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных общепрофессиональных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-12..
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Знать:анализу, синтезу |
Уметь: применять абстрактному мышлению. | ||
Владеть: навыками к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. | ||
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Знать: социальную и этическую ответственность. |
Уметь: нести социальную и этическую ответственность за принятые решения. | ||
Владеть: готовностью действовать в нестандартных ситуациях. | ||
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Знать:творческий потенциал. |
Уметь: использовать творческого потенциала. | ||
Владеть:готовностью к саморазвитию, самореализации. | ||
ОПК-1 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности | Знать:русский и иностранный языки. |
Уметь:применять на практике коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках. | ||
Владеть:готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. | ||
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать: - социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
Уметь: - руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности. | ||
Владеть: - навыками руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | ||
ПК-1 | способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | Знать:результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. |
Уметь:обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. | ||
Владеть:способностью выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | ||
ПК-2 | способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования | Знать:результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. |
Уметь:обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. | ||
Владеть:способностью выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | ||
ПК-3 | способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | Знать:основы проведения исследования. |
Уметь:проводить самостоятельные исследования. | ||
Владеть:способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | ||
ПК-11 | способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти | Знать:деятельность экономических служб и подразделений на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти. |
Уметь:руководить экономическими службами и подразделениями. | ||
Владеть:способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти | ||
ПК-12 | способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности | Знать:критерии социально-экономической эффективности. |
Уметь:разрабатывать варианты управленческих решений. | ||
Владеть:способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности |
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 4__зачетных единиц.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
Аудиторные учебные занятия, всего | ||||||
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||
Учебные занятия лекционного типа | ||||||
Учебные занятия семинарского типа | ||||||
Лабораторные занятия | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся*, всего | ||||||
В том числе: | ||||||
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС | ||||||
Выполнение практических заданий | ||||||
Рубежный текущий контроль | ||||||
Вид промежуточной аттестации, контроль (час) | экзам 36 | экзам 36 | ||||
Общая трудоемкость учебной дисциплины, з.е. | ||||||
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
Аудиторные учебные занятия, всего | ||||||
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||
Учебные занятия лекционного типа | ||||||
Учебные занятия семинарского типа | ||||||
Лабораторные занятия | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся*, всего | ||||||
В том числе: | ||||||
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС | ||||||
Выполнение практических заданий | ||||||
Рубежный текущий контроль | ||||||
Вид промежуточной аттестации, контроль (час) | экзам 9 | экзам 9 | ||||
Общая трудоемкость учебной дисциплины, з.е. |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 144 часа.
Объем самостоятельной работы с контролем – 112 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, академических часов | ||||||
Всего | Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация | Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | |||||
Модуль 1.«Основы теории социального управления», 1 семестр | ||||||||
Раздел 1.1 Теоретико-методологические основы социального управления. | ||||||||
Тема 1.1.1 Социальное управление как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет социологии управления. | ||||||||
Тема 1.1.2. Особенности методологических подходов в теории управленческих отношений. Системный подход к управлению обществом. | ||||||||
Раздел 1.2. Развитие методов социального управления | ||||||||
Тема 1.2.1. Развитие социального управления в отечественной и зарубежной науке. Генезис теории управленческих отношений в обществе. | ||||||||
Тема 1.2.2. Социоинженерные методы в управленческой деятельности. | ||||||||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
Модуль 2. «Теория организационного поведения в системе управления», 2 семестр | ||||||||
Раздел 2.1. Теоретические основы организационного поведения. | ||||||||
Тема 2.1.1. Организационное поведение и современная парадигма социального управления | ||||||||
Тема 2.1.2. Основные подходы и теории организационного поведения | ||||||||
Тема 2.1.3. Психологические теории поведения | ||||||||
Раздел 2. Управление поведением индивида и группы. | ||||||||
Тема 2.2.1. Управление поведением отдельной личности в организации | ||||||||
Тема 2.2.2. Управление групповым поведением в организации | ||||||||
Общий объем часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 144 часа.
Объем самостоятельной работы с контролем – 134 часа.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, академических часов | ||||||
Всего | Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация | Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | |||||
Модуль 1.«Основы теории социального управления», 1 семестр | ||||||||
Раздел 1.1 Теоретико-методологические основы социального управления. | ||||||||
Тема 1.1.1. Социальное управление как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет социологии управления. | ||||||||
Тема 1.1.2. Особенности методологических подходов в теории управленческих отношений. Системный подход к управлению обществом. | ||||||||
Раздел 1.2. Развитие методов социального управления | ||||||||
Тема 1.2.1. Развитие социального управления в отечественной и зарубежной науке. Генезис теории управленческих отношений в обществе. | ||||||||
Тема 1.2.2. Социоинженерные методы в управленческой деятельности. | ||||||||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
Модуль 2. «Теория организационного поведения в системе управления», 2 семестр | ||||||||
Раздел 2.1. Теоретические основы организационного поведения. | ||||||||
Тема 2.1.1. Организационное поведение и современная парадигма социального управления | ||||||||
Тема 2.1.2. Основные подходы и теории организационного поведения | ||||||||
Тема 2.1.3. Психологические теории поведения | ||||||||
Раздел 2.2. Управление поведением индивида и группы. | ||||||||
Тема 2.2.1. Управление поведением отдельной личности в организации | ||||||||
Тема 2.2.2. Управление групповым поведением в организации | ||||||||
Общий объем часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | |||||||
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
4.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Раздел, тема | Всего СРС + контроль | Виды самостоятельной работы обучающихся, в т.ч. контроль | ||||||
Академическая активность, час | Форма академической активности | Выполнение практ. заданий, час | Форма практического задания | Рубежный текущий контроль, час | Форма рубежного текущего контроля | Контроль (промежут. аттестестация), час | ||
Модуль 1.«Основы теории социального управления», 1 семестр | ||||||||
Раздел 1.1 | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | реферат | Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя | |||||
Раздел 1.2 | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | реферат | Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя | |||||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | экзамен | |||||||
Модуль 2. «Теория организационного поведения в системе управления», 2 семестр | ||||||||
Раздел 2.1 | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | Кейс-задание | Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя | |||||
Раздел 2.2 | Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС | Кейс-задание | Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя | |||||
Общий объем, часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | экзамен |
4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.1
Форма практического задания: контрольная работа на основе метода системного анализа «8 колес» Тихомирова.
Выполнение задание предполагает анализ текста (предвыборной программы кандидатов в депутаты, партий; отчеты и т.п.) на основе метода системного анализа «8 колёс» Тихомирова.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.1: форма рубежного контроля –публичная защита контрольной работы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.2
Форма практического задания: реферат-презентация о вкладе ученых в развитие теории социального управления.
Необходимо собрать максимальную информацию об одном из предложенных в списке ученых и их вкладе в развитие теории социального управления. Материалы представить в виде презентации.
Примерный перечень тем рефератов-презентаций к разделу 1.2:
Список учёных
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2.1
Форма практического задания: Кейс-задание
Примерный перечень кейс-заданий к разделу 2.1
Ситуация 1
В фирму прибыл новый сотрудник - иностранец из Индии. У него возникли недопонимания с коллегами из-за различий в менталитете.
Вопрос: Как наладить уровень взаимопонимания в организации?
Ответ:
Ситуация 2
Вы – начальник отдела продаж. Ваш руководитель выговаривает Вам за промах, который допустил Ваш подчиненный во время разговора с клиентом в тот день, когда у Вас был законный выходной. Вы начинаете оправдываться перед руководителем и убеждать его в своей невиновности на повышенных тонах.
Вопрос: Какой принцип делового общения вы нарушали? Как вы должны были поступить в данной ситуации?
Ответ:
Ситуация 3
На встрече с деловым партнером сотрудник юридического отдела банка высказал свое мнение, по обсуждаемому вопросу, используя юридический сленг, непонятный собеседнику. Деловой партнер даже не стал вступать с ним в разговор и покинул встречу.
Вопрос: Какой принцип взаимопонимания в общении нарушен? Как должен был поступить сотрудник банка?
Ответ:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2.2
Форма практического задания: Кейс-задание
Примерный перечень кейс-заданий к разделу 2.2
Ситуация 1
Сотрудница просит вас подежурить на телефоне, так как у нее много работы, она не хочет отвлекаться по пустякам, а ей должен позвонить К. И вот через время раздается звонок и абонент просит позвать сотрудницу. Вы, помня о ее занятости, спрашиваете: «это К.? – А кто?». Теперь о вас подумают как об излишне любопытной персоне. А вы просто проявили участие и, возможно, заработались. Но это никому не интересно – вы излишне любопытная персона.
Вопрос: Что делать?
Ситуация 2
Новую сотрудницу вызывает начальник и сообщает, что ему поступили жалобы на неё. Говорят, что её постоянно нет на месте. В ответ сотрудница уверяет, что она всегда на месте, за исключением её законных перерывов. Начальник настроен решительно, не хочет слушать никаких отговорок, и грозиться уволить девушку. Хотя сам начальник уходит с работы задолго до девушки, он уверен, что полученная им информация правдива. Девушка не знает, как ей оправдаться перед начальником, переживает и начинает хуже справляться со своими обязанностями, к тому же с самого начала она не нашла общего языка со своей непосредственной начальницей.
Вопрос: Прав ли руководитель? Как надо ему поступить?
Ситуация 3
К директору предприятия пришла сотрудница Поворова и рассказала о том, что Морева каждый день отлучается из организации в рабочее время. Через несколько часов к директору пришла Морева и рассказала, что Поворова каждый день опаздывает. Так продолжалось в течении двух месяцев. Начальник устал от вечных доносов.
Вопрос: Что ему следует сделать?
Оформление работ, выполняемых в рамках самостоятельной работы, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по оформлению письменных работ обучающихся в рамках самостоятельной работы, утвержденными Учебно-методическим советом РГСУ, Протокол № 2 от 25 июня 2015 года.
Конкретные практические задания и задания для рубежного контроля определяются в учебно-методических материалах по работе обучающихся в электронной информационно-образовательной среде РГСУ с применением технологий электронного обучения по данной дисциплине, утверждаемых ежегодно кафедрой
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине.
5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.
Контрольными мероприятиями промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине являются два экзамена, которые проводятся в устнойформе.
5.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции (части компетенции) | Результаты обучения | Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Знать:анализу, синтезу | Этап формирования знаний | |
Уметь: применять абстрактному мышлению. | Этап формирования умений | |||
Владеть: навыками к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Знать: социальную и этическую ответственность. | Этап формирования знаний | |
Уметь: нести социальную и этическую ответственность за принятые решения. | Этап формирования умений | |||
Владеть: готовностью действовать в нестандартных ситуациях. | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Знать:творческий потенциал. | Этап формирования знаний | |
Уметь: использовать творческого потенциала. | Этап формирования умений | |||
Владеть:готовностью к саморазвитию, самореализации. | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ОПК-1 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности | Знать:русский и иностранный языки. | Этап формирования знаний | |
Уметь:применять на практике коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках. | Этап формирования умений | |||
Владеть:готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать: - социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Этап формирования знаний | |
Уметь: - руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности. | Этап формирования умений | |||
Владеть: - навыками руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ОПК-3 | способностью принимать организационно-управленческие решения | Знать:методы принятия организационно-управленческих решений. | Этап формирования знаний | |
Уметь:принимать организационно-управленческие решения. | Этап формирования умений | |||
Владеть:способностью принимать организационно-управленческие решения. | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ПК-1 | способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | Знать:результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. | Этап формирования знаний | |
Уметь:обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. | Этап формирования умений | |||
Владеть:способностью выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ПК-2 | способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования | Знать:результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. | Этап формирования знаний | |
Уметь:обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями. | Этап формирования умений | |||
Владеть:способностью выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ПК-3 | способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | Знать:основы проведения исследования. | Этап формирования знаний | |
Уметь:проводить самостоятельные исследования. | Этап формирования умений | |||
Владеть:способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ПК-11 | способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти | Знать:деятельность экономических служб и подразделений на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти. | Этап формирования знаний | |
Уметь:руководить экономическими службами и подразделениями. | Этап формирования умений | |||
Владеть:способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти | Этап формирования навыков и получения опыта | |||
ПК-12 | способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности | Знать:критерии социально-экономической эффективности. | Этап формирования знаний | |
Уметь:разрабатывать варианты управленческих решений. | Этап формирования умений | |||
Владеть:способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности | Этап формирования навыков и получения опыта |
Экзамен
Теоретический блок вопросов:
1. Социальное управление и социология управления как наука и учебная дисциплина.
2. Объект и предмет социального управления и социологии управления, сопоставление их с объектами и предметами других управленческих наук.
3. Основные категории социального управления и социологии управления, их интерпретация и особенности как социологических категорий.
4. Системный подход и системный анализ в управлении
5. Генезис теории управленческих отношений в обществе.
6. Развитие социологии управления в зарубежной науке.
7. Развитие социологии управления отечественными специалистами.
8. Авторитаризм как способ управления.
9. Демократический тип управления.
10. Менеджмент как способ управленческой деятельности.
11. Структура социологии управления.
12. Функции социологии управления.
13. Законы и закономерности социологии управления.
14. Методы социологии управления.
15. Метод системного анализа "Восьми колес".
16. Особенности корпоративных управленческих отношений.
17. Типология отношений руководства-подчинения в зависимости от уровня власти.
18. Специфика управленческих отношений в различных сферах жизнедеятельности людей.
19. Общество как самоорганизующаяся и управляемая система.
20. Логические законы управления организацией Муни и Рейли.
21. Власть. Виды власти в организации. Шкала лидерства (Танненбаума и Шмидта).
22. Синтетический подход" Урвика и Гьюлика.
23. Кадры в системе управленческих отношений.
24. Теория стилей Р.Лайкерта.
25. "Стимулирующий" и "предупредительный" стили. Модель Блейка и Моутона.
26. Модели руководства А.Этциони, Б.Касса, Р.Лайкерта.
27. Стиль руководства. Выбор стиля.
28. Сущность лидерства.
29. Соотношение каналов власти и степени зрелости объекта управления.
30. Развитие лидерского потенциала.
31. Менеджер как тип личности. Решетка менеджера.
32. Требования к менеджеру, их эволюция.
33. Имидж менеджера, его суггестия.
34. Объект и предмет социальной инженерии.
35. Преобразовательная сущность социальной инженерии.
36. Поэтапная и «утопическая» социальная инженерия в теории и на практике.
37. Роль и место социологической диагностики в социальной инженерии.
38. Роль социального прогнозирования в системе управленческих знаний.
39. Виды социального прогнозирования и процедуры их осуществления.
40. Виды и функции социальных моделей и моделирования.
41. Системно-функциональный подход к моделированию.
42. Роль социального эксперимента в управлении.
43. Методология, методы и средства социального проектирования.
44. Виды стратегий социального проектирования.
45. Необходимость социального планирования при реализации проекта.
46. Классификация социальных технологий.
47. Обеспечение социального управления методами социальной инженерии.
48. Обеспечение реализации социальной политики методами социального управления.
49. Факторы и технологии принятия эффективных управленческих решений.
50. Использование методов и технологий социальной инженерии при разработке управленческого решения.
Аналитическое задание:
1. Сопоставьте определение предметного поля дисциплины «социология управления» с такими дисциплинами как «теория управления», «менеджмент», «социология», «государственное управление».
2. Перечислите все разделы, которые составляют структуру дисциплины «социология управления» и обоснуйте эту структуру.
3. Приведите пример реальной демонстрации закона Эшби в системе управления организацией.
4. Покажите пять особенностей социологических категорий на примере понятийного аппарата дисциплины «социология управления».
5. Проинтерпретируйте и сопоставьте понятия "управлять", "руководить", "властвовать", "командовать".
6. Назовите и дайте интерпретацию понятий, описывающих отношения подчинения.
7. Представьте методологическую схему системного анализа по методике Тихоми<