Управление качеством на разных этапах жизненного цикла проекта

Как уже говорилось, в управлении качеством в рамках управления проектом различают два аспекта: качество процессов и качество конечного продукта. Чтобы сделать возможным обсуждение управления качеством при управлении проектом, процессы проекта были сгруппированы в две категории: процессы управления проектом и процессы проекта, связанные исключительно с созданием конечного продукта (например, разработка, производство и испытания). Кроме того, сам проект рассматривается как процесс, состоящий из подпроцессов. Все подпроцессы проекта сгруппированы в этапы или фазы проекта. Таким образом, управление качеством на разных этапах жизненного цикла проекта отличается по тому, какие процессы входят в эти этапы.

Процессы, входящие в этапы жизненного цикла проекта перечислены в разделе I “Основы управления проектом”. Мы оставляем читателю разделить их на процессы управления проектом и процессы, связанные с созданием конечного продукта. Требования к первым приводятся в пункте 2.2. “Управление качеством в проектах” и в приложении 2 “Международный стандарт ИСО 10006:97 “Управление качеством. Руководящие указания по качеству при управлении проектом”, ко вторым ‑ в пункте 1.5 “Краткое содержание ИСО 9001” и в стандарте ИСО 9004-1:94. Для управления качеством на соответствующем этапе надо применить к процессам этого этапа требования соответствующих стандартов.

Резюме

Система качества проекта должна основываться на системе качества организации-подрядчика. Поскольку проект является временным мероприятием, то все инвестиции в систему качества должны тщательно проверяться на их окупаемость. Обеспечение качества проекта заключается в обеспечении качества конечного продукта и качества процессов проекта. Для каждого из этих аспектов имеется свой международный стандарт. Учет только одного из аспектов может привести к краху проекта. В разные этапы жизненного цикла проекта входят различные процессы по обеспечению качества продукта и процессы проекта разных типов. Выделив, какие процессы входят в определенный этап жизненного цикла проекта, можно понять, как обеспечить качество на данном этапе жизненного цикла проекта, и найти соответствующие требования стандарта.

Глава 3 Основы управления качеством

Введение

Цель данной главы состоит в том, чтобы рассказать обучаемым о методах, используемых в процессах обеспечения качества, т.е. при планировании качества, мониторинге качества, анализе качества, улучшении качества и стимулировании сотрудников. В данной главе также приводятся требования к этим процессам.

Планирование качества

Планирование качества

Планирование качества ‑ деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Примечание ‑ Планирование качества охватывает:

· планирование качества продукции: идентификация, классификации и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к качеству и штрафных санкций;

· планирование управленческой и функциональной деятельности: подготовка применения системы качества, в том числе организация и составление календарного графика;

· подготовку программы качества и выработку положений по улучшению качества[11].

При планировании качества определяется последовательность действий, направленных на реализацию требований к качеству. В зависимости от текущего состояния системы качества на предприятии, масштабы этой деятельности могут быть различны: от создания системы качества “с нуля” до незначительной корректировки существующей системы под какой-то контракт или проект. Результатом планирования качества должна стать программа действий по улучшению качества продукции.

При планировании качества поставщик оценивает необходимость выполнения следующих действий (согласно стандарту ИСО 9001:94):

1. разработка программ качества;

2. определение и приобретение необходимого контрольного и технологического оборудования (включая контрольное и испытательное), технологической оснастки, общих производственных ресурсов, а также навыков, которые могут понадобиться для достижения требуемого качества;

3. обеспечение совместимости процессов проектирования, производства, монтажа, обслуживания, контроля, а также методик испытаний и применяемой документации;

4. актуализация, если это необходимо, методов управления качеством, средств контроля и испытаний, включая разработку нового оборудования;

5. установление любого требования в области измерений, включая способности, превышающие известные требования, для своевременного их развития;

6. установление соответствующей проверки на той или иной стадии выпуска продукции;

7. разъяснение норм приемки, касающихся всех характеристик и требований, включая те, что содержат элемент субъективности;

8. идентификация и подготовка данных о качестве.

Планирование качества является одним из первых мероприятий при создании системы качества.

Программа качества

При планировании качества разрабатывается программа качества. Программа качества ‑ документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту[12]. В зависимости от назначения программы она иногда называется “программа обеспечения качества” или “программа административного управления качеством”. На программу качества существует отдельный стандарт (см. рис. 1.2 главы 1 “Стандарты качества”) ИСО 10005 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 5: Руководящие указания по программе качества”.

Программа качества может использоваться в организации для обеспечения того, что конкретные требования к качеству соответствующим образом планируются и применяются к определенным видам продукции или проектам. Программа качества может также использоваться поставщиком в контрактных ситуациях для демонстрации заказчику, как будут выполняться конкретные требования к качеству специфического контракта. Во многих случаях может быть полезным получать входные данные заказчика для разработки программы качества.

Программы качества следует, как правило, использовать вместе с системами качества, удовлетворяющими требованиям ИСО 9001:94, 9002:94, 9003:94. Если у поставщика нет такой системы качества, то программа качества должна определить, как будут выполняться требования по качеству. При этом может потребоваться разработать процедуры в поддержку программы качества.

Программа качества предоставляет механизм привязки конкретных требований к продукции, проекту или контракту к существующим общим процедурам системы качества. Они не требуют разработки полного набора методик или инструкций сверх уже существующих, хотя некоторые дополнительные документированные методики могут быть необходимыми. Программа качества должна показывать, прямо или путем ссылок на соответствующие документированные методики или другие документы, как требуемые виды деятельности будут выполняться.

При составлении программы может возникнуть необходимость в разработке программы качества по стадиям (таким, как проектирование, материально-техническое обеспечение, производство). В этом случае возможно несколько частей программы. Одной из составляющих частей может быть программа контроля и испытаний.

После составления, программа качества должна быть проанализирована уполномоченной группой, в состав которой входят представители всех задействованных служб организации-поставщика. Поставщик может передать программу качества потребителю для анализа и одобрения. В контрактных ситуациях она может быть передана как часть более раннего процесса предложения о заключении контракта. Там, где контракт осуществляется по стадиям, поставщик должен предоставлять программу качества по каждой стадии потребителю до начала работ по соответствующей стадии. Методики, на которые делаются ссылки в программе, должны быть доступны потребителю для анализа, если это оговорено в контракте.

Поставщик должен пересматривать программу по мере необходимости с тем, чтобы она отражала изменения, внесенные в продукцию, проект или контракт; в способ производства продукции или предоставления услуги, или в практику обеспечения качества.

Содержание программы качества

Назначение программы качества должно быть определено и включать, но не только:

· продукцию, проект и (или) контракт, к которым будет применяться программа;

· цели в области качества для продукции, проекта или контракта; эти цели должны быть выражены в измеряемых условиях, когда это возможно;

· конкретные исключения;

· время утверждения.

Программа качества определяет характеристики различных элементов системы качества. В наиболее общем случае для каждого из элементов системы качества (раздел 4 стандартов ИСО 9001:94, 9002:94, 9003:94) в программе качества может указываться:

· кто выполняет и кто ответственен за данный элемент;

· когда он выполняет установленные процедуры;

· как он их выполняет (здесь могут быть приведены ссылки на документально оформленные методы, процедуры, инструкции и методики);

· требования к его деятельности, продукции, проекту или контракту;

· какие при этом ему требуются документы;

· какие документы по результатам своей деятельности и кому он должен предоставить, что должно быть указано в этих документах, как будут использоваться эти документы;

· степень участия заказчика в его деятельности;

· объекты, с которыми он работает, и их характеристики.

Мониторинг качества

Общие положения

По стандарту ИСО 9001:94 (пункт 4.10) поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии методики контроля и проведения испытаний для проверки установленных требований к продукции. Необходимые виды контроля, испытаний и протоколов должны быть подробно изложены в программе качества или методиках.

Этот же пункт стандарта устанавливает требования к мониторингу качества на разных этапах производства.

Наши рекомендации