Управление человеческими ресурсами как компонент системы управления
Управление человеческими ресурсами как компонент системы управления
Человеческие ресурсы - суммарная ценностьтруда, величина которого определяется количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны; и человеческого капитала, которым обладают эти люди.
Специфика человеческих состоит в следующем:
1.Люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие — эмоционально-осмысленная.
2. Вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию.
3. Люди выбирают определенный вид деятельности осознанно, ставя перед собой определенные цели.
Основными характеристиками человеческих ресурсов организации являются: численность, структура, рассматриваемые как в статике, так и в динамике, профессиональная пригодность, компетентность.
Управление персоналом — это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособности предприятия
Персонал является ключевым объектом системы управления персоналом. Персонал – это трудовой коллектив организации.
Система управления персоналоморганизации – это совокупность принципов, функций и методов, технологий и конкретных процедур работы с объектами управления персоналом.
Систему управления персоналом можно также представить как цикл взаимосвязанных процессов.
1. Кадровая политика — это генеральное направление кадровой работы, совокупность наиболее важных ее основ.
2. Кадровое планирование — это деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению развития персонала, определению потребности в персонале и контролю за его использованием.
3. Формирование кадрового резерва можно рассматривать на двух уровнях: внутриорганизационном и внеорганизационном. В первом случае — это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности. Во втором - совокупность кандидатов на вакантное место.
4. Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долгосрочное обеспечение организации человеческими ресурсами.
5. Рекрутмент – это набор, отбор (селекция) и найм (процедура приема на работу).
6. Адаптация персонала — это включение работника в новую для него производственную и социально-психологическую среду организации.
7. Обучение и повышение квалификации один из способов, основанных на принципе нематериальной мотивации, повышения заинтересованности работника в своем труде.
8. Оценка и аттестация кадров— это оценка итогов работы сотрудников.
9. Карьерный менеджмент — это процесс управления продвижением по службе или профессии.
10. Мотивация и стимулирование – это условия, благодаря которым люди ходят на работу и выполняют свои рабочие функции с разной степенью эффективности.
11. Высвобождение работников — представляет собой увольнение или отстранение от работы на длительный срок по разным причинам.
Задачи управления персоналом
К числу основных задач управления персоналом относят:
1. Помощь фирме в достижении цели.
2. Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками.
3. Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
4. Совершенствование систем мотивации.
5. Повышение уровня удовлетворенности трудом.
6. Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования.
7. Сохранение благоприятного климата.
8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
9. Поднималась творческая активность персонала.
10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом.
Обеспечение кадрами
Эффективное использование кадров
Профессиональное и социальное развитие кадров.
ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
«Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.
Методы управления являются составной частью методологии, а более конкретно – механизма управления.
Механизм управления– совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты)– это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления– способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления– способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливаютответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.
Выбор методов управления:методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит от:масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.
Классификация методов управления по различным признакам:
1. По масштабам применения: а)общие, относимые ко всей системе; б) особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др. 2. По роли на различных этапах жизнедеятельности организации– методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, включая методы ликвидации, банкротства. 3. По отраслям и сферам применения– в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени опосредованное™ воздействия– прямые и косвенные. 5. По управленческим функциям:методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих знаний– методы теории и практики управления. 7. По конкретным объектам управления и характеру ситуации,проблеме, которую необходимо решить, и др.
Существуют методы финансового менеджмента, риск-менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и др.
Классификация методов управления по характеру воздействия: 1)экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.
Особенность:методы управления по характеру воздействия тесно связаны между собой и имеют много общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Адаптация персонала
К первому рабочему дню нового сотрудника организация уже затрачивает на него немалые средства. Поэтому она заинтересована в том, чтобы новый сотрудник, во-первых, не уволился через несколько дней или недель, во-вторых, как можно быстрее начал приносить организации определенный доход.
1. Несовпадение реальности с ожиданиями зачастую является следствием завышенных рекламных обещаний организации на рынке труда или в непосредственных беседах при отборе кандидатов.
2. Сложность вхождения человека в новую организацию связана с тем, что новичку никто ничего не объясняет, считая, будто он должен во всем разобраться сам. В результате он тратит много усилий на освоение тех вещей, которые очевидны для "старых" работников организации. Это приводит к низкой результативности, а соответственно и самооценке, что нравится далеко не всем людям.
3. Любой коллектив встречает нового человека настороженно, задаваясь вопросом: "Что от него можно ждать?" Если руководство не предпринимает усилий по преодолению этих психологических барьеров, то настороженность вполне может перерасти в отторжение новичка коллективом. Это побуждает его к уходу из организации.
4. Если новый сотрудник предоставлен сам себе, его никто не знакомит с организационной культурой компании, ее традициями, правилами внутреннего этикета, то человек начинает руководствоваться различными слухами, акцентируя внимание на негативе, что также подталкивает его к уходу.
Адаптация персонала позволяет ликвидировать или снизить влияние этих причин на поведение новых сотрудников, облегчив тем самым их вхождение в организацию. По мнению Эдгара Шейна, адаптация сотрудника включает три составные части:
·обучение на рабочем месте;
·познание существующих в организации "нитей власти";
·осознание им норм поведения, принятых в организации.
В самом общем виде адаптация персонала - это управляемый процесс приспособления нового работника к:
·организационной культуре компании;
·своему первичному коллективу;
·требованиям, предъявляемым к нему компанией;
·собственному рабочему месту.
Основными целями адаптации являются:
·уменьшение первоначальных издержек: пока новый работник плохо знает свое рабочее место, методы и приемы труда, он работает менее результативно;
·снижение влияния чувства неопределенности на трудовое поведение новых работников;
·сокращение вероятности увольнения новых сотрудников;
·формирование у нового сотрудника чувства причастности к делам организации, заинтересованности в организационном развитии;
·формирование правильного понимания новым работником своих должностных обязанностей и стоящих перед ним задач;
·развитие у нового сотрудника умений и навыков выполнения работы;
·формирование у нового работника высокого уровня мотивации к труду, понимания своей роли в успехе организации;
·активизация творческого потенциала и повышение результативности "старых" сотрудников за счет усиления их вовлеченности в жизнедеятельность подразделения;
·повышение уровня сплоченности коллектива.
Классифицировать адаптационные мероприятия, проводимые в организации, можно по различным критериям (см. рис. 2.16).
1. По влиянию на поведение нового сотрудника:
·пассивная: новый сотрудник выступает как пассивный объект адаптационных мероприятий;
·активная: адаптационные мероприятия побуждают нового сотрудника стремиться к самостоятельному вхождению в организацию.
Например, руководитель хочет познакомить нового сотрудника с работниками соседнего отдела. Он может либо пойти вместе с новичком и представить его и сотрудников этого подразделения друг другу. В этом случае от новичка не требуется активных действий, но он и не имеет возможности проявить себя. Либо руководитель просто позвонит в соседний отдел, предупредит о приходе новичка и попросит оказать ему поддержку. В данном случае от новичка требуются активные действия, появляется возможность проявить себя. Но если его поведение будет неграмотным, то дальнейшее его сотрудничество с этим подразделением станет проблематичным.
2. По воздействию на личность нового работника:
прогрессивная, способствующая развитию личности;
регрессивная, не способствующая развитию личности новичка (чаще всего такая ситуация имеет место если выполняемая работа не требует от человека проявления всех его способностей или способствует только его одностороннему развитию);
3. По причинам, вызвавшим необходимость адаптации:
·при начале трудовой деятельности, когда человек впервые приходит на постоянную работу в конкретную организацию;
·при смене работы;
·при повышении в должности, когда расширяется круг производственных контактов работника, повышается уровень решаемых задач и мера ответственности;
·при понижении в должности, когда человеку необходимо помочь справиться со стрессовой ситуацией;
·при увольнении сотрудника, когда организация оказывает ему помощь в нахождении нового места работы или в переквалификации.
Введение в рассмотрение трех последних разновидностей адаптации расширяет само понятие адаптации как вхождения в организацию, что, возможно, не вполне оправданно. Однако опыт многих организаций свидетельствует о необходимости и такой адаптации.
4. По направленности:
производственная, которая подразделяется на:
- профессиональную: активное освоение приемов и способов осуществления профессиональной деятельности, приобретение необходимых навыков на рабочем месте;
- психофизиологическую: приспособление организма работника как единого целого к условиям трудовой деятельности его результативность и время такой адаптации во многом зависит от физиологии и психологии человека, его здоровья и условий труда;
- социально-психологическую: приспособление человека к особенностям организационной культуры, к первичному коллективу и сложившимся в нем межличностным отношениям, к существующему стилю руководства;
- административную: доведение до сотрудника правил внутреннего распорядка, его должностных обязанностей, полномочий и ответственности руководителей организации, к которым он может обращаться по тем или иным вопросам;
- экономическую: убеждение сотрудника в справедливости существующей в организации мотивационной системы и получаемого им вознаграждения за свой труд;
непроизводственная, которая подразделяется на:
-адаптацию к социальной инфраструктуре организации: нового работника знакомят с возможностями по улучшению жилищных условий, по использованию услуг учреждений общественного питания, образования и культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений и баз отдыха;
-адаптацию к непроизводственному общению с коллегами: новичка вовлекают в проводимые в нерабочее время различные мероприятия организации или подразделения.
1. Оценка уровня подготовленности новичка, необходима для разработки программы адаптации.
2. Разработка программы адаптации. На этом этапе специалистами службы управления персоналом совместно с руководителем нового работника разрабатываются мероприятия по его профессиональному обучению и вхождению и организацию. Программы адаптации можно разделить на:
- общие, в которых затрагиваются вопросы, касающиеся всей организации в целом (в реализации таких программ обычно задействованы руководители организации и руководители или специалисты функциональных служб; см. табл. 2.6);
- специализированные, которые охватывают вопросы, связанные непосредственно с определенным подразделением и рабочим местом. В реализации таких программ обычно задействованы линейные руководители, наставники, сторонние организации или специалисты, если возникает необходимость в специализированном обучении (см. табл. 2.7).
Таблица 2.6
Примерное содержание общей программы адаптации
Содержание мероприятий | Кто проводит | |
Общее ознакомление с организацией: история организации, ее традиции и стандарты, виды деятельности организации, ее цели, приоритеты, тенденции развития, продукция и ее потребители, положение на рынке, проблемы организации, общая организационная структура, информация о высшем руководстве | Заместитель директора по персоналу | |
Система оплаты труда в организации: нормы и формы оплаты труда, ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных; стоимость рабочей силы; штрафные санкции | Начальник (специалист) ОТиЗ, заместитель главного бухгалтера | |
Социальные выплаты: виды страхования, различные пособия, особенности пенсионного обеспечения, возможности обучения, социальная инфраструктура организации, правила начисления социальных выплат | Руководитель службы управления персоналом, заместитель главного бухгалтера, председатель профкома | |
Охрана труда и техника безопасности, правила противопожарной безопасности и контроля, правила поведения при несчастных случаях, здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи | Руководители соответствующих служб | |
Отношения работника с администрацией и профсоюзом: принципы кадровой политики и подбора персонала, сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения, увольнения; права и обязанности работников; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; функции профсоюзов; дисциплина и взыскания; правила охраны коммерческой тайны; организационные коммуникации и распространение новых идей | Руководитель службы управления персоналом, председатель профкома | |
Таблица 2.7
Примерное содержание специализированной программы адаптации
Содержание мероприятий | Кто проводит | |
Функции подразделения: цели, функции и приоритеты подразделения, его структура и руководители, взаимоотношения внутри подразделения и с другими подразделениями | Руководитель подразделения | |
Обязанности и ответственность: должностные обязанности, содержание работы и ожидаемых результатов; объяснение ее важности и соотношения с другими работами в подразделении и в организации; длительность и расписание рабочего дня, перерывы; требования к качеству работы; критерии и методы ее оценки; возможные дополнительные требования | Непосредственный руководитель | |
Правила-предписания: правила, характерные для данного рабочего места или подразделения, правила техники безопасности и охраны труда; виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями; проблемы, связанные с воровством; вынос вещей из подразделения | Непосредственный руководитель, инженер по ТБ | |
Осмотр подразделения: противопожарная безопасность, кнопка пожарной тревоги; входы и выходы, поведение в случае аварий; информирование о несчастных случаях и опасности; курение на рабочем месте и места для курения, места оказания первой помощи; гигиенические стандарты | Непосредственный руководитель | |
Заработная плата, ее взаимосвязь с результатами труда и квалификацией, механизм начисления, возможности повышения | Непосредственный руководитель, бухгалтер | |
Представление сотрудникам подразделения | Руководитель подразделения | |
Социально-психологическое вхождение в коллектив | Наставник | |
Профессиональное обучение (при необходимости) | Наставник, курсы в организации, курсы за пределами организации | |
Немаловажное значение на этом этапе имеет разработка системы поощрений наставников.
3. Первичное знакомство нового работника со своим рабочим местом, своими обязанностями и требованиями, которые предъявляются к нему и результатам его труда со стороны администрации организации. К этой работе целесообразно привлекать как непосредственного руководителя новичка, так и сотрудников службы управления персоналом. На этом этапе сотрудник знакомится с особенностями организации, правилами поведения в ней, ее персоналом, включается в коммуникативные сети компании.
4. Действенная адаптация, которая состоит в приспособлении новичка к своему рабочему месту, своему статусу. На этом этапе происходит целенаправленное профессиональное обучение работника, его включение в межличностные отношения с коллегами. В рамках этого этапа новый сотрудник должен ощущать максимальную поддержку со стороны руководителя и коллег, целесообразно вместе с ним регулярно проводить оценку результативности его деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами. В течение первой недели непосредственный руководитель должен ежедневно общаться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы.
5. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, когда постепенно преодолеваются производственные и межличностные проблемы и происходит переход к стабильной работе.
Организация адаптации персонала включает в себя три обязательные компоненты:
·структурное закрепление функции адаптации в системе управления персоналом организации;
·организация процесса адаптации;
·организация информационного обеспечения процесса адаптации.
Структурное закрепление функции адаптации может проходить следующими способами.
1. Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) или сотрудника в структуре службы управления персоналом. Чаще всего функции адаптации реализуется подразделением по обучению персонала.
2. Распределение специалистов, занимающихся организацией адаптации, по линейным и функциональным подразделениям организации, и координация их деятельности службой управления персоналом.
3. Переложение работы по адаптации на плечи наставников. В этом случае эффективность адаптации определяется исключительно личностью и квалификацией наставника, который должен не только быть компетентен в своей профессиональной сфере, но и владеть информацией об организации в целом для выполнения мероприятий общей адаптации.
Основные задачи подразделения или специалиста по организации адаптации:
·организация встреч новых сотрудников с руководством организации в рамках мероприятий по общей адаптации;
·разработка методических рекомендаций и проведение семинаров по вопросам адаптации с руководителями структурных подразделений;
·контроль адаптации новых сотрудников в подразделениях организации;
·разработка методических рекомендаций и проведение семинаров по вопросам адаптации с наставниками, проведение с ними рабочих консультаций;
·организация (совместно со службой или специалистами по обучению) профессионального обучения в рамках адаптации новых сотрудников или "старых" сотрудников при их перемещении в организации;
·контроль и анализ процесса адаптации новых сотрудников (проведение с ними бесед, оценка результатов труда, выявление профессиональных и эмоциональных проблем).
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в создании, поддержании в актуальном состоянии и активном использовании базы данных по вопросам адаптации. К такой информации относятся:
·методические рекомендации по проблемам адаптации;
·информация о сотрудниках организации, включающая характеристику их профессиональных и личностных качеств при приходе в организацию, оценку их профессиональных и социальных успехов (неудач);
·нормативные показатели уровня и длительности адаптации.
Эффективность адаптации нового сотрудника определяется ее продолжительностью (чем меньше, тем лучше) и результативностью, которая может определяться параметрами двух типов:
·объективные, к которым относятся уровень и стабильность количественных показателей труда, например таких, как степень освоения норм времени, выход на допустимый в организации уровень брака по вине работника и т.д.;
·объективные показатели здоровья человека, что особенно важно, если работа требует большого эмоционального или физического напряжения или если она происходит в тяжелых условиях;
·субъективные, к которым относятся уровень удовлетворенности нового сотрудника своей профессией, условиями труда, взаимоотношениями с коллегами и т.д.
Для определения эффективности адаптации может использоваться анкета.
Стадии развития организации
Первая стадия развития организации - ее формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, “раскрутить” свой товар, то она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост. На второй стадии развития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии - стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию - кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.
Анализ историй успешных компаний позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.
1. Стадия формирования - в условиях рыночных отношений определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации.
2. Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. А поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со стороны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурентов. Следовательно, важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе.
3. Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, той самой заветной мечтой, к которой организация и стремилась с самого начала. Однако основная цель, преследуемая на этой стадии, - закрепление на достигнутом - потребует от организации не меньших, если не больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для первой стадии была характерна определенная “пассио-нарность отцов-основателей”, означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для второй - азарт борьбы, то для третьей стадии такое требование, как следование внутренним нормам (причем без всякого творчества), становится определяющим. Успешность организации на этой стадии зависит от ее “аутентичности” существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации, что чаще всего реализуется в форме создания мифа.
4. Стадия кризиса организации - самый трудный этап ее существования, поскольку это - сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния и нахождение альтернатив.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации (табл. 2.2).
Циклы развития организации
Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования.
Организационные консультанты проанализировали ряд длительно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.
1. Установка, характерная для цикла развития организации “тусовка”, ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.
2. Установка, характерная для цикла развития организации под названием “механизация”, связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.
3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития “внутреннеепредпринимательство”, провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в “предпринимательском процессе”. Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.
4. Установка, характерная для этапа “управление качеством”, связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания качества также будет требовать уточнения - что понимать под качеством конкретного товара. Для кого-то качественным будет считаться вечная зажигалка, а для кого-то - остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
управление человеческими ресурсами как компонент системы управления
Человеческие ресурсы - суммарная ценностьтруда, величина которого определяется количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны; и человеческого капитала, которым обладают эти люди.
Специфика человеческих состоит в следующем:
1.Люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие — эмоционально-осмысленная.
2. Вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию.
3. Люди выбирают определенный вид деятельности осознанно, ставя перед собой определенные цели.
Основными характеристиками человеческих ресурсов организации являются: численность, структура, рассматриваемые как в статике, так и в динамике, профессиональная пригодность, компетентность.
Управление персоналом — это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособности предприятия
Персонал является ключевым объектом системы управления персоналом. Персонал – это трудовой коллектив организации.
Система управления персоналоморганизации – это совокупность принципов, функций и методов, технологий и конкретных процедур работы с объектами управления персоналом.
Систему управления персоналом можно также представить как цикл взаимосвязанных процессов.
1. Кадровая политика — это генеральное направление кадровой работы, совокупность наиболее важных ее основ.
2. Кадровое планирование — это деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению развития персонала, определению потребности в персонале и контролю за его использованием.
3. Формирование кадрового резерва можно рассматривать на двух уровнях: внутриорганизационном и внеорганизационном. В первом случае — это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности. Во втором - совокупность кандидатов на вакантное место.
4. Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долгосрочное обеспечение организации человеческими ресурсами.
5. Рекрутмент – это набор, отбор (селекция) и найм (процедура приема на работу).
6. Адаптация персонала — это включение работника в новую для него производственную и социально-психологическую среду организации.
7. Обучение и повышение квалификации один из способов, основанных на принципе нематериальной мотивации, повышения заинтересованности работника в своем труде.
8. Оценка и аттестация кадров— это оценка итогов работы сотрудников.
9. Карьерный менеджмент — это процесс управления продвижением по службе или профессии.
10. Мотивация и стимулирование – это условия, благодаря которым люди ходят на работу и выполняют свои рабочие функции с разной степенью эффективности.
11. Высвобождение работников — представляет собой увольнение или отстранение от работы на длительный срок по разным причинам.