Решение собрания о выборе способа управления в отсутствие договора управления не дает оснований считать организацию управляющей
Выбор собственниками помещений способа управления в виде управляющей организации является необходимым, но не достаточным основанием для предъявления материальных притязаний на оплату услуг в сфере ЖКХ со стороны избранной управляющей организации. Законодатель считает, что единожды избранный способ управления может быть реализован, а может оказаться нереализованным. В последнем случае возникает необходимость проведения открытого конкурса:.
“Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом ИЛИ если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано” (ч.4 ст. 161 ЖК РФ)
С этой нормой корреспондируется положение ч. 4 ст. 20 ЖК РФ:
“Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом ИЛИ если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано”.
С этой нормой корреспондируется Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Согласно подпункту 2 пункту 3 указанного Порядка основанием для проведения конкурса явлется ситуация, при которой принятое собственниками помещений в многоквартирном доме при наличии решения о выборе способа управления договоры управления многоквартирным домом,предусмотренные статьей 162 ЖК РФ, не заключены.
Государственный орган – Федеральная Антимонопольная служба - в своих Рекомендациях по применению статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления МКД (октябрь 2014 г.) разъясняет:
В случае не заключения договора с управляющей организацией собственниками помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме или при не заключении договора управления всеми собственниками помещений многоквартирного дома, способ управления многоквартирным домом не реализован. Таким образом, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Пунктом 16 “Правил содержания общего имущества…”, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 №491, установлено, что договор управления является основным условием надлежащего содержания общего имущества при выборе способа управления посредством управляющей организации.
«Правилами осуществления деятельности по управлением МКД”, утвержденными Постановлением Правительства №416, предусмотрено, что деятельность по управлению МКД может быть осуществлена только теми управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (п.”в” ст. 1).
Таким образом, договор управления является доказательством реализации способа управления. Это доказательство определенного вида.
Поскольку договора управления с собственниками управляющая организация не заключило, тем самым доказано, что способ управления домом не реализован. И оплачивать услуги той организации, которая опустит в почтовый ящик счет, было бы проявлением неосмотрительности со стороны излишне доверчивых жителей. Между тем законодательство обязывает граждан проявлять осторожность и осмотрительность (ст. 32, 40, 49, 51 - 53 НК РФ).
При нереализованном способе управления управляющая организация действует в обход закона, за пределами правого поля, в расчете на введение в заблуждение как граждан, так и государственных органов.
В договоре управления должны быть прописаны возможности контроля за исполнением обязательств сторон. В отсутствие договора нет никакой гарантии сохранения денежных средств потребителей услуг вообще.
Отсутствие договора создает благоприятные условия для злоупотреблений. По закону должен быть прописан порядок приемки исполнения. Если приемка не организована, то не исключено предъявление "нарисованных" объемов потребления по произвольным ценам. Оплачивать заведомо завышенные счета - означает поощрять незаконную деятельность. А поэтому единственный выход - приостановить оплату до устранения нарушений требований закона.