Формирование замысла инновационного проекта
Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.
Введем новые определения.
Проект– это комплексное, не повторяющееся мероприятие, предполагающее внедрение нового, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика.
Инновационный проект– намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.
Единого определения понятия «управление проектом» официально не существует. Вот несколько определений.
Управление проектом (УП) или Project Management (PM)– это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. (США, Свод знаний по управлению проектами, (PMI)).
Управление проектами– это управленческая задача по завершению проекта во время, в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями. Проект-менеджер является ответственным за достижение этих результатов. (Английская ассоциация проект-менеджеров).
Управление проектом– это единство управленческих задач, организации, техники и средств для реализации проекта. (Германия – DIN 69901).
Основными причинами появления проектов являются:
· неудовлетворенный спрос;
· избыточные ресурсы;
· инициатива предпринимателей;
· реакция на политическое давление;
· интересы инвесторов.
После формирования определенного числа альтернативных идей выполняется экспертиза с целью исключения из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемых. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер:
· недостаточный спрос на продукцию проекта;
· чрезмерно высокая стоимость проекта;
· отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта;
· чрезмерный риск;
· высокая стоимость сырья и комплектующих.
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:
· цель проекта;
· район размещения;
· назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;
· срок окупаемости;
· доходность проекта;
· предполагаемые источники и схема финансирования.
Предварительная проработка целей и задач
Инновационного проекта
Цели проекта должны быть четко сформулированы. Хорошие цели – это цели, удовлетворяющие характеристикам SMART: четкие, измеримые, ориентированные на действия, реалистичные, ограниченные по времени. Задачи проекта должны быть не менее четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг – формирование основных характеристик проекта. К числу таких характеристик можно отнести:
· наличие альтернативных решений;
· спрос на продукцию проекта;
· продолжительность проекта, в том числе и его инвестиционной фазы;
· оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию проекта;
· перспективы экспорта продукции проекта;
· сложность проекта;
· исходно-разрешительную документацию;
· инвестиционный климат в районе реализации проекта;
· соотношение затрат и результатов проекта.
Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных показателей. Если экспертная оценка вариантов решений показала, что проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его рассмотрения, включая детальный маркетинг.
На фазе разработки концепции заказчик (инвестор), исходя из своих целей и анализа ситуации, подготавливает декларацию о намерениях.
В этом документе излагается замысел инвестора. В процессе его подготовки анализируются:
· потребность в конечных результатах;
· имеющиеся ресурсы;
· влияние проекта на окружающую среду;
· общий инвестиционный климат;
· уровень качества и стоимость и др.
На уровне формирования замысла нет необходимости в точной количественной оценке будущих затрат. Чаще всего в подготовке этого документа участвуют консультанты в области управления проектами, а также эксперты по специальным вопросам. Декларация о намерениях особенно необходима при осуществлении проектов в области строительства.
Планирование инновационного проекта
Общие вопросы планирования
Сущность планирования состоит в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса мероприятий, действий, которые должны быть выполнены; в применении методов и средств реализации этих работ; в увязке ресурсов, необходимых для их выполнения; согласовании действий организаций – участников проекта. Планирование – это построение модели реализации проекта.
Планирование означает детальное определение того, что необходимо для успешной реализации проекта с соблюдением требований по трем параметрам: качеству, времени и затратам.
При планировании проекта необходимо ответить на следующие вопросы:
· Что необходимо делать?
· Кто и что должен делать?
· Кто с кем взаимодействует?
· Сколько и каких ресурсов нужно и для чего?
· Когда и откуда должны поступить ресурсы?
· Что сколько стоит?
· Что и когда должно быть оплачено, какие это средства, и откуда они поступают?
· Каковы лимиты ресурсов?
· Какое требуется качество, и как оно будет достигнуто?
Выделяют следующую группу процессов планирования инновационного проекта:
· Разработка плана управления проектом.
· Планирование содержания. Определение содержания.
· Определение состава операций. Определение взаимосвязей операций. Оценка ресурсов операций. Оценка длительности операций. Разработка расписания.
· Стоимостная оценка. Разработка бюджета расходов.
· Планирование качества.
· Планирование человеческих ресурсов.
· Планирование коммуникаций.
· Планирование управление рисками. Идентификация рисков. Качественный анализ рисков. Количественный анализ рисков. Планирование реагирования на риски.
· Планирование покупок и приобретений. Планирование контрактов.
Необходимо помнить об ошибках, которые можно допустить в процессе планирования:
· планирование с использованием ошибочных целей;
· планирование на основе неполных данных;
· планирование с привлечением только плановиков;
· планирование без учета предыдущего опыта;
· планирование ресурсов без учета их доступности;
· планирование без учета координации;
· планирование без учета мотивации;
· планирование с излишней детализацией;
· планирование ради планирования (не для отслеживания).