Объекты слухового восприятия
Из огромного многообразия звуковых стимулов, воспринимаемых человеком, выберем для анализа следующие элементы музыкального произведения: музыкальный звук, аккорд и мелодию. Такой выбор обусловлен следующим. Среди слуховых стимулов музыкальные произведения и его элементы обладают наибольшей регулярностью, регистрируемостью и удобны для исследования. Музыкальное произведение создается и воспринимается почти исключительно человеком. В силу этого оно неизбежно отражает как физические и физиологические свойства слуховой системы, так и психические процессы и состояния человека (включая и их социальный аспект). Музыкальное произведение представляет собой целостный объект, и в нем могут быть выделены относительно самостоятельные, устойчивые элементы, которые могут рассматриваться как целостные образования.
Говоря об устойчивости элементов и форм музыки, мы имеем в виду их пространственно-временную устойчивость, т. е. их инвариантность и распространенность в течение длительного времени и распространенность одних и тех же элементов и форм у разных народов земного шара. Вот что пишет по этому поводу Ю. Н. Тюлин: «...реалистическая музыка опирается на определенные основные нормы музыкального восприятия и мышления, имеющие общее значение для разных стилей. Эти нормы обладают большой исторической устойчивостью и сохраняют свое значение на протяжении многих столетий» [69]. И далее: «... в народной музыке разных национальностей при всем ее неисчислимом многообразии лады имеют определенные общие черты» [70].
Музыкальный звук как целое. Элементарным музыкальным стимулом является непрерывный чистый тон постоянной высоты и громкости и ограниченной длительности. Как и любой другой элементарный стимул, чистый тон характеризуется неразрывным единством временных, пространственных и энергетических характеристик. Его аналитическое представление имеет вид:
x = α sin ωt, 0 ≤ t ≤ τ,
где α — амплитуда; ω — частота; τ — длительность звучания. Чистый тон как ритмический процесс приятнее шума, однако, в силу большого постоянства своих параметров, он обладает недостаточным разнообразием. Музыкальный звук существенно отличается от чистого тона и других звуковых стимулов как объективно, так и субъективно. Известно, что музыкальный звук имеет сложную структуру и состоит из совокупности основного тона и обертонов, кратных основному тону. Музыкальные звуки, издаваемые одномерными (струны, воздушные столбы) и двумерными (стержни, пластины, мембраны) колеблющимися телами, существенно различаются по своему спектру: обертоны струн и воздушных столбов кратны основному тону, обертоны пластин, стержней, колоколов, человеческого голоса не кратны основному тону.
Музыкальный звук задается основным тоном, числом, высотой и интенсивностью обертонов. Но, кроме дискретных, музыкальный звук имеет и непрерывные компоненты. Основной тон — самый низкий по высоте и самый большой по интенсивности. Способ возбуждения звучащего тела, высота звука, индивидуальные особенности инструмента влияют на состав и интенсивность обертонов. Изменение спектра звука влияет на субъективную оценку звука. Увеличение числа обертонов в звуке превращает его в шум. Удаление некоторых обертонов изменяет тембр звука. Характеристики музыкальных звуков, издаваемых различными объектами, приведены на рис. 9 [71]. Рассмотрим эти данные с точки зрения общих характеристик целостности и гармоничности.
Связность основного тона и обертонов обеспечивается, во-первых, благодаря наличию непрерывного компонента, а во-вторых, квазисвязностью обертонов (за исключением высоких звуков). Спектр музыкального звука ограничен. Сходство дискретных компонентов состоит в октавном повторении основного тона. Основной тон и обертоны в основном упорядочены по энергии. Частоты обертонов кратны основному тону. Кроме частотной структуры может быть проанализирована и динамика звука.
Аккорд как целое. Современные теоретики музыки выделяют в ней три компонента: гармонический, мелодический и динамический. Аккорд как частный случай созвучия является одной из важнейших характеристик ладагармонической системы. «Аккорд, — по определению Тюлина, — представляет собой гармоническое единство, конструктивное целое, содержащее от 3 до 6 тонов» [72]. Аккорды имеют терцовое строение. «Только терцовое наслоение тонов придает звучанию особую компактность и выпуклость» [73]. В функциональном отношении аккорды делятся на мажорные и минорные, устойчивые (вызывающие состояние покоя) и неустойчивые (вызывающие ожидание движения). Примером устойчивого аккорда является тоническое трезвучие, неустойчивого — уменьшенный септаккорд. Звуки в аккорде должны консонировать с основным тоном и между собой. При объединении звуков в аккорд имеют значение не только основные тоны звуков, но и обертоны.
Структура аккорда определяется интервальными расстояниями между звуками. Существует четыре основных типа аккордов, построенных по терцовым интервалам (табл. 1.). При интервалах, меньших терции, возникают сильные биения. При интервалах, равных и больших терции, биения становятся слабыми. При интервалах, значительно превышающих терцию, уменьшаются различия между консонансом и диссонансом. На рис. 10 дано графическое представление ряда аккордов в логарифмических шкалах. Цифрами обозначены интервалы в полутонах между звуками аккорда. На рисунке отчетливо видно различие между терцовыми (рис. 10, б, в, г, д) и нетерцовыми (рис. 10, а, е) аккордами.
Рассмотрим теперь аккорды с точки зрения общих условий целостности и гармоничности. Аккорд состоит из звуков, его структура определяется звуковысотными отношениями. Между звуками имеется сходство по тембру, соподчинение (доминирует самый низкий звук), высоты основных тонов и части обертонов соразмерены. Связность обеспечивается одновременностью звучания всех звуков аккорда, близостью их во времени и по тембру.
Мелодия как целое. Мелодия, выделенная из текста музыкального произведения, обладает известной самостоятельностью, выразительностью, чертами органического целого. Б. В. Асафьев говорил, что мелодия — это душа музыки. Мелодия отражает мелодический и динамический компоненты музыки.
Она выражает и общие закономерности музыки, и наиболее индивидуальные, присущие именно данному музыкальному произведению. Среди трех компонентов (мелодия, гармония, ритмика) мелодии принадлежит ведущее значение.
Главную роль в мелодии играют высотные и временные отношения. В мелодии, как и в изображении, состав элементов имеет два уровня: уровень звуков и уровень интервалов. Они соответствуют областям и границам областей изображения. Мелодия делится на периоды и фразы. Отношения между ними определяют структуру мелодии. Различают масштабную, ритмичную и звуковысотную структуры мелодии.
Мелодию можно рассматривать как упорядоченную последовательность музыкальных звуков, каждый из которых характеризуется высотой h, длительностью l и громкостью g. Упорядоченную последовательность этих величин можно рассматривать как вектор M(h, l, g). Тогда мелодия описывается векторной функцией времени. Высота и длительность звуков изменяются, как правило, дискретно, громкость может изменяться и дискретно, и непрерывно. Функция M{t} дискретизируется в моменты времени, когда один или несколько компонентов вектора М изменяются скачками. Эти моменты и являются временными границами звуков. Такая функция может рассматриваться как модель мелодии с учетом тех ограничений, которые накладываются на эту функцию общими законами музыки.
Алфавитом мелодии является набор звуков, включая и пустой интервал. Мелодия представляет связную (или квазисвязную) и ограниченную последовательность звуков.
Проанализируем мелодию с позиций целостности и гармоничности. Для анализа по основным характеристикам целостности произведем изучение состава, временной и звуковысотной структуры и интегральных характеристик мелодий некоторого класса. На множестве элементов мелодии могут быть определены различные статистические характеристики. Как и в случае изображения, эти характеристики не определяют целостности мелодии, но их статистические распределения представляют определенный интерес. 0дна из таких характеристик связана с распределением устойчивых и неустойчивых звуков. Устойчивыми звуками в определенном ладу называются звуки, которые производят впечатление законченности, не требуют продолжения (разрешения). Объективность этого качества показана Беляевой-Экземплярской (1929). Устойчивых звуков в ладу три — тоника, 3-я и 5-я ступени. Наиболее устойчивой является тоника. Назовем ее абсолютно устойчивой, а 3-ю и 5-ю ступени — относительно устойчивыми. Неустойчивые звуки можно разделить по степени их тяготения к разрешению на более неустойчивые (до разрешения — полутон), менее неустойчивые (до разрешения — целый тон). Если приписать абсолютно устойчивой ступени значение + 1, относительно устойчивой — (+ ½), менее неустойчивой — (- ½) и более неустойчивой — (- 1), то получим следующее распределение характеристик устойчивости ступеней в ладах:
В мажоре: | + 1, - ½, + ½, - 1, + ½, - ½, - 1, + 1. |
В миноре (натуральном): | + 1, - 1, + ½, - ½, - 1, + ½, + 1. |
В миноре (гармоническом): | + 1, + 1, + ½, - ½, - 1, - ½, - 1. |
В соответствии с этой классификацией было определено процентное содержание нот с различными характеристиками. На рис. 11, а приведена гистограмма устойчивых звуков для мелодии «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Состав частей мелодии и ее структура определяются принципом декомпозиции и типом рассматриваемых отношений. В мелодии обнаруживаются отношения порядка, толерантности, метрики и симметрии. Эти отношения определяют два основных типа структуры мелодии — ритмическую и мелодическую. Для мелодий существует также оптимальный уровень разнообразия, определяющий в значительной степени ее целостность. Очень часто повторность ритмов сопровождается повторностью мелодий.
Приемы повторений:
1) простое повторение (чаще однократное);
2) орнаментованное повторение — с добавлением новых звуков и с частичной заменой предыдущих;
3) секвенция — повторение мелодического оборота на другой высоте (кроме октавы);
а) тональная секвенция — разные ступени одной тональности;
б) модулирующая — одинаковые ступени в разных тональностях;
4) обращенное повторение — придание мелодическим интервалам противоположного направления;
5) увеличение — повторение мелодий с удлинением звуков в одно и то же число раз, аналогично;
6) укорочение.
Также интересно проследить, существуют ли какие-то отношения между ритмическим и мелодическим разнообразием и между мелодическим разнообразием и количеством устойчивых звуков в произведении (так как отдельно повторяемый звук чаще всего является устойчивым).
В табл. 2 приведены оценки звуковысотного и ритмического разнообразия для мелодий «Детского альбома». Для оценки использовался коэффициент разнообразия ri (см. § 3 гл. II). За элемент принимался один такт. Тактовый уровень принимался за нижний уровень иерархии. Вторым был уровень предложений, третьим — уровень периодов, четвертым — уровень самой мелодии. На рис. 11, б и 11, в соответственно приведены гистограммы коэффициентов разнообразия rh и rt по данным табл. 2.
Эти данные показывают, что разнообразие по временным характеристикам почти всегда меньше, чем по звуковысотным, диапазон коэффициентов временного разнообразия уже, чем диапазон значений звуковысотного разнообразия (для данной выборки). Коэффициенты rh 22-х из 24-х мелодий лежат в интервале (0,35—0,65).
Мелодию можно рассматривать как частный случай текста. Поэтому ее структуру и разнообразие целесообразно сравнить с соответствующими характеристиками стихотворного и прозаического текста.
Текст как целое
Особым сугубо человеческим объектом восприятия является текст. По сравнению с объектами, рассмотренными выше, текст обладает рядом особенностей. Он воспринимается сукцессивно, может восприниматься и зрением, и слухом. Он является универсальным способом отображения, представления информации, всех ее компонентов. Текст удобен для объективного анализа, в этом случае относительно просто решаются вопросы определения алфавита и состава. Текст относится к сигналам второго рода.
Текст в целом и его компоненты являются носителями смыслового значения, между компонентами текста, наряду с другими, действуют и семантические связи, играющие в структуре «текст» ведущую роль. Текст как целое интересен и в том отношении, что его составляющие также являются целыми единицами, здесь мы имеем дело с иерархией уровней целого: буква — слово — предложение — текст. Говоря о компонентах текста, можно отметить одну интересную особенность: помимо связных и ограниченных элементов состава имеются и неограниченные, занимающие промежуточное положение между целостными элементами: буква — слог — слово — синтагма (группа слов) — предложение — абзац — текст. Слоги, синтагмы, абзацы имеют открытые связи.
Текст и его части изучаются различными науками: лингвистикой, логикой, психологией. Лингвистика рассматривает вопросы синтаксиса и семантики текста, логика — вопросы структуры, связанные с актами мышления. Эти проблемы неразрывно связаны и с вопросами восприятия и усвоения текста, его воздействия на воспринимающего. Синтаксические, семантические, эстетические и прагматические характеристики текста определяют и его целостность.
Исходным элементом текста является знак. Знаки разделяются на основные (буквы алфавита, включая интервал для разделения слов) и вспомогательные (знаки препинания, кавычки, скобки, большой интервал для разделения абзацев и любые другие знаки). Но в зависимости от целей исследования в качестве элемента может приниматься не знак, а слово или предложение.
Состав элементов текста можно рассматривать как множество знаков (основных и вспомогательных) или множество слов. Как и ранее, состав текста можно характеризовать распределениями алфавитов данного текста и сравнением этих распределений с соответствующими распределениями языка.
Структурной единицей текста как целого является предложение. Частями предложения являются слова. Между словами в предложении имеют место синтаксические отношения следования, управления, согласования, однородности и вхождения в составляющие [74]. На основе этих отношений структура предложения может быть представлена в виде ориентированного графа (дерева). Дерево графа несимметрично, с более сильным ветвлением вправо, это отражает свойства языка. Глубина дерева ограничена, что, согласно гипотезе В. Ингве, обусловлено свойствами памяти человека. Предложение — грамматическая форма суждения. Элементы предложения и суждения не совпадают. Предложение имеет субъектно-предикатную структуру.
Текст — сложный объект. В нем можно выделить различные типы структур — логическую, синтаксическую, семантическую, временную. Но синтаксические связи действуют в основном внутри предложения. Связь предложений в целостную последовательность осуществляется главным образом с помощью семантических связей.
В структуре текста семантические связи имеют больший удельный вес, чем в структуре предложения (по сравнению с синтаксическими). Текст состоит из группы предложений и обладает определенной семантической обособленностью и присущими ему структурными закономерностями. Собственно и членение текста на абзацы производится в местах изменения смысла, и в этом отношении текст подчиняется общему правилу квантования целого. Для получения семантического компонента структуры абзаца в работе И. П. Севбо [75] предлагается следующий метод. Текст приводится к набору упрощенных стандартизированных предложений, устанавливаются типы отношений между этими элементарными предложениями. Ими оказываются отношения порядка и толерантности (автор использует другую терминологию). Выделяются лексико-семантические связи, основанные на повторяемости семантически близких понятий в тексте (синонимы и слова-заместители). Эти повторения автор называет нанизыванием. Затем выявляются схемы нанизываний. Далее автор рассматривает структуру текста только на основе нанизываний, отвлекаясь от других видов связей. И. П. Севбо вводит также локальные количественные оценки синтаксической и семантической близости (число одинаковых слов в двух связанных предложениях — степень сцепления, степень удаленности слов-заместителей).
Однако, как отмечает автор, нанизывание является только одним из способов организации связного текста. Связь может осуществляться с помощью семантически близких понятий или общности ситуации. Объединение может происходить на основе принадлежности слов к единой семантической группе (виды одного рода). Общность ситуации может основывается на одном и том же отрезке времени или пространства (пейзажные описания).
Л. П. Доблаев [76] рассматривает текст без разбиения его на абзацы, элементом текста считается предложение, которое рассматривается как субъектно-предикатная структура суждения. Автор показывает, что и текст в целом также имеет аналогичную двухчастную структуру, имеет текстовый субъект, текстовый предикат, выражающие текстовое суждение. Текстовый субъект выражается чаще в одном предложении, а предикат и суждение — в нескольких. Интересно, что те же соотношения обнаруживаются в предложении: предикатная группа слов, как правило, более многочисленна, чем субъектная.
Наличие аналогии между текстом и предложением является основанием для выбора предложений в качестве частей текста как целого. Подобно тому, как основной смысл предложения может быть выражен в его субъектно-предикатной группе, основной смысл абзаца (и текста в целом) может быть выражен одним предложением.
Интересно, с нашей точки зрения, сравнить между собой три вида текстов: прозаический, стихотворный и мелодию, рассматриваемую как текст, Сравним эти тексты по ряду характеристик и посмотрим, как эти характеристики меняются от текста к тексту. В качестве характеристик используем типы отношений между компонентами семантической и метрической структуры. Метрической (временной) структурой назовем такую, которая получается в результате естественного разбиения текста на непересекающиеся части. Эта структура аналогична пространственной структуре изображения. Для каждого из рассматриваемых текстов эта структура имеет несколько иерархических уровней. В прозаическом тексте это текст — абзац — предложение, в стихотворном это стих — строфа — строка — стопа, в мелодии это — сама мелодия — период — фраза — такт. В прозаическом тексте эта структура в основном совпадает с семантической, так как абзац и предложение являются единицами семантической информации. Но при переходе от прозы к мелодии это соответствие все более нарушается, временная структура становится все более жесткой метризованной, уменьшается значение отношений порядка, увеличивается роль отношений толерантности, уменьшается смысловая нагрузка текста и увеличивается эмоциональная. Изменяется характер информации, передаваемой текстом, — от логической к образной.
Таким образом, в рассматриваемых текстах имеются две основные структуры — временная (метрическая) и семантическая. В прозаическом тексте доминирует семантическая структура, в мелодии — метрическая, в стихе могут доминировать и метрическая, и семантическая. Варьируя степень сходства и порядка компонентов текста, можно получать различные величины разнообразия и регулярности текстов.