Определение момента трения в подшипниках качения
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Получение практических навыков экспериментального определе-
ния момента трения в подшипнике качения от нагрузки и скорости вращения вала.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подшипники качения широко используются в качестве опор валов и вращающихся осей в машинах и приборах бытового назначения, в машинах швейного производства, для изготовления тканей и других.
В подшипниках качения потери на трение очень малы (в сравнении с подшипником скольжения) и почти не зависят от изменения нагрузки, скорости вращения вала, температуры рабочей среды. Подшипниковые заводы выускают радиальные, радиально-упорные и упорные подшипники качения различных типов и размеров. Задача проектировщика состоит в том, чтобы подобрать нужный тип и размер. Поэтому целесообразно при изучении деталей машин экспериментально рассмотреть ряд показателей подшипников качения. На рис. 1 представлены типовые конструкции подшипников.
1 1
3 3
4 4
2 2
а б в
Рис. 1. Типовые конструкции подшипников качения:
а – радиальный однородный шариковый; б – радиально-упорный конический; в – радиальный сферический шариковый двухрядный
Каждый из них состоит из четырех основных деталей: наружного кольца 1, внутреннего кольца 2, тел качения 3 (роликов или шариков) и сепаратора 4, отделяющего тела качения друг от друга.
При качении двух упругих тел друг по другу и силовом воздействии их поверхности деформируются, при этом возникает определенная поверхность контакта, которая имеет области сжатия а и области растяжения b (рис. 2).
Q
Шар
Шар
Кольцо
r r В
r а
b FT А
Рис. 3. Трение между шариком
Рис. 2. Сопротивление качению и канавкой
С ростом нагрузки N увеличиваются пятно контакта и напряжения в месте контакта. Кроме сопротивления качению из-за деформации поверхностей на величину трения влияют следующие факторы:
1. Скольжение между телами качения и кольцами. Так как контакт осуществляется в точках на различных радиусах вращения (рис. 3, т. А и т. В), то все точки контакта на шарике будут иметь линейные скорости, отличные друг от друга ( ). Это приводит к скольжению при движении тел качения. Другим фактором, вызывающим скольжение, является неизбежность неточности в геометрии тел качения при изготовлении.
2. Скольжение между телами качения и сепаратором.
3. Потери на трение между деталями подшипника и смазкой, а также между частицами смазки. Отсюда следует, что на величину момента трения в подшипниках качения влияет комплекс взаимосвязанных факторов. Поэтому целесообразно исследовать величину этих потерь экспериментально.
3. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Установка для определения момента трения в подшипниках качения (рис. 4) состоит из корпуса 1, установленного внутри него электродвигателя 2, который с помощью клиноременной передачи приводит во вращение вал 3, несущий головку 4 с испытуемыми подшипниками 5. Клиноременная передача имеет трехступенчатые шкивы. Включение двигателя производится с помощью переключателя, вмонтированного в корпус установки. Головка 4 с испытуемыми
13
11
10
4 5 6 9 12
3
15
14
8
2
7
1
Рис.4. Устройство экспериментальной установки для определения момента трения в подшипниках качения
подшипниками закрепляется на валу при помощи шпонки 6 и шарикового фиксатора. Для установки головки в нулевое положение по шкале 7 служит груз 8, перемещающийся на резьбовой штанге. Наружные кольца двух средних испытуемых подшипников 5 расположены в общей обойме 9, а наружные кольца двух крайних испытуемых подшипников 5 в общем корпусе головки 4. Схема нагружения подшипников такова, что испытываются одновременно четыре одинаковых подшипника.
При помощи нагрузочного устройства, состоящего из скобы 10, винта 11 и динамометрической пружины 12, средние подшипники поднимаются к валу усилием, регистрируемым индикатором 13. При этом реактивные силы нагружают два крайних подшипника. Возни-кающий в подшипниках момент трения стремится увлечь во вращение корпус головки и с ним обойму двух средних подшипников. Закрепленный на корпусе головки маятник с грузом 8 удерживает корпус от вращения и отклоняется на некоторый угол, зависящий от величины момента трения в подшипниках. Стрелка, закрепленная на маятнике, указывает на величину момента трения по шкале, протарированной в .
Устройство для смазки подшипников состоит из цилиндра 14 и поршня 15. Вращением штока можно вращать поршень и измерять уровень смазки в подшипниках. Наблюдение за уровнем смазки ведется через смотровое окно. Для определения начала стабильной работы подшипников предусмотрен термометр, контролирующий температуру смазки.
Технические характеристики установки:
1. Максимальное усилие, создаваемое нагрузочным устройством – 12000 Н.
2. Число оборотов вала – 970; 1880; 2800 об/мин.
3. Метод измерения нагрузки – динамометрической пружиной со встроенным индикатором (тарировочные данные по пружине приведены в табл. 1).
4. Метод измерения момента трения – маятниковым устройством.
5. Питание установки от сети 3-фазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц.
6. Головки с испытуемыми подшипниками четырех типов:
- радиальные однорядные легкой серии № 208;
- радиальные однорядные средней серии № 308;
- радиально-упорные роликоподшипники конические легкой серии № 7208;
- радиальные шариковые сферические легкой серии № 1208.
Таблица 1
Тарировочная характеристика динамометрической пружины
Усилие, Н | Прогиб пружины, мм |
0,33 0,65 0,98 1,28 1,54 |
Цена деления – 10 Н=0,0013 мм
Основные характеристики подшипников приведены в табл. 2.
Таблица 2
Основные характеристики испытуемых подшипников
Обозначение | ||||
Внутренний диаметр, мм | ||||
Наружный диаметр D, мм | ||||
Динамическая грузоподъемность, Н | ||||
Допустимая статическая нагрузка, Н |
4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с устройством установки для испытания подшипников качения.
2. Установить заданное преподавателем число оборотов вала.
3. Проверить наличие смазки в корпусе установки.
4. Включить установку на 3-5 мин. Выключить.
5. При отключенном вращении вала винтом нагружения создать нагрузки на испытуемые подшипники 0, 2500, 5000, 7500, 10000 и 12000 Н. Усилие нагружения определять по индикатору динамометрической скобы. На каждой ступени нагружения измерить момент трения по шкале.
6. Установить другое число оборотов вала и провести испытания в порядке, указанном в п. 5.
7. Построить графики зависимости момента трения от нагрузки и числа оборотов вала установки.
5. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Отчет о проделанной работе должен содержать исходные данные об испытанном подшипнике качения, его эскизное изображение, таблицу значений момента трения для различных усилий нагружения и скоростей нагружения вала, графики зависимости момента трения от величин нагрузок и скоростей вращения.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Устройство подшипников качения.
2. Факторы, влияющие на потери в подшипниках качения.
3. Как определяется момент трения в подшипниках качения на установке?
4. Достоинства подшипников качения. Их недостатки.
5. Примеры применения подшипников качения в изделиях бытового назначения.
Лабораторная работа 8