Взаимодействие проектных и функциональных руководителей
Взаимодействие проектных и функциональных руководителей имеет свои особенности при использовании различных организационных структур управления. Мы уже останавливались на некоторых из них в главе 2. Выделим лишь наиболее значимые моменты, характеризующие взаимодействие проектных и функциональных руководителей:
1. Взаимодействие организуется на основании планов проектов и планов функциональных подразделений.
2. В функциональной и матричной структуре менеджер проекта влияет на исполнителей проекта через функционального руководителя, а в проектной - непосредственно.
3. В функциональной структуре все ресурсы и персонал находятся в распоряжении функциональных руководителей, а координатор лишь обеспечивает лишь согласованное и целевое их использование в проекте. В матричной структуре менеджер проекта непосредственно управляет ресурсами выделенными на проект, а исполнители из функциональных подразделений не могут быть привлечены к каким-либо другим работам без его согласия. В проектной структуре все ресурсы и персонал находятся в распоряжении руководителя проекта. Со специализированными подразделениями руководитель проекта строит свое взаимодействие как с подразделениями, обеспечивающими проект всем необходимым.
Конфликты
По данным одного из опросов, проведенного Американской Ассоциации менеджеров, были выявлены весьма интересные тенденции, связанные с конфликтами в организациях:
· менеджеры высшего и среднего уровня тратят на разрешение конфликтов около 24% своего рабочего времени;
· возможность управления конфликтами стала еще более важной за последние 10 лет;
· управление конфликтами имеет для менеджеров вес равный или больший, чем планирование, мотивация и принятие решений;
· источником конфликта в команде, как правило, являются психологические факторы (отсутствие взаимопонимания, недостатки в общении, столкновения личных интересов, различия в системе ценностей);
· наличие конфликтной ситуации в процессе управления проектом менеджеры считают типичным и даже нормальным явлением.
Типы конфликтов
Потипам конфликты разделяются на:
· внутриличностный;
· межличностный;
· между личностью и группой;
· межгрупповой.
Причины возникновения конфликтов
Основные причины возникновения конфликтов в управлении проектами можно представить следующим образом:
1. Конфликт из-за приоритетов в проекте.
Мнения участников проекта о последовательности работ и задач различаются.
2. Конфликт из-за административных процедур.
Расхождения между участниками по поводу того, как должен управляться проект.
3. Конфликт из-за технических решений.
Несогласие по техническим вопросам и технологии производства работ.
4. Конфликт из-за людских ресурсов.
Конфликт из-за набора исполнителей из других подразделений и распределения их по направлениям работ.
5. Конфликт из-за увеличения стоимости.
Конфликт из-за перерасходов, вызванных авариями и другими непредвиденными ситуациями, увеличивающими стоимость проекта.
6. Конфликт из-за выполнения календарного плана.
Несогласие из-за времени и последовательности выполнения проектных задач.
7. Конфликт из-за личных взаимоотношений.
Для разрешения конфликта менеджер сначала должен выявить реальные причины конфликта, а затем использовать наиболее подходящие стратегии и методы для управления конфликтной ситуацией.
Со стратегиями и методами разрешения конфликтов можно познакомиться в специальной литературе, которая указана в списке рекомендованных книг по данной главе.
Резюме
1. Менеджеры проектов из технических специалистов все более выделяются в особый класс профессиональных управленцев. С увеличением темпов изменений в экономике и других сферах нашей жизни спрос на них будет неуклонно возрастать.
2. Одним из важных факторов, определяющих успех проекта является эффективная организация работы команды проекта. Менеджеру проекта необходимо владеть современными технологиями групповой работы, а также методами управления персоналом с учетом особенностей проектной практики.