Специфика антикризисного управления в организации
Кризис – крайнее обострение противоречий соц-эконом системе орг. В практике упр-я все кризисы подразделяются на: объективные – на основе реструктуризации и модернизации и субъективные – на основе ошибок упр-я.
Кризисы м.б. внешн – макроэкономическое изменение среды, и внутр – рисковая стратегия маркетинга данной организации.
Задача менеджера прогнозировать кризисную ситуацию. В мен-те в условиях кризиса формируется школа А.У. А.У. – процесс воздей-я на факторы кризиса организации. Вкл-т: 1. Механизм предвидения кризиса организации.2. Механизм ускорения выхода из кризиса.3. Мех-м подготовки кризис.ситуации.4. М-м смягчения кризиса орг-и.
М-р формирует школу антикриз-го управл. В сист. А.У. мен-р формирует мотивацию сотрудников, определяет социально-психологические установки сотр-в на стабильность деятельности, интегрирует ценности в кризис-й ситуации, формирует лидерство по выходу из кризиса, формирует корпоративность духа сотрудников организации.
Функции А.У.: 1. Интеграция ресурсов организации (анализ возможностей). 2. Введение ограничений по дей-м орг-и (финанс, технолог, связи с внешн. средой). 3. Мех-м регуляции дея-ти в условиях кризиса.
Особ-ть А.У. – сочетание форм-го и неформ. упр-я. Мен-р формирует стратегии А.У.: 1. М-м противодей-я кризисным явлениям. 2. Разработка стратег. программы А.У. 3. Анализ итоговых послед-й кризиса. 4. Разработка маркетинга по выявлению факторов кризиса.
В совр. России кризисная ситуация возникла на пороге приватизации.
92-94 гг – 1 этап приватизации (ваучерная прив-я), гл.цель – передача гос. имущества в частн. руки, гл.механизм – акционирование и ваучеризация. Каждый член общ-ва получил ваучер, кот. им. ден-й номинал. В 93 г – созданы инвестицион. фонды и компании по скупке и продаже ваучеров. Задержка ЗП спровоцировала процесс скупки ваучера по сниж. цене. Труд. коллективы в период ваучер-и передавали пакеты акции в коммерческие банки. Шел процесс спекуляции на основе ЦБ. На 1 этапе прив-и формировалась частная соб-ть на средства произ-ва. 2 этап - денежные прив-я, 95-2003гг.
Формирование фондового рынка на основе денежной массы. В Р формируется частный и гос. сектор по имуществу. Денежная прив-я сформировала первоначальный частный капитал.
В современных орг-х менеджер работает в условиях АУ. Факторы эффективности АУ:
1. Специализация мен-ра в системе АУ (эффективность использования рес-в орг-и)
2. Искусство управления в ЧС кризиса (специфика психологии менеджеров, способность чутко реагировать на приближение кризиса, мастерство упр в кризис ситуац-х)
Мен-р в условиях кризиса может работать не боле года. Специфика методики разработки упр решения (своевр-ть решения, конкретность и орг-я значимость.)
В совр. условиях в России формируется школа мен-ров по АУ. АУ формирует новую методику работы с персоналом. Мен-р вводит: конкурсный отпор сотр-в орг-и; внедрение социальных льгот д/работников (высок.ЗП, индивид. премии и доп льготы); выявл. мотивац-х особенност-й сотр-в (выс ЗП, творч. труд, карьер. рост); расширение сферы деят-ти, многопроф-ть сотр-в; линейность подчинения; учет интенсивностей трудогого участия; внедрение лидерства на каждом участке работы (поощрение лидеров соц-ми льготами.); интенсивность труда в экстремальных условиях.
Мен-р самостоятельно регулирует ставки сотр-в, меняет оплату труда. В Арх обл дей-т антикр-я программа, разработанная департаментом экономики. Приоритеты финансир-я по программе: соц. сфера, ЛПК, транспорт, строит. комплекс, рыбопром-й комплекс, АПК, легкая пром-ть, торговля, банковская система, сфера обслуживания, ВПК.
Антикризис. программа вкл-т:
1. Преодоление кризиса в соц-эконом сфере, поддержка программ здравоохран, образован. Гл. инструмент реализ-и реформы – привлечение инвестиций, повышение ур-ня деловой акт-ти насел-я, рост дохода насел за счет индивид-ти труда. Конечный рез-т антикризис программы – формирование системы соц. поддержки населения. Она вкл-т : финанс-е за счет бюджета, минимальные нормы и стандарт. соц. обслуж.
2. Соц. поддержка программы обяз-го страхования.
3. Предоставл. соц-х услуг на основе соц-х льгот и на основе платных услуг.
В антикр-й программе обл-ти опр-ся поддержка АПК (2005г – дотации 240 млн руб), в антикр прогр. введена система регулир. тариф. политики – цены на коммуник-и связи, на объем перевозок, тарифов на теплоэнергетику, опред. тарифов на жилье, на содерж дет. учрежд. В ант прогр определена поддержка ЛПК: введение попенной ставки , введение налог. льгот д/предпр., поддержка программ предприятий ЛПК.
В антикр прогр. особое внимание уделяется Сев. Морск. Пути. АУ формируется в усл-х конкр региона, рук-ли администр-и несут персон-ю отв-ть за деят-ть внешних упр-х.
Перейти к списку вопросов.