Анализ графика реализации проекта

Для контроля расходования проектных ресурсов применяются различные модели, приемы и способы. Одним из них является анализ плана-графика реализации проекта.

Различают три вида анализа плана-графика реализации проекта:

· анализ ресурсной реализуемости;

· анализ экономической реализуемости;

· анализ финансовой реализуемости.

Анализ ресурсной реализуемости осуществляется в две стадии.

На первой — анализируется наличие ресурсов по всем работам. На второй — проводится равномерное распределение ресурсов на всем протяжении проекта, что позволяет в дальнейшем получить больший эффект при меньшей стоимости ресурсов.

Если не все ресурсы можно получить из внутренних источников, то необходимо купить, арендовать или взять напрокат некоторые ресурсы. Возможно, что на выполнение некоторых работ необходимо заключить контракты с субподрядчиками. Данные по минимальным количествам требуемых ресурсов, установленные процедурой распределения ресурсов, могут быть использованы на последующих стадиях при проверке достаточности ресурсов подрядчика для выполнения проекта.

Экономическая и финансовая реализуемость связаны между собой, так что на стадии планирования они могут быть рассмотрены совместно, так как имеются достаточно точные оценки рассматриваемых работ, что является необходимым условием выполнения анализа на реализуемость.

Для анализа экономической реализуемости важно иметь набор стоимостей в зависимости от длительности выполнения каждой операции. Стоимости могут зависеть также от способа реализации проекта. Можно рассмотреть альтернативные методы, оценить их и использовать полученную информацию для анализа экономической реализуемости.

Экономическая реализуемость необходима для определения продолжительности проекта, которая соответствует минимальной стоимости. Вполне возможно, что анализ экономической реализуемости будет проводиться при определенных ограничениях на ресурсы. Довольно часто уровень используемых ресурсов или длительность ограничены сверху. Хотя процедуры проверки ресурсной, экономической и финансовой реализуемости аналогичны, различные ограничения по-разному определяют область, в которой проводятся исследования различных длительностей и стоимостей выполнения проекта.

Если в проекте будут использоваться только собственные трудовые ресурсы, то можно составить расписание их использования, чтобы определить, можно ли таким путем обеспечить выполнение проекта. Аналогично можно составить расписание затрат, чтобы убедиться, что намеченные закупки могут быть осуществлены и что материалы будут поставлены в нужные сроки.

При определении продолжительности выполнения, соответствующей минимальной стоимости, следует провести окончательную проверку финансовой реализуемости. Для этого менеджер проводит анализ денежных потоков для определения проекта при установленных общих затратах и выбранной длительности выполнения проекта. Выходом анализа денежных потоков является планирование по отчетным периодам (квартальные, месячные, полумесячные) всех финансовых операций и их конечный эффект.

Если план-график реализации проекта проходит через эти виды оценок, то проект, которому он соответствует, обеспечен всеми требуемыми ресурсами и выполнение его по этому плану более экономично, чем по любому другому (рис. 5).

Анализ графика реализации проекта - student2.ru

Рис. 5 Анализ реализуемости плана-графика

Другой аспект анализа календарного плана проектных работ - оценка его выполнения, которую необходимо производить для его дальнейшей оптимизации. Такую оценку можно осуществить графически.

Простейший график, отображающий зависимость степени завершенности проекта от доли бюджетных расходов, приведен на рис. 6.

Анализ графика реализации проекта - student2.ru Процент завершения

0 20 40 60 80 100 Процент бюджетных расходов

Рис. 6 Соотношение завершенности работы и расходов по ней

Линейные графики реализации проекта строятся на основе допущения линейной зависимости выполнения заданного объема работ от истекшего периода времени. При использовании таких графиков для планирования и контроля проекта можно не указывать процент физической готовности объекта в точках, соответствующих графическому представлению определенной работы. При подготовке информации по составлению отчетов о выполнении заданных объемов работ под предыдущим графиком планирования и параллельно ему строится график отчетности, также имеющий характер незамкнутого прямоугольника. Затем, по мере осуществления возведения объекта, часть графика, находящаяся в прямой зависимости от выполненных объемов работ (без учета фактора времени), по их окончании заштриховывается. Сравнивая заштрихованную часть графика отчетности с графиком планирования и текущей датой, получают ориентировочную информацию о возможности отставания или опережения хода работ по данному объекту от показателей календарного плана.

Графики реализации проекта позволяют более широко трактовать плановые показатели и в максимальной степени использовать наглядность графического представления; соответственно требуется значительно меньший объем корректировочных работ по сравнению с более сложными системами. Это имеет важное значение для внесения различных изменений и поправок.

Сетевые графики – отражают логическую последовательность выполнения операций, входящих в проект. Это – метод планирования проектных работ, операции в которых, как правило, не повторяются. Методы сетевого анализа позволяют осуществить анализ проекта, который включает в себя большое количество взаимосвязанных операций. С помощью этого метода можно определить вероятную продолжительность выполнения работ, их стоимость, возможные размеры экономии времени или денежных средств.

Сетевой анализ проекта осуществляется в три этапа:

1. Расчленение проекта на ряд отдельных работ (операций), из которых затем составляется логическая схема. Под операцией понимается деятельность или процесс, выполнение которых требует затрат временных и/или иных ресурсов.

2. Оценка продолжительности выполнения каждой операции; составление сетевого графика и выделение работ, которые определяют завершение выполнение проекта в целом.

3. Оценка потребности каждой операции в ресурсах (в том числе и временных); пересмотр плана выполнения операций с учетом обеспечения ресурсами либо перераспределение денежных или других ресурсов, которое улучшит план.

Кривые функциональных зависимостей заданных объемов работ (прогрессии, кривые хода работ), называемые также S - кривыми, представляются линиями, построенными в координатах наращивания выполнения заданных объемов строительных работ (вертикальная ось) и времени (горизонтальная ось).

Осуществление, процесса выполнения проектных работ оценивается в единицах денежных затрат, трудозатрат (чел.ч.), фактических количеств израсходованных материалов и других показателях, выражаемых как в натуральных единицах, так и в процентном отношении от предварительно подсчитанных измеряемых показателей.

Конфигурация типовой S-кривой определяется интегрированием процесса выполнения объемов работ за единицу времени (день, неделю, месяц и т.д.), в результате чего получают нарастающий итог хода работ. Для большинства осуществляемых проектов начальный период характеризуется медленным нарастанием расходуемых ресурсов на единицу времени с последующим пиковым состоянием и сокращением использования к концу проектного периода (рис. 7)

Производство заданных объемов работ, чел/д Суммарное производство, чел/д

Анализ графика реализации проекта - student2.ru

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Временные периоды, сут

Рис. 7 Построение кривой функциональной зависимости выполнения заданных объемов работ

Подобно ленточным графикам, кривые зависимостей могут выражать некоторые аспекты составленных планов. После начала работ по реализации проекта действительный ход работ представляется средствами графического изображения и сравнивается с соответствующими показателями плана: при этом характер наклона кривой, отражающей действительный прогресс выполнения работ, позволяет получить перспективные оценки хода работ. Однако таких оценок с соответствующей интерпретацией можно достичь только при правильном понимании причин возможных отклонений от запланированного процесса производства работ, а также при тщательном анализе текущих и будущих планов по организации управления осуществлением проекта.

Движение потока реальных денег представляется графически в виде трех кривых, отражающих процесс выполнения заданных объемов работ с точки зрения затрат, с точки зрения возможного дохода и описывающих объем финансирования строительства или излишков денежной наличности в любой период времени. Точки, по которым строится кривая, определяются вычитанием показателей затрат, откладываемых по оси ординат из показателей дохода, отложенных по этой же оси в каждый момент времени .

При реализации сложных проектов широко используются матричные расписания (матрицы). Применение таких матриц позволяет эффективно и надежно оформлять плановые показатели и взаимосвязи сторон, занятых осуществлением процесса реализации проекта. Горизонтальные линии матрицы соответствуют этапам проектных работ. Вертикальные линии характеризуют работы, выполняемые на каждом этапе. Они считаются слева направо и перечислены в хронологическом порядке. Описание работ приводится в верхнем основании каждой из линий. При таком представлении последовательность проектных работ начинается в нижнем левом углу матрицы и кончается в правом верхнем.

Как правило, накопление информации о реальном выполнении планов и графиков служит основой для постоянной оценки хода проектных работ, в результате чего осуществляется их корректировка.

1.2.4. Метод корректировки планов-графиков с учетом стоимостных параметров

Корректировка планов-графиков осуществляется на этапе оценки плана-графика на реализуемость (1), в процессе оценки выполнения плана-графика реализации проектных работ (2) и при осуществлении бюджетного контроля (3).

1. В плане, прошедшем через процедуру распределения ресурсов, определены моменты начала и окончания работ. При проверке на экономическую реализуемость может выясниться, что полученные длительности экономически невыгодны. Тогда необходимо пересмотреть приоритетные критерии распределения ресурсов и исследовать возможности получения дополнительных ресурсов. Затем следует вторая итерация распределения ресурсов, результаты которой подвергаются проверке на экономическую и финансовую реализуемость. Этот итеративный процесс анализа реализуемости продолжается до тех пор, пока не будет получено приемлемое расписание.

План, успешно прошедший анализ на реализуемость, необходимо оценить на соответствие другим критериям. Например, можно принять во внимание колебания стоимости, связанные с ресурсными изменениями и перерывами в работе (простоями, понижением и повышением цен, стоимостью обучения, максимальным уровнем требуемых ресурсов и т.п.), однако в процессе рассмотрения многочисленных экономических критериев нельзя терять из вида такие определяющие критерии, как максимальная занятость или минимум экономической активности.

Могут измениться и условия выполнения проекта. Например, может оказаться, что запланированные работы не обеспечены возможностями их выполнения и поэтому целесообразно отложить начало работ. Это может привести к изменениям финансового плана, необходимые для проекта специалисты могут оказаться занятыми на других работах. Могут измениться налоговые законы, воздействуя на экономическую реализуемость проекта.

На этапе оптимизации может возникнуть необходимость в некоторых изменениях плана для удовлетворения тех или иных критериев. Эти изменения могут вызвать необходимость возвращения к предыдущим этапам планирования. В результате этого процесса (возможно, после нескольких итераций) получается скорректированное генеральное расписание проекта, которое близко к оптимальному.

Имеет смысл также провести проверку возможности принятия оптимального в математическом смысле плана с учетом таких критериев, как минимальная длительность выполнения проекта, минимальная стоимость, максимальное использование собственных ресурсов, максимальная занятость в периоды экономического спада, максимальная удовлетворенность заказчика и т.п. Эти критерии в известном смысле независимы. Например, максимизация использования внутренних ресурсов не обязательно приводит к минимизации стоимости и длительности выполнения проекта. Этим критериям можно приписать веса и определить соответствующую общую функцию.

Для определения оптимального плана-графика реализации работ могут быть использованы методы математического моделирования, линейное, динамическое и целочисленное программирование и другие, но обычно в задачах такого рода число переменных и ограничений настолько велико, что они превышают возможности современной вычислительной техники. Следовательно, при имеющихся математических средствах, как правило, невозможно оптимизировать альтернативные планы и затем выбрать окончательное решение.

Обычно при системном подходе оптимизируется несколько вариантов, проанализированных на реализуемость, и выбирается вариант, наилучшим образом удовлетворяющий установленным критериям. Однако если на предыдущих этапах происходило развитие только одного варианта (а не построение альтернативных решений), то задачи выбора не возникает, и оптимальное решение становится планом, который принимается.

2. В состав основных задач регулирования хода реализации проекта входят: контроль за фактическим выполнением работ, выявление и анализ возникающих отклонений от плановых заданий, корректирование и осуществление организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и эффективное достижение заданной цели проекта.

Возможная неопределенность условий реализации проекта может учитываться путем корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов, замены их проектных значений на ожидаемые. В этих целях:

· сроки выполнения проектных работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;

· учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации, пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;

· учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановые отказы оборудования, допускаемые персоналом нарушения технологии, уплачиваемые и получаемые штрафы и иные санкции за нарушения договорных обязательств;

· в случае, если проектом не предусмотрено страхование участника от определенного вида инвестиционного риска, в состав его затрат включаются ожидаемые потери от этого риска.

Процесс корректировки плана-графика реализации проекта состоит в циклическом повторении с принятой периодичностью (сутки, неделя, декада, месяц) следующих процедур:

· сбор и подготовка оперативной информации о состоянии комплекса и представлении ее в проектную команду;

· обновление моделей и подготовка данных для их расчета

· (пересчета);

· расчет (пересчет) сетевых моделей и актуализация календарных планов;

· анализ фактического состояния комплекса работ и подготовка решений по его дальнейшей реализации;

· обсуждение и принятие решений по дальнейшей реализации

· комплекса работ;

· разработка оперативно-календарных планов (квартальных, месячных, недельно-суточных и др.) и доведение их до ответственных исполнителей и руководителей соответствующих уровней.

Вся оперативная информация о ходе работ и предполагаемых изменениях исходных характеристик работ, подлежащих выполнению, представляется в проектную команду ответственными исполнителями (руководителями или соответствующими службами) этих работ.

Эта информация является важнейшей составной частью оперативной входной информации для расчета и анализа сетевой модели, а также корректировки нормативно-справочной базы, может содержать такие виды сведений:

· оценка состояния выполняемых работ;

· уточнение исходных оценок предстоящих работ;

· изменение первоначального содержания работ (событий);

· введение в сетевую модель новых работ и событий;

· исключение из моделей ранее предусмотренных работ и

· событий;

· фиксация фактических параметров работ (продолжительность, сроки, трудоемкость и др.), причин отклонения от плана и т.п.

Оперативная информация должна содержать также сведения об изменениях параметров, характеризующих комплекс в целом: директивных сроков завершения комплекса или отдельных его этапов, ограничений по количеству или порядку использования разного рода ресурсов и т.п.

Необходимость внесения в модель различных изменений возникает вследствие изменения объективных условий выполнения отдельных работ, более отчетливого представления исполнителем результатов предстоящей работы или группы работ по мере их приближения или получения более точных и подробных сведений о них, смена метода выполнения или организации работ и т.п.

Во всех случаях ответственным исполнителям и руководителям комплекса должно быть вменено в обязанность оповещать проектную команду о всех изменениях, которые необходимо внести в сетевую модель, чтобы она в любой момент максимально соответствовала их коллективному представлению о комплексе работ.

Система должна быть построена так, чтобы от ее участников в качестве оперативной информации не требовались сведения о характеристиках комплекса или отдельных работ, которые не изменились по отношению к исходному состоянию или предыдущему циклу оперативного планирования. Вообще следует свести к строго необходимому минимуму и сложность оперативной входной информации, что позволит соответственно сократить затраты труда и времени на ее сбор, подготовку и передачу. Это может быть достигнуто за счет хранения условно постоянных данных (нормативы, модели, коэффициенты и т.п.) предыдущих планов, отчетов и результатов промежуточных расчетов. Необходимо соблюдать единство форм представления входной оперативной информации независимо от характера работ ведомственной принадлежности ответственных исполнителей. Следует стремиться к совмещению подготовки входной информации с фиксацией ее на первичных носителях информации для ЭВМ.

Член проектной команды проверяет и анализирует к ней входную оперативную информацию, на ее основании обновляет сетевые модели и подготавливает входные данные для их расчета (пересчета) с помощью ЭВМ или вручную.

Обновление (актуализация) моделей включает в себя фиксацию (в том числе на сетевом графике) состояния выполняющих и законченных работ и свершившихся событий, внесения новых работ и событий, исключения аннулированных, уточнения формулировок описания работ. Всякие изменения, касающиеся граничных работ и событий, согласовываются между смежными ответственными исполнителями, поставщиком и потребителем. Таким образом обеспечивается соответствие комплексной сетевой модели фактическому состоянию комплекса.

Расчет (пересчет) сетевых моделей может выполняться при помощи ЭВМ или вручную. Выбор способа расчета зависит от таких факторов, как сложность и объем моделей, количества фигурирующих в расчете параметров (время, ресурсы, стоимость, исполнители, вероятности и др.), объем и характер оперативных изменений модели, степень автоматизации смежных процедур планирования и управления и др. Набор рассчитываемых параметров аналогичен используемому при планировании.

Члены проектной команды подготавливают для руководителя проекта информацию о фактическом состоянии комплекса работ и проекты решений по его дальнейшей реализации. Для этого она подвергает тщательному анализу скорректированную комплексную сетевую модель и результаты ее расчета. Цель этого анализа — контроль и оценка общего хода работ за отчетный период, выявление несоответствия фактических сроков выполнения проекта плановым показателям, изучение происшедших изменений, особенно в составе и характеристиках работ и оценка их возможного влияния на будущий ход работ. Особое внимание уделяется при этом одной из главной задач руководства проекта — тщательному контролю за соблюдением установленных сроков выполнения критических и подкритических работ, выработке оперативных решений по предотвращению их срыва, изысканию методов и средств сокращения их продолжительности.

В результате контроля и анализа проектной командой выявляются "узкие места" в текущем и предстоящем ходе работ и совместно с ответственными исполнителями подготавливаются предложения по их своевременному. Эта процедура выполняется аналогично приведению параметров модели в соответствие с заданными ограничениями при исходном планировании.

Для обсуждения результатов анализа состояния работ и принятия оперативных решений руководитель проекта проводит оперативное совещание, в котором в обязательном порядке принимают участие ответственные исполнители работ критической зоны головной организации и организаций-исполнителей или руководители этих организаций, а также руководители подразделений головной организации, которые контролируют указанные работы. На оперативном совещании окончательно согласовываются и принимаются решения, являющиеся для руководителей всех уровней и ответственных исполнителей программой на предстоящий период.

Решения, принятые на оперативном совещании, и оперативная информация о фактическом ходе работ являются основной для плановых органов организаций-исполнителей комплекса при разработке ими оперативно-календарных планов. Например, для строительных проектов может быть установлена следующая номенклатура оперативно-календарных планов:

· разработка и выдача проектной документации;

· производство проектных работ по исполнителям;

· поставка материальных ресурсов и оборудования;

· финансирование этапов работ;

· сдача этапов проектных работ;

· подготовка фронта работ исполнителем и др.

Выбор способа передачи плановой и отчетной информации между ответственными исполнителями и проектной командой зависит от масштаба проекта, числа и территориального расположения организаций-участников разработки и ответственных исполнителей, исходя из этого можно использовать документальную передачу информации или средства передачи данных (телефакс, электронная почта и др.).

3. Изменения и отклонения реального состояния дел от плана ведут к изменению стоимости проектных работ и проектного бюджета.

Периодическое изменение продолжительности и бюджетов будущих работ с учетом реальной ситуации создает возможность избежать преждевременного оптимизма в своевременном выполнении проекта.

Ожидаемые изменения стоимости оборудования, материалов и заработной платы должны быть учтены при прогнозировании стоимости будущих работ. Без учета этого изменения календарные планы и бюджеты будут ухудшаться с течением времени. В то же время прогнозируемые оценки продолжительности и стоимости будущих работ будут проверены только после их выполнения.

Реальный проект всегда имеет взаимосвязи между временем и стоимостью. При выполнении проекта отставания (задержки) влияют на стоимость, а бюджетные проблемы в свою очередь могут потребовать регулирования календарного графика. Соотношение планируемой и фактической стоимости в зависимости от времени осуществления проекта представлено на рис. 8.

Стоимость, %

 
  Анализ графика реализации проекта - student2.ru

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Время, %

Рис. 8 Интегральная кривая стоимости

Обычно бюджет проекта и календарный график разрабатываются разными группами исполнителей. Руководитель проекта должен выполнить задачу установления связи между этими двумя группами.

Для учета стоимости работ можно использовать двухмерную матрицу работ и расходов по статьям затрат, как показано в Табл.4.

Таблица 4 Матрица учета стоимости работ

Наименование работ Зарплата Материалы Оборудование ...
Предпроектные исследования        
Разработка проекта        
Набор и обучение персонала        
...          

Стоимость отдельных работ по двухмерной матрице может быть получена как сумма статей затрат, находящихся в соответствующей строке.

Кроме данных о стоимости работ необходимо иметь информацию, какая организация или определенное лицо выполняет ту или иную работу. Для этого требуется трехмерное представление элементов затрат, где третья размерность соответствует структуре исполнителей. Взаимосвязь структуры сметной стоимости (ССС), структуры работ (СР) и структуры исполнителей (СИ) представляет собой куб, используемый для контроля затрат (рис. 9).

Анализ графика реализации проекта - student2.ru

Рис. 9 Куб контроля стоимости

При использовании "куба контроля стоимости" конкретные действия можно быстро идентифицировать с расходами по элементам затрат, видам работ и исполнителям. В результате контроль проекта станет более точным.

Бюджетный контроль — это непрерывный вычислительный процесс. Планы и бюджеты порождают действие, результат которого должен быть оценен. Оценки результатов используются для корректировки планов и выравнивания бюджета.

Процесс бюджетного контроля может включать также и циклы обратной связи, когда необходимо корректировать принятые на первоначальных этапах календарные планы, то есть вернуться назад и пересмотреть стратегический план действий.

Моделирование доходов

Моделирование доходов проекта осуществляется для оценки его жизнеспособности и входит в общий комплекс определения эффективности инвестиционного проекта с точки зрения его стоимости, сроков реализации и прибыльности.

Эта задача решается при составлении обоснования инвестиций, ТЭО и бизнес-плана проекта и выполняется группой заказчика или независимой консультационной фирмой.

Процесс моделирования доходов проекта включает два этапа – качественный анализ и количественный прогноз. Первый этап - качественный анализ - позволяет сделать ключевые предположения о динамике проекта, которые будут использоваться на втором этапе - при количественном прогнозе.

Значимыми качественными факторами, влияющими на моделирование доходов проекта, могут быть:

· неудовлетворенный спрос;

· избыточные ресурсы;

· инициатива предпринимателей;

· реакция на политическое давление;

· интересы кредиторов;

· масштаб проекта;

· структура издержек;

· риски проекта и др.

Эти параметры и будут теми основными предположениями, которые лягут в основу прогноза доходов проекта.

В основе количественного прогноза лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Очевидно, что сравниваемые показатели относятся к разным моментам времени, следовательно, важно уметь правильно их сопоставить.

Количественный прогноз денежных потоков предполагает оценку следующих показателей эффективности инвестиционного проекта:

· показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение;

· показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

· показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета.

Моделирование доходов проекта при осуществлении экономической эффективности проекта рекомендуется производить с учетом следующих показателей:

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект

Чистый дисконтированный доход (ЧДД)определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта (Е) вычисляется по формуле:

T 1

Э = ЧДД= S (Rt – 3t)* ¾¾¾ (6)

t=o (1+E)t

где Rt— результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета,

3t— затраты, осуществляемые на том же шаге,

Т — горизонт расчета (продолжительность расчетного периода). он равен номеру шага расчета, на котором производится закрытие проекта,

Э =(Rt –3t) — эффект, достигаемый на t-ом шаге,

Е — постоянная норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава 3t, исключают капитальные вложения и через 3t+ обозначают затраты на t-ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда:

T 1

ЧДД= S (Rt – 3t+)* ¾¾¾ - К (7)

t=o (1+E)t

где К — сумма дисконтированных капиталовложений.

Модифицированный показатель ЧДД выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К).

2. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений.

1 T 1

ИД = ¾ S (Rt – 3t+)* ¾¾¾ (8)

К t=o (1+E)t

Индекс доходности тесно связан с ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД>1 и наоборот. Если ИД>1, проект эффективен, если ИД<1 — неэффективен.

3. Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Е), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.

Иными словами Евн (ВНД) является решением уравнения:

T Rt – 3t+ T Кt

S ¾¾¾¾ = S ¾¾¾ (9)

t=o (1+ Евн)t t=o (1+ Евн)t

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал.

В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.

Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов (вариантов проекта) по ЧДД и ВНД приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать ЧДД.

4. Срок окупаемости—минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это — период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.

Иногда рассчитываются другие экономические показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта (рентабельность проекта, расчет точки безубыточности и др.). Для применения каждого из них необходимо ясное представление о том, какой вопрос экономической оценки проекта решается с его использованием и как осуществляется выбор решения.

Поток реальных денег

Необходимым критерием Принятие решения об инвестировании проекта осуществляется на основании положительного сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов.

При этом в качестве эффекта на t-ом шаге (Эt) выступает поток реальных денег.

При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности:

· инвестиционная (1);

· операционная (2);

· финансовая (3).

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):

Фi(t) = пi(t)-0i(t) (10)

где (i = 1, 2, 3).

Фi(t) является аналогом (-Кt) из (7), Ф2(t) является аналогом Rt- 3t+. Ниже оно будет обозначаться через Ф+(t).

Потоком реальных денег Ф(t)называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта.

Ф(t) = [П1(t)-01 (t)]+(П2 (t)-02 (t)]= Ф1 (t)+Ф+ (t), (11)

где Ф(t) является аналогом Rt - 3t из (7).

Сальдо реальных денег b(t)называется разностью между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности.

Пример потока реальных денег от инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат, распределенных по периодам (шагам) расчета изображен в Табл. 5.

Таблица 5[26]

N Наименование показателя Значение показателя по шагам расчета
    Шаг О Шаг 1 Шаг Т Ликвидация
Земля 3* П*          
Здания, сооружения 3* П*          
Машины и оборудование 3* П*          
Нематериальные активы 3* П*          
Итого: вложения в основной капитал 3* П*          
Прирост оборотного капитала 3* П*            
Всего инвестиций            

Как показывает Табл.5,

Вложения в основной капитал = земля+здания. сооружения+машины,

оборудование+нематериальные активы (12)

Ф1 (t)=всего инвестиций = вложения в основной капитал+прирост

оборотного капитала (13)

П

Наши рекомендации