Общая характеристика целостных объектов восприятия
Приступая к общей характеристике объектов восприятия, будем различать их объективные и субъективные характеристики, а также характеристики, зависящие от условий восприятия. Объективные характеристики в свою очередь могут быть разделены на структурные (синтаксические) и смысловые (семантические). Далее всюду, где это не оговорено, речь будет идти о структурных характеристиках.
Рассмотрим в качестве характеристик классификационные признаки, взятые по различным основаниям. Прежде всего, разделим целостные объекты восприятия по основным признакам целого — связности, ограниченности, полноте и компактности. Для иллюстрации такого деления воспользуемся геометрической интерпретацией на плоскости. По степени связности будем различать несвязные, квазисвязные, многосвязные и односвязные объекты (рис. 3, а—г), по характеристикам границы — неограниченные, частично ограниченные и ограниченные (рис. 3, д—ж), по полноте — неполные, полные и избыточно полные, по компактности — слабокомпактные (диффузные), компактные и сильнокомпактные (плотные) объекты.
Для объективного разделения несвязных и квазисвязных объектов можно ввести следующий критерий. Объект считается квазисвязным, если наименьшее расстояние между его связными областями меньше максимального линейного размера его областей. Например, для объекта на рис. 3, а это условие не выполняется (mn < pq), а для объекта на рис. 3, б оно выполнено (mn > pq). Введенный таким образом критерий хорошо выполняется для квазисвязных объектов восприятия, независимо от размеров объекта и модальности восприятия. Так, расстояния между частями архитектурного ансамбля не превосходят, как правило, максимальных линейных размеров его частей, паузы в музыкальном тексте короче времени звучания и т. д.
В некоторых «хороших» фигурах (например, в фигуре, состоящей из точек, расположенных в вершинах правильного многоугольника) элементы могут оказаться ни связными, ни квазисвязными в пространстве объекта. Связность элементов в этом случае осуществляется в пространстве признаков. В приведенном примере фигуры из точек таким признаком является признак положения элемента по отношению к остальным элементам.
Ограниченность в пространстве или времени является необходимым условием разделения объекта и среды (предмета и фона). Среда (фон) связна, но не ограничена, и в этом одно из отличий объекта и среды. Граница есть область разрыва (или область больших градиентов) одной из функций, определенных в пространстве объект — среда, другие же функции в той же области должны быть непрерывными. В результате этого объект, с одной стороны, выделяется из среды, а с другой, — сохраняет с нею органическую связь. Неограниченность — не единственное отличие фона от фигуры. Фон и фигура имеют разную топологию, метрику и размерность. На процесс восприятия оказывают большое влияние такие характеристики фона, как степень его стационарности и активности. Существенно также и то, что фон воспринимается субъектом раньше объекта и более длительное время.
Основными объективными характеристиками являются пространственные (положение, величина), временные (положение во времени, длительность). Весьма важной для восприятия характеристикой является число элементов или частей объекта. По временным характеристикам объекты можно разделить на статические и динамические, на стационарные и нестационарные. Отчетливо разделяются объекты восприятия по числу и составу измерений пространства и времени. Всего возможны 7 таких классов: T, LT — музыка; L2T — кино, телевизор; L3T — танец, спектакль, стереокино; L3 — скульптура, архитектура, реальные объекты; L2 — фотография, проекция на поверхность; L — не существует реальных объектов, имеющих только одно временное или пространственное измерение.
Целостный объект восприятия является носителем информации для субъекта. С этой точки зрения он может быть охарактеризован количественно (количеством информации) и качественно (с точки зрения синтактики, эстетики, семантики и прагматики). Интегральной характеристикой объектов восприятия является степень их гармоничности (в смысле реализации в них принципов гармоничности целого). Наконец, будем различать реальные целостные объекты, их отображения и концептуальные целостные объекты. Особенности восприятия объектов этих трех классов рассматриваются в главе V. Отметим также, что целостные объекты восприятия в своем большинстве относятся к статическим системам, которые в общей теории систем не рассматриваются.
В связи с проблемой распознавания были разработаны различные методы описания объектов восприятия. Описания, позволяющие восстановить объект с наперед заданной точностью, называются абсолютными, а не позволяющие сделать этого — относительными (терминология А. А. Харкевича). В зависимости от выбора алфавита все описания можно разделить на описания в пространстве рецепторов и описания в пространстве признаков. В первом случае объект проецируется па некоторую сетчатку (ретину) и изображение описывается набором состояний элементов ретины. В общем случае такое описание при помощи операции развертки приводится к n-мерному вектору. При этом сохраняются только топологические отношения близости элементов ретины в линии развертки. В этом случае и фигура и фон входят в описание изображения. Вариантом такого описания является координатное задание элементов фигуры. При большом числе элементов ретины такое описание получается весьма громоздким, и, кроме того, существенные отношения объекта содержатся в нем лишь в неявном виде.
При описании в пространстве признаков в качестве элементов берутся более крупные блоки объекта и выбирается словарь для описания как признаков элементов, так и отношений между ними. По виду применяемого математического аппарата все описания можно разделить на детерминированные и стохастические.
Имеются также попытки объединить «ретинное» и «признаковое» описание, проделать путь от точек до крупных блоков и изображения в целом. В этом случае описание объекта получается многоуровневым. Существует также группа методов, не требующая разложения объекта на элементы (спектральное описание изображений).
Специфика задачи опознания требует выделения информации, существенной для распознавания классов и устранения избыточной информации. Поэтому и описания оказывались относительными, выбирались такие свойства объектов, которые, во-первых, были специфичными отличительными признаками данного класса, а, во-вторых, были бы максимально инвариантными для заданной или возможно более широкой группы преобразований. Субъективные характеристики объектов восприятия: принадлежность к чувственной сфере субъекта, тип модальности (уни- или полимодальность), вид модальности, тип сигнала (первые и вторые сигналы), вид кода (символы или изображения), соотношение размеров рецептора и объекта и как следствие — симультанность или сукцессивность восприятия.
Условия восприятия во многом определяются соотношением свойства объекта и субъекта. Они во многом определяют возможность и необходимость действий субъекта. Объект может помещаться в перцептивном поле или превосходить его, объект восприятия может быть предметом и панорамой, различными могут быть и соотношения движения объекта и субъекта относительно среды (объект — план, объект — траектория движения наблюдателя как крайние случаи). Объекты зрительного и слухового восприятия, которые мы выбираем для дальнейшего рассмотрения, суть статические системы. А воспринимающий их человек — динамическая система. Процесс восприятия в этом случае есть процесс взаимодействия динамической системы человека и статической системы объекта.
В следующих четырех параграфах данной главы будут с единых позиций рассмотрены изображения, элементы музыки, текст, траектории движения.