Тесты по курсу «теория управления»
1. Что из перечисленного не относится к общенаучным методологическим подходам:
а) системный;
б) сравнительно-исторический;
в) бихевиоризм.
2. Важнейшее понятие, используемое в ситуационном подходе:
а) управленческая ситуация;
б) экономическая ситуация;
в) политическая ситуация.
3. В ходе экспериментов Ф. Тэйлора производительность труда была достигнута за счет:
а) интенсификации труда ;
б) рационализации труда;
в) экстенсификации труда.
4. Первая школа научного управления была представлена:
а) рационалистической школой;
б) классической школой;
в) поведенческой школо.й
5. Методологическую основу «научной школы управления» составлял:
а) подход к организации как состоящей из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов;
б) процессный подход к организации как целостной системе.
6. Принцип «экономического человека» лежал в основе теории:
а) Ф. Тейлора;
б) М. Вебера;
в) К. Маркса.
7. Пионером в области экспериментов, исследовавших факторы производительности труда, был:
а) Ф. Тэйлор;
б) Г. Форд;
в) Р. Оуэн.
8. В числе 14 принципов административного управления были: (лишние исключить)
а) разделение труда;
б) дисциплина;
в) подчинение частных интересов общим;
г) демократический централизм;
д) здравый смысл.
9. Модель «рациональной бюрократической организации» была разработана:
а) Р. Михельсом;
б) М. Вебером;
в) М. Острогорским.
10. Теория «человеческих отношений» открыла, что организация – это:
а) совокупность людей, выполняющих общие задачи;
б) сложная система, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на неформальной основе;
в) бюрократическая организация, в основе которой система правил, норм, формальных процедур.
11. Э. Мэйо исходил из того, что «человеческие отношения» – это:
а) наука, основанная на законах развития организации;
б) искусство, которое управляющий должен понимать и уметь применять;
в) искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.
12. Сфера применимости модели «рациональной бюрократии» М. Вебера:
а) армия;
б) государственные учреждения первой половины ХIХ в. ;
в) рыночная экономика.
13. Иерархическая теория потребностей была разработана
а) Д. Мак-Грегором;
б) Э. Мэйо;
в) А. Маслоу.
14. Основоположником процессного подхода к управлению является:
а) Ф. Тэйлор;
б) А. Файоль;
в) Г. Эмерсон.
15. Предметом изучения поведенческой школы является:
а) мотивация работников;
б) конфликты;
в) конкуренция.
16. Самый высокий уровень потребностей человека определялся А. Маслоу :
а) в самоуважении;
б) в самовыражении;
в) в стремлении к ответственности.
17. Теория «Х» Мак-Грегора описывает взгляды на работника:
а) доиндустриальной эпохи;
б) индустриальной эпохи;
в) постиндустриальной эпохи.
18. Теория «Y» Д.Мак-Грегора исходит из того, что:
а) среднему человеку присуще отвращение к труду;
б) работа служит источником удовлетворения для человека;
в) работа является для него средством избежать наказания.
19. А. Богданов является автором концепции:
а) «организационного управления;
б) «физиологического оптимума»;
в) «административной емкости».
20. А. Богданов разработал принципы:
а) системного подхода к управлению;
б) оперативного управления;
в) ситуационного подхода к управлению.
21. Подход к управлению как к процессу функционирования кооперированной системы получил развитие в:
а) ситуационном подходе;
б) системном подходе;
в) операциональном подходе.
22. Понятие «энтропия» расшифровывается в синергетике как:
а) тенденция к увеличению энергии;
б) тенденция к иссяканию энергии;
в) баланс энергетических вводов и выводов.
23. Важнейшей категорией синергетики является:
а) аномия;
б) точка бифуркации;
в) линейное развитие.
24.Во главу управления П. Друкер ставил:
а) цель организации;
б) функции организации;
в) методы организации.
25.Социальное управление – это:
а) поддержание режима деятельности, направленное на реализацию программы;
б) процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных результатов;
в) способность целостных динамичных образований производить целенаправленную перестройку своих организмов сообразно с изменениями условий внутренней и внешней среде их существования.
26.Специфика социального управления:
а) сходство функций субъекта и объекта управления;
б) противопоставление субъекта и объекта управления;
в) дифференциация управленческих воздействий.
27.Субъект управления – это:
а) физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие;
б) только физическое лицо, помощью которого реализуется управленческое решение.
28.Признаки различения субъекта и объекта управления (лишнее исключить):
а) статус и функции;
б) отношение к цели, целеполаганию и целедостижению;
в) отношение к порядку.
29.Предмет труда в управлении – это:
а) информация;
б) люди;
в) социально-экономические системы и процессы.
30.Основными компонентами управления являются:
а) целенаправленное управленческое воздействия;
б) самоорганизация;
в) что еще? _______________________________________
31.Целевое управленческое воздействие включает (исключить лишнее):
а) целеполагание;
б) целеразрешение;
в) целеосуществление.
32.Отличительные признаки социальной самоорганизации (исключить лишнее):
а) отсутствие субъективной целенаправленности;
б) самопроизвольность;
в) сознательная целенаправленность.
33.Способом управленческого воздействия не является:
а) полный внешний контроль;
б) самоорганизация с внутренним влиянием;
в) самоорганизация.
34.Инструменты управления:
а) иерархия;
б) культура;
в) что еще?________________________________________
35. Базовые модели управления (исключить лишнее):
а) рациональной бюрократии;
б) человеческих отношений и поведенческих наук;
в) ситуационный подход.
36.Простейший вид манипулирования:
а) экономический;
б) политический;
в) психологический.
37.Структура управления – это
а) форма разделения управленческого труда;
б) совокупность связей между работниками;
в) форма разделения и кооперации управленческой деятельности.
38.Принципы построения структур управления (исключить лишнее):
а) соответствие экономической политике организации;
б) отражение цели и задач организации;
в) соответствие социально-культурной среде.
39.Признак структуры управления органического типа:
а) четко определенная иерархия;
б) развитие персонала, самоорганизации и инициативы работников;
в) жесткое разделение функций.
40. Наиболее распространенный тип формальной организационной структуры:
а) линейная;
б) линейно-штабная;
в) линейно-функциональная.
41.Система – это:
а) совокупность хозяйственных единиц учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое;
б) совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов;
в) порядок, форма устройства, организация.
42.Синергичность как свойство больших систем проявляется в:
а) разнонаправленности действий в системе, которая приводит к уменьшению конечного результата;
б) однонаправленности действий в системе, которая приводит к усилению конечного результата.
43.Кому из названных ученых принадлежит разработка концепции организации как рациональной системы:
а) Ч. Барнарду;
б) Т. Парсонсу;
в) Э. Мэйо.
44. Специфическими чертами организаций являются (исключить лишнее):
а) нормативная регуляция поведения;
б) иерархия;
в) наличие ресурсов.
45.Какие научные направления развивали представление об организации как о закрытой системе:
а) количественный подход;
б) школа человеческих отношений;
в) ситуационный подход.
46. Организационная культура – это:
а) совокупность общих для группы ценностей и норм, средств выражения;
б) совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной организации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей;
в) совокупность основных убеждений, служащих для упорядочения опыта и регулирования поведения членов группы.
47.Компоненты организационной культуры (исключить лишнее):
а) организационные ценности (цели) ;
б) миссия организации;
в) задачи организации.
48.По мнению Н. Лумана, коммуникация – это синтез составляющих:
а) обмен информацией, процесс социального взаимодействия;
б) информация, сообщение и понимание;
в) обратная связь, непрерывный обмен информацией.
49.Линейная модель коммуникации Д. Лассуэлла включает следующие элементы (указать неправильный):
а) Кто? (передает сообщение);
б) Что? (передается);
в) Откуда?
50.Виды вертикальных коммуникаций:
а) нисходящая;
б) неформальная;
в) внешняя.
51.Эффективность горизонтальной коммуникации тем выше, чем:
а) меньше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления;
б) больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления.
52.Что из перечисленного относится к видам неформальной коммуникации:
а) слухи, ложь, донос, наушничание;
б) инструкции, собеседование;
в) логическое обоснование работ.
53.Главными составляющими процесса принятия решений являются (указать неправильный вариант):
а) формулирование проблемы;
б) решение;
в) прогноз.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ»