Функция вычисления среднего числа
Создайте таблицу, так как показано на рисунке:
В ячейках D5 и E5 введем функции, которые помогут получить среднее значение оценок успеваемости по урокам Английского и Математики. Ячейка E4 не имеет значения, поэтому результат будет вычислен из 2 оценок.
1. Перейдите в ячейку D5.
2. Выберите инструмент из выпадающего списка: «Главная»-«Сумма»-«Среднее». В данном выпадающем списке находятся часто используемые математические функции.
3. Диапазон определяется автоматически, остается только нажать Enter.
4. Функцию, которую теперь содержит ячейка D5, скопируйте в ячейку E5.
Функция среднее значение: =СРЗНАЧ() в ячейке E5 игнорирует текст. Так же она проигнорирует пустую ячейку. Но если в ячейке будет значение 0, то результат естественно измениться.
В Excel еще существует функция =СРЗНАЧА() – среднее значение арифметическое число. Она отличается от предыдущей тем, что:
· =СРЗНАЧ() – пропускает ячейки которые не содержат чисел;
· =СРЗНАЧА() – пропускает только пустые ячейки, а текстовые значения воспринимает как 0.
Функция подсчета количества значений
1. В ячейки D6 и E6 нашей таблицы введите функцию подсчета количества числовых значений. Функция позволит нам узнать количество поставленных оценок.
2. Перейдите в ячейку D6 и выберите инструмент из выпадающего списка: «Главная»-«Сумма»-«Число».
3. На этот рас нам не подходит автоматическое определение диапазона ячеек, поэтому его нужно исправить на D2:D4. После чего жмем Enter.
4. Из D6 в ячейку E6 скопируйте функцию =СЧЕТ() – это функция Excel для подсчета количества не пустых ячеек.
На данном примере хорошо видно, что функция =СЧЕТ() игнорирует ячейки, которые не содержат числа или пусты.
Функция ЕСЛИ
В ячейки D7 и E7 введем логическую функцию, которая позволит нам проверить, все ли студенты имеют оценки. Пример использования функции ЕСЛИ:
1. Перейдите в ячейку D7 и выберите инструмент: «Формулы»-«Логические»-«ЕСЛИ».
2. Заполняем аргументы функции в диалоговом окне как показано на рисунке и жмем ОК (обратите внимание вторая ссылка $A$4 - абсолютная):
3. Функцию из D7 копируем в E7.
Описание аргументов функции: =ЕСЛИ(). В ячейке A4 у нас количество всех студентов, а в ячейке D6 и E6 – количество оценок. Функция ЕСЛИ() проверяет, совпадают ли показатели D6 и E6 со значением A4. Если совпадают, то получаем ответ ДА, а если нет – ответ НЕТ.
В логическом выражении для удобства применяется 2 типа ссылок: относительная и абсолютная. Это позволяет нам скопировать формулу без ошибок в результатах ее вычисления.
Примечание. Закладка «Формулы» предоставляет доступ только к наиболее часто используемым функциям. Больше можно получить, вызвав окно «Мастер функций» нажав на кнопку «Вставить функцию» вначале строки формул. Или нажать комбинацию клавиш SHIFT+F3.
Как округлять числа
Функция =ОКРУГЛ() более точна и полезнее чем округление с помощью формата ячеек. В этом легко убедиться на практике.
1. Создайте исходную таблицу так как показано на рисунке:
2. Ячейку B2 отформатируйте так, чтобы были отображены только 2 знака после запятой. Это можно сделать с помощью диалогового окна «Формат ячеек» или инструментом расположенном на закладке «Главная»-«Уменьшить разрядность»
3. В столбце C проставьте формулу вычитания 1,25 из значений столбца B: =B-1,25.
Описание аргументов функции =ОКРУГЛ():
1. Первый аргумент – это ссылка на ячейку значение, которой нужно округлить.
2. Второй аргумент – это количество знаков после запятой, которое нужно оставить после округления.
Внимание! Форматирование ячеек только отображает округление но не изменяет значение, а =ОКРУГЛ() – округляет значение. Поэтому для вычислений и расчетов нужно использовать функцию =ОКРУГЛ(), так как форматирование ячеек приведет к ошибочным значениям в результатах.
Работа с датами В EXCEL
Дата и время в Excel – это числа сформатированные специальным образом. Датой является целая часть числа, а время (часы и минуты) – это дробная часть.
По умолчанию число 1 соответствует дате 01 января 1900 года. То есть каждая дата – это количество дней прошедших от 01.01.1900.
Ввод даты в ячейку
Заполните таблицу датами, так как показано на рисунке:
Разные способы ввода дат. В столбце А – способ ввода, а в столбце B – результат отображения.
Обратите внимание, что в формате ячеек по умолчанию «Общий», даты также как и число выравниваются по правой стороне, а текст по левой. Значение в ячейке B4 распознается программой как текст.
В ячейке B7 Excel сам присвоил текущий год (сейчас 2015-ый) по умолчанию. Это видно при отображении содержимого ячеек в строке формул. Обратите внимание, как изначально вводилось значение в A7.
Вычисление даты
На чистом листе в ячейки А1:B1 введите 01.01.1900, а в ячейках A2:B2 вводим 01.01.1901. Теперь меняем формат ячеек на «числовой» в выделенном диапазоне B1:B2. Для этого можно нажать комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+1.
B1 теперь содержит число 1, а B2 – 367. То есть прошел один високосный год (366 дней) и 1 день.
Способ отображения даты можно задать с помощью диалогового окна «Формат ячеек». Для его вызова нажмите: CTRL+1. На закладке «Число» выберите в списке «Числовые форматы» - «Дата». В разделе «Тип» отображаются самые популярные форматы для отображения дат.