Я подозревал это, но мне не хватало еще какой-то мелочи в характеристике.
"В чем суть этой личности, где ее зерно?" — спросил я.
Подумав некоторое время, она сказала: "Значимость".
Услышав этот ответ, я мгновенно увидел личность во всей красе, почувствовал ее, увидел, когда она появилась в детстве и что было причиной ее появления, увидел я и ее противоположность. Обе эти противоположности начали сжиматься, подобно шагреневой коже, потом исчезли. На их месте осталась только пустота, ни одной мысли о том, кто выше, а кто ниже. Это был самый первый этап осознания того, что нет ни верха, ни низа.
Если вы считаете себя выше, не важно в чем, вы будете любить быть выше, вы станете стремиться быть выше, вы будете желать быть выше. Но поскольку мы живем в дуальной вселенной, иногда жизнь будет подтверждать то, что вы выше, а иногда — нет. Так начнет формироваться негативный опыт.
Появится я, которое будет знать, что оно выше. В его активе будет много побед и других "замечательных" событий, подтверждающих его значимость. Оно будет хранить и накапливать информацию определенного рода, касающуюся только его собственной значимости. Поэтому оно будет видеть, что оно выше, а остальные ниже.
И появится я, которое будет не очень лестного мнения о себе, а правильнее сказать, очень плохого мнения. На основании пережитого им опыта, когда вы терпели всевозможные поражения и унижения, оно сформирует множество негативных убеждений относительно себя и своих способностей. Оно так же, как и "высшее" я, будет видеть и отовсюду получать подтверждение, что оно — ниже, а рядом находящиеся люди — выше его. А как же может быть иначе? Чем себя считаешь, то и видишь. Так мы разделяем себя на верх и низ.
Оба этих я не хотят иметь никакого дела друг с другом. Они существуют в совершенно разных вселенных и проживают совершенно отдельную друг от друга жизнь. Это один из примеров того, как человек расщепляется на субличности.
Еще раз о духовности Раз мы затронули тему верха и низа, тема духовности напрашивается сама собой. Принято считать, что занятие собственным духовным развитием — это нечто высшее, а простое хождение на работу, зарабатывание денег, выращивание детей, занятие повседневными делами или сексом — низшее.
Я заметил, что многие люди рассматривают духовное развитие, во-первых, как нечто необычное (и черпают в этом процессе чувство собственной исключительности — они думают, что узнают что-то, чего не знают другие) и, во-вторых, как нечто отдельное от земной жизни. Оба эти, если можно так выразиться, явления в духовном развитии человека имеют один корень. Вот об этом мне и хотелось бы сказать несколько слов.
Корень этот лежит, как вы уже начали догадываться, в дуальном восприятии мира — самой банальной и врожденной способности ума все делить на выше — ниже, лучше — хуже, все выстраивать в ряд по ранжиру. Даже если перед человеком положить две совершенно одинаковые вещи, ум все равно, в конечном итоге, разделит их и скажет нечто вроде: "Вот эта вещь должна стоять на первом месте, а вот эта — на втором". И тут ничего не поделаешь, пока вы не станете ближе знакомиться с этим свойством ума разделять и властвовать. В противном случае, вы будете делить и делить и делить вещи бесконечно. Ни о какой свободе и гармонии с целым здесь, конечно, даже речи быть не может.
Вера в собственную исключительность, когда человек становится на духовный путь развития, происходит от веры в то, что небесный путь лучше земного, которая, в свою очередь, происходит от веры в то, что земной путь и духовный путь — это разные вещи. Как видите, тут нет никакого восприятия реальности, нет видения целого, есть лишь голая и сухая работа ума, который только и может, что присваивать оценки и разделять.
Как только вы поверили в свою исключительность, как только поверили в большую значимость своего духовного пути, сразу же в вас начинают расти гордыня, спесь, жажда руководить и направлять темную толпу, иначе говоря, жажда власти, желание проявить силу и поставить на колени все ту же непокорную толпу, потому что она вас не слушает и это вас бесит. Вы думали, что идете по высшему пути, а это все сугубо земные штучки, милостивые государи и государыни.
Люди готовы днями и неделями разговаривать о чакрах и силах, которые они открывают, о третьем глазе и других высших материях. Они ставят это превыше всего. Что станет с вашим третьим глазом и куда подеваются все высшие материи, если вам вдруг захочется в туалет, если вас будет распирать от нужды, а сходить будет некуда? Постарайтесь увидеть, что чакры существуют, потому что есть тело, а тело существует благодаря тому, что существуют чакры; третий глаз существует, потому что есть прямая кишка, а прямая кишка существует, потому что есть третий глаз. Все внутри нас взаимосвязано, и внутри нас нет ни высшего, ни низшего.
Однажды у одного Мастера Дзэн спросили: "Что такое Дзэн?" "Это когда я ем, сплю, испражняюсь", — ответил он.
Постарайтесь увидеть, что высшие чакры существуют благодаря низшим чакрам, и наоборот. Как бы высшие чакры узнали, что они высшие, если бы не было низших чакр? Постарайтесь увидеть, что верхняя часть тела существует благодаря нижней, и наоборот. Они отражают друг друга и равноценны. Постарайтесь увидеть, что земной путь и небесный — это одно и то же. Все это гармонично соединяется в человеке, и если мы будем проводить границы и разделять, то будем резать по живому, а это означает вредить самим себе.
И последнее. Как вы, наверное, заметили, очень часто, а может быть, и всегда, люди ударяются в духовность после какой-то психической или физической травмы или в результате каких-то жизненных неурядиц. Они сбегают от чего-то, с чем очень и очень не хотят встречаться лицом к лицу — чаще всего речь здесь идет о боли. В духовности и религии они находят убежище. Все здесь замечательно, кроме одного: это бегство, бегство от трудностей жизни и тех страданий, которые она несет с собой.
Сравните: бежать — убежать — убежище — убеждение. Проще всего искать убежище в занятиях духовными дисциплинами или в вере, но не забывайте, что вы пришли сюда проживать именно земной путь, а не мифический, небесный. Быть мыслями на небесах и ходить по земле означает постоянно спотыкаться и расшибать себе лоб, что, впрочем, очень часто и происходит.
Замечательно иметь какие-то убеждения — мы часто говорим: "Это мое твердое убеждение", — но не забывайте, что каждое ваше убеждение — это то, куда вы спрятались от многообразия мира, не желая иметь с ним ничего общего. Как бы высоки ваши убеждения ни были, они все равно ограничивают вас, заслоняя от вас внешний и внутренний миры.
Поскольку термин "духовность" (кстати, определите для себя его смысл) стал таким популярным в настоящее время, у меня к вам есть несколько вопросов: