Персонал — это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Основными признаками персонала являются:
• наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом).
• обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте, а, следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих;
• целевая направленность деятельности персонала,
Структура персонала организации— это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку.
Она может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей.
Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «занятые на обрабатывающих центрах» и т.д.
Рассмотрим более подробно основные признаки структурирования персонала организации.
По признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
• руководители, осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (организации в целом — директор, генеральный директор, управляющий и их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений — отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;
• специалисты — лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции
• другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание
• рабочие
Деление персонала организации на категории осуществляется в соответствии с нормативным документом — Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Профессиональная структура персонала организации Квалификационная структура персонала
Половозрастная структура персонала организации — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.
Структура персонала по уровню образования
Критерии оценки потенциала сотрудника. Сущность метода «360 градусов». Характеристика метода «анкетирование».
Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
Критерий оценки персонала — порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.
Можно выделить четыре группы критериев, которые используются в любой организации с некоторыми коррективами:1. профессиональные; 2. деловые критерии оценки персонала 3. морально-психологические критерии оценки 4. специфические критерии
Потенциал сотрудника по каждому критерию может иметь три уровня – высокий, средний и низкий.После проведения собеседования определяются параметры и анализируются уровни развития исследуемых критериев, оценивается их соотношение и взаимодействие, определяется потенциал работника, исходя из заявленных критериев.
Для этого критерии оценки должны быть открытыми и понятны сотрудникам. Поэтому одна из основных задач, стоявших перед службой по управлению персоналом - это создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения надежности, достоверности, точности, объективности, простоты, понятности, доступности и комплексности.
Как правило, при проведении оценки 360 градусов опрашиваются четыре группы сотрудников организации:
1. Сам менеджер.
2. Его непосредственные подчиненные.
3. Коллеги.
4. Руководство.
Риски.
1.Риск нарушения конфиденциальности.
2. идея не будет воспринята сотрудниками компании как полезная и важная процедура.
3. возникновения негативных эмоциональных.
Во избежание этих рисков следует придерживаться следующих правил в работе:
1. Строгое соблюдение технологии, Тщательная подготовительная работа со всеми людьми, Использование только высокопрофессиональных, специально обученных консультантов, формирование рекомендаций по всем возможностям и ограничениям метода.
Анкетирование – это один из методов обратной связи с сотрудниками компании. Он представляет собой некий опрос при помощи специального бланка-анкеты. Процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована, что позволяет сосредоточиться исключительно на намеченном предмете исследования.
Среди основных достоинств анкетирования стоит назвать:
· Минимум трудозатрат
· Минимум затрат при охвате большого количества респондентов за раз
· Гарантированная анонимность и как следствие большая вероятность достоверности
· Возможность разъяснения респонденту непонятно сформулированного вопроса
· Возможность проведения в течение короткого периода времени
Анкетирование делится на несколько видов:
При сплошном анкетировании опрашиваются все сотрудники компании. Оно оправдано в тех случаях, когда необходимо узнать мнение сотрудников по стратегическим вопросам. Выборочное анкетирование проводится для получения обратной связи по какому-либо вопросу.Во время именного анкетированиякаждый работник вписывает в бланк анкеты свои личные данные. При этом он тщательно обдумывает ответы на поставленные вопросы. С одной стороны, это несомненный плюс данного вида анкетирования. С другой, существует большая доля вероятности получения недостоверных ответов. А это уже существенный минус.
Анонимное анкетированиедает больше открытых и правдивых высказываний, но и увеличивает число поспешных и необдуманных ответов.
Очное анкетирование проводится в присутствии представителя от его организатора в определенное время и в определенном месте.
При заочном анкетированиибланки раздаются заранее или рассылаются по почте. Заполнить их можно в любое время в течение отведенного срока.