Идея целостности и познание. Познание и восприятие

В. А. Ганзен

ВОСПРИЯТИЕ
ЦЕЛОСТНЫХ
ОБЪЕКТОВ

Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974—2007.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

§1. Идея целостности и познание. Познание и восприятие
§2. Генез представлений о восприятии целого
§3. Проблемы восприятия целостных объектов и методы их решения

Глава II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕЛОМ

§1. Содержательный анализ понятия целого
§2. Понятие о гармоничном целом
§3. О математическом описании целостных объектов

Глава III
АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ

§1. Общая характеристика целостных объектов восприятия
§2. Объекты зрительного восприятия
§3. Объекты слухового восприятия
§4. Текст как целое
§5. Анализ траекторий движения при письме

Глава IV
ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

§1. Общая характеристика субъекта и процесса восприятия
§2. Сенсорный уровень отражения целого
§3. Перцептивный уровень отражения целого
§4. Операторный уровень отражения целого
§5. Соотношение и взаимодействие уровней отражения

Глава V
НЕКОТОРЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

§1. Значение идеи целостности в практической деятельности человека
§2. Отображение целостных объектов
§3. Концептуальные отображения в психологии

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

...из всего одно
и из одного все (образуется)

Гераклит Темный

Мир, в котором живет современный человек, предметен в своей основе. Предметами, объектами, выделенными из среды, являются объекты живой и неживой природы, продукты труда человека, сам человек. Эти предметы, взаимодействуя между собой, объединяются в комплексы, ансамбли, системы, образуя новые, более сложные целостные объекты. С развитием науки и производства объекты становятся все сложнее, а их изучение, созидание и управление ими становится все боле трудным делом.

Изучение и создание таких объектов происходит при обязательном участии восприятия. Поэтому в общей проблеме восприятия может быть выделена ее важная часть — проблема восприятия целостных объектов. В самом общем виде эта проблема состоит в исследовании зависимости процесса и результата восприятия целостного объекта от свойств и особенностей самого объекта восприятия, свойств отражающей системы субъекта, его индивидуальных особенностей и условий восприятия. Главным вопросом в проблеме восприятия целостных объектов, по нашему мнению, является вопрос о том, как, каким образом из множества стимулов, источником которых является объект, формируется целостный образ, единая реакция субъекта, как «из всего одно образуется». Здесь проблема восприятия сближается с проблемой познания целостного объекта, с проблемой формирования у человека целостной картины мира.

В основу метода исследования очерченной проблемы положены следующие идеи. Во-первых, это гипотеза об общности основных закономерностей строения и эволюции всех целостных объектов независимо от их природы. Во-вторых, это идея об определенном соответствии объекта восприятия и свойств отражающей системы. В-третьих, это мысль о том, что восприятие целостного объекта есть частный случай психического отражения и, следовательно, при его изучении могут быть использованы как общие свойства отображений, так и изучение аналогий с другими видами психических отображений. Эти положения и определили содержание и логику построения книги.

Глава I

ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ
ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Глава II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ЦЕЛОМ

Понятие о гармоничном целом

По основной характеристике целого — связности — можно выделить следующие уровни целостности: нецелое (несвязное), целое (связное), оптимально связное и единое целое (максимально связное). Критериями оптимальности целого могут служить и другие его характеристики — ограниченность, полнота и т.д. Все критерии качества целого относительны: с изменением условий (внешней среды) изменяется и критерий оптимальности. Попытки установить какие-то абсолютные характеристики качества целого, по-видимому, несостоятельны. Так, например, иногда говорят, что «целое это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить». Однако в отношении избытка и недостатка в зависимости от уровня целого оно оказывается несимметричным. А. Сент-Экзюпери считал, что главный признак целого определяется невозможностью чего-нибудь отнять. Однако во многих случаях добавление также невозможно. Различные уровни целого обладают различной «чувствительностью» к изменениям. Возможно, например, что неудачи цветомузыки связаны с тем, что цвет пытались добавить к уже имеющимся целостным произведениям, а не к специальным, рассчитанным на бимодальное восприятие. Критерий экстремума часто используется в искусстве для характеристики оптимального целого: достичь многого малыми средствами, единства в многообразии и т. д.

Гармоничное целое — это своего рода идеальное целое, к которому в большей или меньшей степени приближаются реальные объекты, это своего рода инвариант целого. Поэтому гармоничность моноэкстремальна. Оптимальность же полиэкстремальна, оптимум может достигаться по различным критериям. Гармоничное может не совпадать с оптимальным в данных условиях, однако, все оптимальные решения (зона оптимальности) располагаются вокруг области (или точки) гармоничности (см. § 3, гл. IV). Гармоничные системы обладают повышенной устойчивостью (длительностью существования) во времени и способностью к большему распространению в пространстве, а также и более эффективному функционированию. В изменяющейся среде система не может быть гармоничной, если она не будет адаптироваться к изменившимся условиям. Требование устойчивости не противоречит свойству изменчивости. Наоборот, устойчивые системы обладают хорошей изменчивостью.

В ходе эволюции целостных систем можно отметить следующие три различные тенденции: 1) сохранение инвариантов; 2) колебательные изменения относительно средних значений; 3) поступательное изменение. Так, в биологических системах асимметрия возрастает по эволюционной лестнице от полной симметрии некоторых растений и простейших животных до полной асимметрии (речевой центр в левой половине мозга). Те же закономерности обнаруживаются и в описывающих языках. Поступательные изменения происходят в музыке, архитектуре, поэзии и т. д. Эти изменения происходят в направлении отклонения от правильности, порядка, в сторону аритмии и асимметрии. М. Гика писал: «По прошествии фазы прямоугольного пуризма, вероятно, произойдут криволинейные реакции морфологического и даже архитектурного динамизма. Колебания между аскетизмом и жизнерадостностью, между сдержанностью и экспансивностью, часто проявляющиеся в душевном состоянии индивидуумов, всегда сопровождали художественные, интеллектуальные и религиозные проявления народов или отдельных ветвей человечества, объединенных общей цивилизацией» [49].

С древнейших времен и до наших дней философы, естествоиспытатели и художники использовали понятие гармонии, вкладывая в это понятие различный смысл. Для нас существенно то, что многие исследователи связывали понятие гармонии с определенным свойством или состоянием целостной системы (произведения искусства, явления природы, состояния человека), рассматривая такое свойство или состояние как идеальное или оптимальное (наилучшее в каком-то отношении). Греческое понятие harmonia означает стройность, соразмерность, уравновешенность элементов в системе. Приведем несколько высказываний о гармонии. «(Неразрывные) сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и из одного все (образуется)» (Гераклит Темный, V в. до н.э.) [50]. «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу» [51]. «Без соразмерности частей, или, что то же самое, без их взаимной подчиненности, невозможно охватить взглядом целое, потому что иначе глаз принужден беспрестанно перескакивать с места на место» [52]. «Единство целого рождается из подчиненности частей и из этой же подчиненности рождается гармония, которая немыслима вне многообразия» [53]. «Гармония есть результат повторения основной формы произведения в его частях» (А. Тирш) [54].

Если обратиться к словарям, изданным в последние годы, то можно прочитать следующее: «Гармония — согласованное сочетание, соразмерность всех элементов художественного произведения» [55]. «Гармония — соразмерность, согласованность отдельных сторон, предметов и явлений; специфическое единство в многообразии» [56].

Идея гармоничного целого, возникшая в античной философии и искусстве, получила распространение и в науке. Идея гармонии природы в начале ХIX в. нашла свое выражение в теории типов Кювье, который, основываясь на сравнительно-анатомическом и палеонтологическом материале, сформировал представление о типе организации животного как о закономерно построенной целостной системе. К. Бэр обосновал теорию типов на материале сравнительной эмбриологии. Однако в названных теориях абсолютизировалась устойчивость систем, которая неправомерно отождествлялась с неизменностью. А. И. Опарин, характеризуя биохимические процессы и реакции в клетке, пишет, что «специфично для живой материи то, что в протоплазме эти реакции определенным образом организованы во времени, связаны между собой в единую, целостную систему. Они протекают здесь не случайно, а в строго определенной последовательности, в известном гармоническом порядке, который лежит в основе всех жизненных явлений» [57]. В. М. Бехтерев писал: «Мир строится в форме замкнутых систем, представляя собой особые индивидуальности. Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы» [58].

Введем понятие о гармоничном целом, своего рода идеальном целом по аналогии с идеальным газом, идеальным кристаллом и т. д. Как и последние, гармоничное целое является абстракцией. Из приведенных высказываний следует, что как в искусстве, так и в науке понятие гармонии получило широкое распространение, ибо как искусство, так и наука, являясь различными формами отражения природы, обнаруживают в природе свойство гармоничности. Из тех же высказываний, однако, следует, что в это понятие авторами вкладывается неодинаковый смысл, который содержит, к тому же, большую степень неопределенности. Вместе с тем эти положения фиксируют отдельные свойства гармоничного целого. Может быть поставлен вопрос о том, каким должен быть набор свойств объекта, чтобы он был необходим и достаточен для реализации гармоничного целого. В наших работах [59] была сделана попытка определить состав таких свойств (систему принципов). Анализ произведений искусства, систем природы, а также обширного литературного материала позволил выделить следующие пять принципов гармоничности целого: 1) повторяемость целого в его частях; 2) соподчиненность частей в целом; 3) соразмерность частей и целого; 4) уравновешенность частей в целом; 5) единство целого.

Повторяемость целого в его частях (большое в малом). Этот принцип служит для объединения частей в целое на основе сходства. Части целого обладают различными признаками, среди которых выделяется ведущий — признак целого. Принцип повторяемости означает близость частей композиции по ведущему признаку всего целого. Например, если ведущим признаком целого является определенный цветовой тон, то любые тона всех частей должны содержать в определенной степени этот тон.

Наличие близких значений одного и того же признака создает при восприятии условия для суммации сигналов от различных частей объекта в воспринимающей системе, что способствует возникновению доминирующего перцептивного образа. С другой стороны, близость между частями облегчает перестройку воспринимающих систем при перемене зоны внимания. Но близость частей не означает их тождества; между ними имеются и различия, поэтому при восприятии не возникает быстрой адаптации органов чувств, различия близких элементов создают условия для длительного сохранения внимания на высоком уровне. Вместе с тем разнообразие элементов делает объект восприятия информативно насыщенным, что обеспечивает длительное сохранение активности воспринимающих систем. Однако повторяемость еще не обеспечивает целостности. «Фабула бывает едина не тогда, когда она вращается около одного героя, как думают некоторые; в самом деле, с одним может случиться бесконечное множество событий, даже часть которых не представляет никакого единства» [60]. Множество элементов, объединенных по одному (простому или сложному) признаку, затем может распасться на части. Принцип «большого в малом» необходим, но не достаточен.

Соподчиненность. Принцип соподчиненности служит для объединения частей в целое на основе различия. На основе различия в целом выделяются главное, второстепенное и дополнительное. Принцип соподчиненности означает упорядоченность частей или групп, в которые объединены все элементы целого. Признак, по которому происходит соподчинение, может не совпадать с ведущим признаком, положенным в основу принципа повторяемости. Этот принцип создает в объекте восприятия зоны, неодинаково воздействующие на отражающие системы. Различие между зонами должно легко восприниматься, т. е. оно должно превосходить некоторую пороговую величину. Среди этих зон главная вызовет максимальный эффект в воспринимающей системе и может явиться отправным пунктом в последовательности восприятия. Соподчиненность обеспечивает иерархию зон внимания и предотвращает его колебания.

Соразмерность. Принцип соразмерности служит для согласования частей в целом по их метрическим характеристикам. Каждому признаку соответствует своя метрика, т. е. своя числовая мера. В целом должна существовать общая мера определенного масштаба (размера), с которой должны быть соотнесены все части целого, а величины этих частей и целого должны находиться в определенной закономерной связи. Временные и пространственные величины должны быть согласованы, прежде всего. Например, в Модулоре Корбюзье имеется общая мера признака (длины) и зависимость между числовыми характеристиками этих признаков (золотое сечение). Этот принцип позволяет воспринимающим системам уловить метрическую закономерность связи частей и целого, что обеспечивает активность механизмов антиципации. Количественные закономерности в объекте восприятия улавливаются воспринимающими системами не сразу, но, будучи выявленными, они значительно облегчают процесс восприятия. Таким образом, принцип соразмерности означает СОгласование РАЗмеров МЕР в целом.

Части и целое соразмерны между собой, если они имеют общую меру по какому-либо признаку, а значения этого признака для всех частей и целого могут быть объединены закономерностью определенного вида. В качестве таких закономерностей выделим следующие три типичных числовых последовательности: метрическую прогрессию, арифметическую прогрессию и геометрическую прогрессию. Константой в метрической прогрессии является элемент ряда, в арифметической — разность между соседними элементами, в геометрической — отношения между ними. Таким образом, соразмерность является формой связи между частями и целым.

Уравновешенность. Этот принцип служит для согласования противоположных сторон целостного объекта. Уравновешенность целого — это в частном случае равновесие частей и целого в силовом поле. Для объектов зрительного восприятия — это равновесие относительно пространственных осей. Вертикальная и горизонтальная оси не равноценны; главную роль играет вертикальная ось, что обусловлено гравитацией. Говоря о равновесии объектов восприятия, следует иметь в виду реакции различных подсистем восприятия. Равновесию относительно осей соответствует оптимальное состояние моторики глаза. Уравновешенность обеспечивает устойчивость внимания и баланс системы, воспринимающей цвет.

Принцип единства требует согласования структуры целого и его функции или, в других терминах, согласования цели и средства. В обеспечении этой задачи «участвуют» все перечисленные выше принципы. Принцип повторяемости означает единство по ведущему признаку; соподчиненность — единство, достигаемое объединением всех элементов композиции вокруг главного; соразмерность — это единство, обеспечиваемое общей количественной закономерностью; уравновешенность означает единство, обеспечиваемое согласованием противоположностей. Перечисленные принципы, будучи реализованы в объекте, выступают не изолированно. Они взаимосвязаны друг с другом, дополняют и видоизменяют друг друга. Единство целого можно рассматривать как интегральный его принцип.

Сущность системы принципов гармоничности целого и каждого в отдельности раскрывается более полно, если рассмотреть систему принципов и средств композиции (рис. 1). Дадим краткую характеристику каждого из композиционных средств.

Пластичность. Пластика есть характер границы, который может быть математически описан функциями одной или многих переменных. Например, для линий и поверхностей это могут быть характеристики кривизны. В отличие от пластики пластичность как композиционное средство устанавливает соответствие между свойствами границ: среды и композиции; композиции как целого и ее частей. Когда среда включает человека, необходимо согласование композиции и тела человека; композиции и ее частей с их субъективными эталонами, имеющимися у человека. Таким образом, пластичность есть композиционное средство, устанавливающее соответствие между характеристиками границ. Другие композиционные средства устанавливают соответствие между теми же четырьмя парами компонентов.

Тональность. Тону как характеристике внутренней области можно поставить в соответствие математическое (и физическое) понятие спектра частот. Например, цветовой или звуковой тон, фактура, светлота. Композиционное средство «тональность» устанавливает соответствие между спектрами внутренних областей. Отметим, что тональность, как и пластичность, является характеристикой границы, но пластичность является ее макрохарактеристикой, а тональность — микрохарактеристикой.

Контрастность. Контраст есть разностное отношение двух любых величин, например, разность между большим и малым, светом и тенью и т. п. Контрастность устанавливает соответствие между разностями значений одной и той же характеристики в вышеупомянутых четырех отношениях.

Масштабность. Масштаб есть кратное отношение линейных размеров. Масштабность — это композиционное средство, с помощью которого устанавливается соответствие между кратными отношениями линейных размеров. Контраст и масштаб являются характеристиками различия. Контраст характеризует качественное различие частей композиции, а масштаб — количественное.

Пропорциональность. Пропорция в математике есть равенство отношений. Здесь под пропорцией понимается соотношение однотипных метрических характеристик в различных измерениях, например соотношение длины, высоты, ширины (a:b:c). Пропорциональность есть композиционное средство, с помощью которого устанавливается соответствие между пропорциями.

Ритмичность. Ритм есть закономерное изменение элементов композиции в одном измерении. Ритм может быть описан функцией одной или нескольких переменных и параметров. Ритмичность есть композиционное средство, с помощью которого устанавливается соответствие между параметрами ритмов. Пропорциональность и ритмичность являются характеристиками отношений между элементами композиции. Пропорциональность — характеристика отношений сходства, а ритмичность — отношений порядка.

Симметричность. Симметрия есть степень сходства в расположении. В математике под симметрией понимается инвариант преобразования объекта. Степень симметрии можно характеризовать мерой симметрии. Симметричность — композиционное средство, устанавливающее соответствие между мерами симметрии.

Тектоничность. Тектоника характеризует размещение (распределение) сил и моментов в пространстве композиции. В механике тектоника характеризуется разностями сил, с которыми взаимодействующие части действуют друг на друга в силовом поле (например, в поле тяготения). Тектоничность есть композиционное средство, устанавливающее соответствие между тектоникой среды и композиции, композиции и ее частей, композиции и человека. Симметричность и тектоничность являются характеристиками неизменности композиции, ее инвариантности, причем симметричность характеризует неизменность динамики композиции, а тектоничность — неизменность ее статики.

Структурность. Структура (в данном случае) есть взаиморасположение и взаимосвязь составных частей. В математике структура понимается как совокупность отношений, заданных на некотором множестве. Количественно структура может характеризоваться мерами порядка и связности. Структурность как композиционное средство устанавливает соответствие между мерами порядка и связности в четырех упомянутых выше отношениях.

Функциональность. Функция в математике есть правило, по которому устанавливается однозначное соответствие между двумя множествами. Степень соответствия может характеризоваться мерами соответствия (например, информационными). Функция композиции определяется всегда ее значением в другой системе как в большем целом, что фактически означает соответствие композиции как одного множества и среды как другого множества. Функциональность есть композиционное средство, используемое для согласования мер соответствия.

Идея целостности и познание. Познание и восприятие - student2.ru

В системе композиционных средств связь между отдельными средствами обусловливается принципами гармоничности. Это означает, что каждый принцип реализуется совокупностью (группой) средств. Так, например, соразмерность достигается с помощью пропорциональности и ритмичности, а также примыкающих к ней масштабности и симметричности. Согласование (установление соответствия) внутри каждого средства означает применение к набору соответствующих характеристик принципов гармоничности. Тем самым в композиции как процессе возникает обратная связь: принципы реализуются на основе средств, которые в свою очередь используются на основе принципов гармоничности. Такова система принципов, определяющих гармоничное целое. Разумеется, что изложенное здесь — лишь один из возможных подходов к качественному анализу этого сложного понятия.

Глава III

АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ

Текст как целое

Особым сугубо человеческим объектом восприятия является текст. По сравнению с объектами, рассмотренными выше, текст обладает рядом особенностей. Он воспринимается сукцессивно, может восприниматься и зрением, и слухом. Он является универсальным способом отображения, представления информации, всех ее компонентов. Текст удобен для объективного анализа, в этом случае относительно просто решаются вопросы определения алфавита и состава. Текст относится к сигналам второго рода.

Текст в целом и его компоненты являются носителями смыслового значения, между компонентами текста, наряду с другими, действуют и семантические связи, играющие в структуре «текст» ведущую роль. Текст как целое интересен и в том отношении, что его составляющие также являются целыми единицами, здесь мы имеем дело с иерархией уровней целого: буква — слово — предложение — текст. Говоря о компонентах текста, можно отметить одну интересную особенность: помимо связных и ограниченных элементов состава имеются и неограниченные, занимающие промежуточное положение между целостными элементами: буква — слог — слово — синтагма (группа слов) — предложение — абзац — текст. Слоги, синтагмы, абзацы имеют открытые связи.

Текст и его части изучаются различными науками: лингвистикой, логикой, психологией. Лингвистика рассматривает вопросы синтаксиса и семантики текста, логика — вопросы структуры, связанные с актами мышления. Эти проблемы неразрывно связаны и с вопросами восприятия и усвоения текста, его воздействия на воспринимающего. Синтаксические, семантические, эстетические и прагматические характеристики текста определяют и его целостность.

Исходным элементом текста является знак. Знаки разделяются на основные (буквы алфавита, включая интервал для разделения слов) и вспомогательные (знаки препинания, кавычки, скобки, большой интервал для разделения абзацев и любые другие знаки). Но в зависимости от целей исследования в качестве элемента может приниматься не знак, а слово или предложение.

Состав элементов текста можно рассматривать как множество знаков (основных и вспомогательных) или множество слов. Как и ранее, состав текста можно характеризовать распределениями алфавитов данного текста и сравнением этих распределений с соответствующими распределениями языка.

Структурной единицей текста как целого является предложение. Частями предложения являются слова. Между словами в предложении имеют место синтаксические отношения следования, управления, согласования, однородности и вхождения в составляющие [74]. На основе этих отношений структура предложения может быть представлена в виде ориентированного графа (дерева). Дерево графа несимметрично, с более сильным ветвлением вправо, это отражает свойства языка. Глубина дерева ограничена, что, согласно гипотезе В. Ингве, обусловлено свойствами памяти человека. Предложение — грамматическая форма суждения. Элементы предложения и суждения не совпадают. Предложение имеет субъектно-предикатную структуру.

Текст — сложный объект. В нем можно выделить различные типы структур — логическую, синтаксическую, семантическую, временную. Но синтаксические связи действуют в основном внутри предложения. Связь предложений в целостную последовательность осуществляется главным образом с помощью семантических связей.

В структуре текста семантические связи имеют больший удельный вес, чем в структуре предложения (по сравнению с синтаксическими). Текст состоит из группы предложений и обладает определенной семантической обособленностью и присущими ему структурными закономерностями. Собственно и членение текста на абзацы производится в местах изменения смысла, и в этом отношении текст подчиняется общему правилу квантования целого. Для получения семантического компонента структуры абзаца в работе И. П. Севбо [75] предлагается следующий метод. Текст приводится к набору упрощенных стандартизированных предложений, устанавливаются типы отношений между этими элементарными предложениями. Ими оказываются отношения порядка и толерантности (автор использует другую терминологию). Выделяются лексико-семантические связи, основанные на повторяемости семантически близких понятий в тексте (синонимы и слова-заместители). Эти повторения автор называет нанизыванием. Затем выявляются схемы нанизываний. Далее автор рассматривает структуру текста только на основе нанизываний, отвлекаясь от других видов связей. И. П. Севбо вводит также локальные количественные оценки синтаксической и семантической близости (число одинаковых слов в двух связанных предложениях — степень сцепления, степень удаленности слов-заместителей).

Однако, как отмечает автор, нанизывание является только одним из способов организации связного текста. Связь может осуществляться с помощью семантически близких понятий или общности ситуации. Объединение может происходить на основе принадлежности слов к единой семантической группе (виды одного рода). Общность ситуации может основывается на одном и том же отрезке времени или пространства (пейзажные описания).

Л. П. Доблаев [76] рассматривает текст без разбиения его на абзацы, элементом текста считается предложение, которое рассматривается как субъектно-предикатная структура суждения. Автор показывает, что и текст в целом также имеет аналогичную двухчастную структуру, имеет текстовый субъект, текстовый предикат, выражающие текстовое суждение. Текстовый субъект выражается чаще в одном предложении, а предикат и суждение — в нескольких. Интересно, что те же соотношения обнаруживаются в предложении: предикатная группа слов, как правило, более многочисленна, чем субъектная.

Наличие аналогии между текстом и предложением является основанием для выбора предложений в качестве частей текста как целого. Подобно тому, как основной смысл предложения может быть выражен в его субъектно-предикатной группе, основной смысл абзаца (и текста в целом) может быть выражен одним предложением.

Интересно, с нашей точки зрения, сравнить между собой три вида текстов: прозаический, стихотворный и мелодию, рассматриваемую как текст, Сравним эти тексты по ряду характеристик и посмотрим, как эти характеристики меняются от текста к тексту. В качестве характеристик используем типы отношений между компонентами семантической и метрической структуры. Метрической (временной) структурой назовем такую, которая получается в результате естественного разбиения текста на непересекающиеся части. Эта структура аналогична пространственной структуре изображения. Для каждого из рассматриваемых текстов эта структура имеет несколько иерархических уровней. В прозаическом тексте это текст — абзац — предложение, в стихотворном это стих — строфа — строка — стопа, в мелодии это — сама мелодия — период — фраза — такт. В прозаическом тексте эта структура в основном совпадает с семантической, так как абзац и предложение являются единицами семантической информации. Но при переходе от прозы к мелодии это соответствие все более нарушается, временная структура становится все более жесткой метризованной, уменьшается значение отношений порядка, увеличивается роль отношений толерантности, уменьшается смысловая нагрузка текста и увеличивается эмоциональная. Изменяется характер информации, передаваемой текстом, — от логической к образной.

Таким образом, в рассматриваемых текстах имеются две основные структуры — временная (метрическая) и семантическая. В прозаическом тексте доминирует семантическая структура, в мелодии — метрическая, в стихе могут доминировать и метрическая, и семантическая. Варьируя степень сходства и порядка компонентов текста, можно получать различные величины разнообразия и регулярности текстов.

Глава IV

ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПРИЯТИЯ
ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Глава V

НЕКОТОРЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М, Госполитиздат, 1961, т. 20, с. 630.
2 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., "Наука", 1965, с. 9.
3 Планк М. Единство физической картины мира. М., "Наука", 1966, с. 85.
4 Там же.
5 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, с. 595—596.
6 Раппопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем. — В кн.: Исследования по общей теории систем. М., "Прогресс", 1969, с.88.
7 Клейн Ф. Сравнительное обозрение новейших геометрических исследований. (Эрлангская программа). — В кн.: Об основах геометрии. М., ГИТТЛ, 1956, с. 402.
8 Бом Д. Специальная теория относительности. М., "Мир", 1967, с. 250.
9 Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., "Мысль", 1964, с. 174.
10 Поваров Г. Н. Новое путешествие на Геликон, или история культуры в свете общей теории систем. — В кн.: Материалы симпозиума "Точные методы в исследованиях культуры и искусства". М., 1971, с. 69.
11 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., ИЛ, 1961, с.111.
12 Каган М. С. К постановке вопроса о применимости точных методов в науках об искусстве. — В кн.: Материалы симпозиума "Точные методы в исследованиях культуры иискусства", 1971, с.31.
13 Бом Д. Специальная теория относительности, с. 272.
14 Там же, с. 266.
15 Грегори Р. Л. Разумный глаз. М., "Мир", 1972, с. 169—175.
16 Горбов Ф. Д. Детерминация психических состояний. - "Вопросы психологии", 1971,№5,с.24.
17 Тода М., Шуфорд Э.Х. (мл.) Логика систем, введение в формальную теорию структуры. — В кн.: Исследования по общей теории систем. М., "Прогресс", 1969, с. 321.
18 Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., "Прогресс", 1966, с. 38.
19 См.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., Госполитиздат, 1971, с. 171.
20 Helson H. The Fundamental propositions of Geschtaltpsychology. — In: Psychological Review, 1933, vol. 40, №1, p. 13—32.
21 Koler W. Psychologische Probleme. Berlin, 1933, S. 110.
22 Исследование развития познавательной деятельности. Под. Ред. Дж. Брунера, Р. Оливер и П. Гринфильда. М., "Педагогика", 1971, с.26.
23 Там же, с. 37.
24 Веккер Л.М. Психические процессы, ч. 1. Изд-во Ленинград. Ун-та, 1973.
25 Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950, с.27.
26 Там же.
27 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Изд-во АН СССР, 1957, с. 260—261.
28 Бом Д. Специальная теория относительности, с. 249.
29 Выготский Л. С. Психология искусства. М., "Искусство", 1968, с. 34.
30 Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. М., Изд-во литературы по строительству, 1967, с. 144.
31 Коффка К. Основы психического развития. М., Соцэкгиз, 1934, с. 89.
32 Карнап Р. Философское основание физики. М., "Прогресс", 1971, с. 106.
33 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание, с. 96.
34 Луи де Бройль. По тропам науки. М., ИЛ, 1962, с. 177—179.
35 Молчанов А. М. Время и эволюция. — В кн.: Системные исследования. М., "Наука", 1970, с.74.
36 Блауберг И. В. Выступление в дискуссии. — В кн.: Системные исследования. М., "Наука", 1970, с. 99.
37 Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М., "Прогресс", 1970, с. 86.
38 Там же, с. 14.
39 Короткова Г. П. Принципы целостности. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968, с. 65.
40 Малиновский А. А. Некоторые вопросы организации биологических систем. В кн.: Организация и управление. М., "Наука", 1968, с. 105—138.
41 Блюменфельд Л. А. Выступление в дискуссии по проблеме "Определение понятия системы и системного подхода". - В кн.: Системные исследования. М., "Наука", 1970, с. 37.
42 Забелин И. М. Теория физической георафии. М., Географгиз, 1959, с. 281.
43 Тода М., Шуфорд Э.Х. (мл.). Логика систем, введение в формальную теорию структуры. — В кн.: Исследования по общей теории систем, 1969, с. 329—330.
44 Кравец А. С. Системы и вероятность. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1970, с. 33-56.
45 Bertalanfy L. von. Problems of life. N.Y., 1960. 216 р.
46 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, с. 112.
47 Гробстайн К. Стратегия жизни. М., "Мир", 1868, с. 132.
48 Waddington C. H. The strategy of the genes. L., Allen and Unwin, 1957,р.262.
49 Гика М. Эстетика пропорций в природе и в искусстве. М., Изд-во Всесоюзн. акад. архитектуры, 1936, с.221.
50 Античные мыслители об искусстве. М., "Искусство", 1938, с. 13.
51 Там же, с. 17.
52 Дидро Д. Об искусстве, т. 1. Л.-М., "Искусство", 1935, с. 20.
53 Там же, с. 143.
54 Цит. по Гика М. Указ, соч., с. 182.
55 Словарь иностранных слов. М., "Советская энциклопедия", 1964.
56 Краткий словарь по эстетике. М., Госполитиздат, 1963.
57 Опарин А. И. Белок как основа жизненных процессов. — Совещание по белку. 5-я конференция по высокомолекулярным соединениям. М., 1970, с. 9—10.
58 Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Изд. 3-е, М., ГИЗ, 1926.
59 Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О принципах гармонии. — "Техническая эстетика", 1969, №4; Ганзен В. А., Кудин П. А. О средствах достижения гармонии в композиции. В кн.: Худож. Конструирование и научно-технич. прогресс. Л., ЛДНТП, 1971.
60 Аристотель. Поэтика. М., Госполитиздат, 1957, с. 65.
61 Шрейдер Ю. А. Равенство. Сходство. Порядок. М., "Наука", 1971, с. 227.
62 Карнап Р. Философские основания физики. М, "Прогресс", 1971, с. 105.
63 Молчанов А. М. Возможная роль колебательных процессов эволюции. — В кн.: Колебателъные процессы в биологических и химических системах. М., "Наука", 1967, с. 300—301.
64 Молчанов А. М. Время и эво<

Наши рекомендации