Управление человеческимиресурсами

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Основные понятия, цели, принципы, концепция управленияперсоналом

Главным ресурсом любой организации является человеческий ресурс. Совокупность всех человеческих ресурсов организации называют кадрами, персоналом. Обычно термин «человеческие ресурсы» употребляют в отношении потенциальных возможностей состава работников организации или, иначе говоря, имеется ввиду производственная мощность работников. Термины «кадры», «персонал» применяют в отношении фактического состава, при этом термину «персонал» отдается предпочтение, поскольку термин «кадры» учитывает лишь способность человека к труду и не учитывает в достаточной мере личностные качества работника.

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.

Главные цели управления персоналом – вклад в развитие и прибыль организации, которые достигаются через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).

Основу концепции управления персоналом как систему теоретико- методологических взглядов, принципов и методов в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Принципы управления персоналом – нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом:

· принцип научности (объективности) управленияперсоналом;

· принцип системности – тесная увязка решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;

· принцип эффективности – достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческойэнергии;

· принцип основногозвена;

· принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом;

· сочетание единоначалия иколлегиальности;

· контроль и ответственность за исполнениерешений.

Организационная структура службы управления персоналом

Организационная структура службы управления персоналом может варьироваться в зависимости от размеров организации и ее структуры, ее возможностей (прежде всего финансовых), отраслевой специфики и других причин. Однако вне зависимости от особенностей организации служба управления персоналом должна выполнять все функции по управлению персоналом. В зависимости от объема работ выполнение конкретных функций может быть поручено отдельному специалисту, а не подразделению. Важное значение при построении оргструктуры службы управления персоналом является формирование связей между ее отделами и звеньями и другими подразделениями организации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям: «человеческие ресурсы»,«персонал»,

«кадры».

2. В чем заключается технология управленияперсоналом?

3. Состав подсистемы найма и учетакадров.

4. Состав подсистемы условийтруда.

5.Состав подсистемы трудовыхотношений.

6. Состав подсистемы анализа и развития средств стимулированиятруда.

7. Состав подсистемы развитиякадров.

8. Состав подсистемы социальногоразвития.

9. Состав подсистемы разработки оргструктур управленияперсоналом.

10. Состав подсистемы юридическихуслуг.

11. Состав подсистемы информационногообеспечения.

12. Что такое развитие человеческих ресурсов? Способы развития человеческихресурсов.

13. Что такое профессиональная и должностнаякарьера?

14. Что такое аттестация? Целиаттестации.

15. Какова организационная структура управленияперсоналом?

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Основные понятия, цели, принципы, концепция управленияперсоналом

Главным ресурсом любой организации является человеческий ресурс. Совокупность всех человеческих ресурсов организации называют кадрами, персоналом. Обычно термин «человеческие ресурсы» употребляют в отношении потенциальных возможностей состава работников организации или, иначе говоря, имеется ввиду производственная мощность работников. Термины «кадры», «персонал» применяют в отношении фактического состава, при этом термину «персонал» отдается предпочтение, поскольку термин «кадры» учитывает лишь способность человека к труду и не учитывает в достаточной мере личностные качества работника.

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.

Главные цели управления персоналом – вклад в развитие и прибыль организации, которые достигаются через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).

Основу концепции управления персоналом как систему теоретико- методологических взглядов, принципов и методов в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Принципы управления персоналом – нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом:

· принцип научности (объективности) управленияперсоналом;

· принцип системности – тесная увязка решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;

· принцип эффективности – достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческойэнергии;

· принцип основногозвена;

· принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом;

· сочетание единоначалия иколлегиальности;

· контроль и ответственность за исполнениерешений.

Управление человеческимиресурсами

Под управлением человеческими ресурсами понимается стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленной на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

В управлении человеческими ресурсами акцент делается на потребностях самой организации в рабочей силе, приоритеты кадрового управления определяются в первую очередь результатами анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест. В системе управления человеческими ресурсами происходит переориентация управления на индивидуальную работу с персоналом. Приоритетом является повышение эффективности долговременных инвестиций в человеческий капитал вместо стремления к экономии на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы. Технология управления человеческими ресурсами предусматривает обеспечение постоянного профессионального роста работников и улучшение условийтруда.

В отличие от управления персоналом, где внимание сосредоточивалось на рядовых работниках, в управлении человеческими ресурсами акцент переносится на управленческий штат, поскольку компетентность руководителей является, в конечном счете, ключевым элементом кадрового потенциала современной организации.

Система управления человеческими ресурсами стимулирует атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всего персонала организации сделать ее лучшей среди конкурентов за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем. Технология управления человеческими ресурсами дает значительный экономический и социальный эффект.

Наши рекомендации