Описание результатов микроисследования.

7. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию отношений (качеств) в коллективе.

Все анкеты, тесты, вопросники, найденные в психолого-педагогической литературе и составленные самостоятельно, а также эмпирический материал, должны быть приложены к результатам микроисследования.

Возможная тематика микроисследований по педагогике:

1. Особенности взаимодействия учителя с:

а) родителями,

б) «трудными подростками»,

в) ученическим коллективом.

2. Отношение школьников к:

а) учебе,

б) школе,

в) учителю,

г) одноклассникам,

д) родителям.

3. Участие детей в неформальных молодежных организациях.

4. Особенности общения школьников.

5. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении.

6. Мечты и идеалы школьников.

7. Причины неуспеваемости учащихся.

8. Любимые игры и занятия школьников в свободное время.

9. Эстетические вкусы и пристрастия учащихся.

10. Уровень: а) нравственной, б) эстетической, в) экологической воспитанности детей.

11. Степень сплоченности ученического коллектива.

12. Причины трудновоспитуемости подростков.

13. Влияние стиля педагогического общения на формирование отношений в системе «учитель-учащиеся».

14. Требования школьников к личностным качествам учителя.

15. Требования школьников к профессионально-педагогическим качествам учителя.

16. Представления детей об «идеальной школе».

17. Свой вариант.

Образец составления программы микроисследования по педагогике

Программа микроисследования по педагогике

«Ценностные ориентации школьников»

(данная тема предложена исключительно в качестве примера)

Этап Задачи Методы исследования Используемые методики (указать автора и название) Сроки
Подготовительный 1. Разработать анкету «Ценностные ориентации школьников». 2. Разработать программу наблюдения. 3. Разработать вопросник для беседы Например: - Анализ теоретической литературы - Анкетирование - Наблюдение Например: С.С. Бубнова «Методика диагностики ценностных ориентаций личности»
Формирующий 1. Выстроить иерархию ценностных ориентаций школьников. 2. Определить степень адекватности ценностных ориентаций школьников целям воспитания. Например: - Беседа - Проведение и анализ сочинений - Создание и анализ восп. ситуаций
Итоговый 1. Систематизировать полученные результаты. 2. Классифицировать выявленные ценностные ориентации школьников. 3. Выявить тенденции в содержании и структуре ценностных ориентаций школьников Например: - Наблюдение - Анкетирование - Системный анализ

Задание № 2. Разработать и провести воспитательное мероприятие (интеллектуальную игру, викторину, конкурс и т.д.) в рамках своего микроисследования, выполнить его педагогический анализ.

Схема разработки воспитательного мероприятия:

· Тема воспитательного мероприятия.

· Цель мероприятия.

· Школа, класс, возраст учащихся.

· Дата и время проведения.

· Педагогическое обоснование темы воспитательного мероприятия для формирующего этапа в рамках своего исследования.

· Форма проводимого воспитательного мероприятия.

· Сценарий воспитательного мероприятия (должен быть приложен).

· Список использованной литературы.

· Анализ воспитательного мероприятия.

Схема педагогического анализа воспитательного мероприятия:

1. Деятельность учащихся по подготовке воспитательного мероприятия, их активность, творчество, степень участия.

2. Наглядное оформление мероприятия, использование технических средств.

3. Участие гостей, родителей, классного руководителя, их позиция.

4. Психологическое состояние, поведение учащихся в процессе проведения мероприятия

(реакция детей, их интерес, увлечённость, активность, эмоциональность).

5. Взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, стиль общения.

6. Содержание и методика проведения мероприятия:

а) соответствие содержания мероприятия поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к мероприятию, их активность;

г) приемы и методы, использованные на мероприятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей действительности.

7. Особенности личности воспитателя, проводящего мероприятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

8. Педагогическая ценность проведенного мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).

9. Оценка проведённой работы и результаты мероприятия. Достигнута ли цель данного мероприятия?

10. Недостатки в подготовке и проведении воспитательного дела.

11. Рекомендации, советы по проведению подобных воспитательных мероприятий.

Задание № 3. Разработать и провести этическую беседу с учащимися, в рамках своего микроисследования, представить анализ беседы по плану:

а) подготовительный этап (тема, цель, план).

б) беседа (содержание, анализ: что удалось сделать, поведение и эмоциональное состояние учащихся).

в) заключительный этап (чем закончилась беседа, что она дала Вам, учащимся, выводы).

Задание № 4. Выполнить общий анализ педагогической практики, проанализировать эффективность практики, используя следующие ориентиры:

  1. Что вам помогало в работе?
  2. Что мешало в работе?
  3. Что показалось несложным?
  4. Что оказалось трудным?
  5. Сравните ваши ощущения в начале и конце практики. Изменилось ли ваше отношение к профессии учителя?
  6. Какие профессиональные навыки вы приобрели в процессе практики?
  7. Какие перспективы вашего профессионального роста вы видите в будущем?

8. Проанализируйте свои профессионально-педагогические и личностные качества, выполните прогнозирование и заполните таблицу.

За что меня будут любить мои ученики За что меня не будут любить мои ученики
   

Выполнение студентом функций классного руководителя

Дата Название дела/мероприятия Количество учащихся
  Например: 1. Посещение … музея с учащимися  
  2. Проверка дневников учащихся  
  3. Подготовка учащихся к конкурсу …  
  4. и т.д.  

Наши рекомендации