Социальные и хозяйственные организации
Система организаций, их классификация
Характеристика социальных организаций
Характеристика частных хозяйственных организаций
Характеристика государственной и муниципальной организаций
В любой стране существует огромное количество различный видов организаций. Всё это многообразие образует систему, в составе которой выделяют группы однородных по какому-либо признаку организаций, для удобства изучения особенностей каждого вида организаций выделяют группы:
1) Классификация по содержанию целей, по характеру целевой направленности выделяют социальные и хозяйственные организации. Организации этих групп отличаются по содержанию цели. Основной целью функционирования хозяйственных организаций называют получение максимальной прибыли, хотя не всегда (иногда проникновение на рынок и т.п.). Хозяйственные организации отличаются тем что производят основную массу продукции и услуг. Цели социальных организаций – удовлетворение социальных потребностей. В социальных организациях тоже может создаваться прибыль, но эта цель не является главной.
2) Классификация по форме собственности:
Государственная |
Частная |
Муниципальная |
Смешанная |
Олергия |
Государственная, муниципальная, частная форма собственности используется для организации хозяйственных и социальных организаций, а смешанная – для хозяйственных
Государственная форма собственности - особенность социальной организации проявляется в том, что в составе социальной организации очень высока доля субъектов государственных и муниципальных предприятий, хотя в рыночных условиях появляется тенденция повышения доли социальных организаций субъектов не государственных и не муниципальных форм собственности, т.е. частных предприятий. Пример: здравоохранение – медицинские учреждения в основном государственные, хотя есть и частные; образовательные учреждения – тоже субъекты государственной собственности, хотя доля частных учреждений с каждым годом всё больше увеличивается; культура и искусство – театры, музеи – государственные.
Различные формы собственности влияют на характер организации. Характер организации социальных учреждений имеет отличительные особенности по сравнению с хозяйственными.
В ТО в группу хозяйственных организаций включают те организации, которые производят какую-то продукцию, оказывают услуги (в основном производственные)
Основная цель функционирования хозяйственных организаций – это извлечение прибыли. В составе этой группы выделяют 2 подгруппы:
- по признаку характера собственности на имущество, которые используют в своей деятельности организации: а) частные; б) государственные, муниципальные.
В составе подгруппы частных организаций выделяют различные виды, подвиды, разновидности, в основном по организационному признаку, т.е.:
· по механизму создания этих предприятий
· по формированию коллектива
· по способу создания руководства
· по характеру участия коллектива в управлении организации
В составе этой подгруппы основной вид хозяйственных организаций (типичный для всех стран) – акционерные общества, потому что эта форма позволяет сконцентрировать, аккумулировать значительные финансовые средства в короткий период времени посредством выкупа акций и в последующий период функционирования организаций – это очень гибкая и устойчивая форма организации.
Особенности АО:
- уставной капитал формируется посредством выпуска акций
- высший орган управления – общее собрание акционеров. Кроме того создаётся исполнительный орган управления, т.е. орган, который непосредственно формирует орган управления (непрерывно) – совет директоров
В составе ОАО выделяют 2 подвида: закрытые АО и открытые АО. Их отличия:
- у АО акции могут быть проданы любым лицам, а в ЗАО существуют ограничения
- ОАО обязано публиковать отчёт о финансовых результатах, у ЗАО такой обязанности нет.
Товарищества отличаются от АО:
- формированием уставного капитала, у товариществ – это взносы в виде денежных сумм
- численностью работников (у АО больше)
Выделяют: полное товарищество и товарищество на вере. У полных товариществ – полная ответственность участников за результаты деятельности. У коммандитных – ответственность неполная.
Производственные КООП – по характеру они ближе к товариществу. Уставной капитал формируется паевыми взносами. Высший орган – собрание.
Для всех перечисленных форм характерна определённая отраслевая спецификация, т.е. есть отрасли где целесообразно создавать тот или иной вид. Наиболее универсальным типом хозяйственной организации является АО, т.е. АО в принципе может быть создано в любой отрасли.
Государственные и муниципальные. В любой стране с рыночной экономикой существует государственный сектор, его доля может быть разной.
Это государственные унитарные предприятия (имущество не принадлежит этому предприятию, т.е. предприятие не является собственником; эти предприятия неделимые)
В создании государственных предприятий большое участие принимают государственные органы, т.е. роль гос органов решающая в создании управления, но степень участия может быть неодинаковой.
Разновидности государственных муниципальных предприятий:
- основанные на праве хозяйственного ведения
- основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия)
Отличия: степень самостоятельности неодинаковая, казённые – значительно меньше самостоятельны (уровень цен, состав поставщиков). Создание казённых предприятий – мера вынужденная, они создаются при ухудшении экономического положения предприятия, в случае когда ситуация не меняется (убыточная деятельность более 2х лет), либо же если предприятие неправильно использует имущество.
Деление предприятий на казённое и на праве хозяйственного ведения – только для государственных предприятий. У муниципальных такого нет. Муниципальные унитарные предприятия создаются муниципальными органами – они же являются собственниками имущества, а руководство – пользователи.
Особая значимость в создании муниципальных унитарных предприятий определяется тем, что сам факт создания функционирования этих предприятий отражает реальное повышение самостоятельности хозяйственных органов. Оно проявляется в том, то муниципальные органы имеют возможность извлекать прибыль, т.е. они становятся хозяйственными субъектами, финансовые возможности расширяются, и решается проблема дефицитности муниципальных бюджетов.
Организация и управление
Система управления организацией. Её состав, структура.
Функциональное содержание и создание её функциональной структуры
Самоорганизация и самоуправление
На эффективность функционирования любой организации огромное влияние оказывает система управления. Система управления – это достаточно сложный элемент организации. В её составе можно выделить 4 подсистемы по функциональному признаку:
Методология управления | В её составе выделяют: законы (закон функционирования организации) закономерности; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления | |
Сам процесс управления | Подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи | |
Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности | ||
Структура управления | Структура организации (по функциональным и др.признакам); схема характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные) | |
Техника управления | Т.е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях | |
Эти 2 подсистемы образуют механизм управления |
Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива).
В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные элементы. (закон – самый консервативный, чтобы его изменить нужно изменить характер многих факторов - но это в экономике, в управлении законы менее консервативны)
Система управления должна постоянно совершенствоваться.
В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деятельность проявляется в выполнении управленческих функций.
Управленческая ф-ция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих ф-ций. Эти группы отражают 3 уровня управления:
1. Производственные ф-ции – это ф-ции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.
2. Функция управления производственными ф-циями – среднее звено (бригадир, нач.цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.
3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.
Работники каждого уровня выполняют соответствующие ф-ции. Ф-ция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в ф-ции отражено само содержание управления. Ф-ция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.
Выделяют 3 параметра:
Трудоёмкость (ф-ций, процедур, операций) | - измеряется в единицах времени (часы/дни, часы, минуты) | |
Сложность (ф-ций, процедур, операций) | - 4 уровня сложности (высший, средний, нижний, нулевой). Критерии этих уровней: нижний – отражает наиболее простой характер процедур операций (технические ф-ции); средний – ф-ции логического характера; высший – ф-ции содержат элемент творчества. Требования этих уровней отражены в нормативных документах | |
Стоимость (ф-ций, процедур, операций) | - это параметр, в котором отражен объём затрат на выполнение затрат всех видов ресурсов, которые могут быть выражены в денежной форме - ЗП |
В ТО используется соответствующая классификация ф-ций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация ф-ций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение)
В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы ф-ций:
- конкретные ф-ции управления
- общие ф-ции управления
Каждая группа состоит из подгрупп однородных ф-ций:
Подгруппы 1-ой группы выделяются по предметному признаку (т.е. по характеру объекта, относительно которого выполняются эти ф-ции) | По предметному признаку в составе 1-ой гр. Можно выделить сл. подгруппы: | |
- управление производством | ||
- управление финансами | ||
- управление ЗП | ||
- управление трудом | ||
- управление маркетингом | ||
- управление техническим развитием | ||
- управление техникой безопасности | ||
- управление охраной окружающей среды | ||
- управление качеством… и т.д. | ||
Подгруппы 2-ой группы выделяются по содержанию самих функций | - организация | |
- планирование | ||
- контроль | ||
- мотивация | ||
- регулирование | ||
- прогнозирование… и т.д. |
Эти ф-ции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной ф-ции, и они определяют и образуют состав этих конкретных ф-ций, т.е. например управление производством, но её реализаций посредством ф-ций.
В других научных дисциплинах несколько другая классификация. В современных условиях роль общих ф-ций повышается, и всё большее кол-во фирм имеют в своей структуре это обособленное подразделение.
В любой организации выполнение ф-ций всех видов (т.е. сам управленческий процесс) – это управленческая работа регламентированная, т.е. она осуществляется на основе соответствующих нормативных документов, правил. Но параллельно с регламентированными действиями имеют место и нерегламентированные организации и управления, т.е. осуществляемые не на основе правил, норм. Это и есть самоорганизация, самоуправление, т.е. в условиях самоорганизации субъекты и объекты организации совпадают. Организационно управленческие действия осуществляются самостоятельно организацией как системой либо отдельными её частями, или отдельными работниками.
Самоуправление не очень заметно, но всегда присутствует в любой организации, в различных пропорциях с регламентированным управлением.
В условиях рыночных отношений роль самоуправления значительно повышалась, т.к. рыночный механизм по своей природе предусматривает более высокую самостоятельность.
Следует иметь в виду что роль и доля самоуправления может зависеть от отраслевого фактора (есть отрасли – благоприятные для проявления самоуправления, а есть в которых нет). В определённых ситуациях самоуправление оказывается более эффективным.
В ТО различают следующие основные формы самоорганизации:
1) самообучение
2) самовоспитание
3) самообразование
4) самоконтроль
5) изобретательская и рационализаторская деятельность
1),3) – самообразование отдельных организаций и каждого работника. Поколение знаний, т.е. формирование таких параметров, которые были бы максимально адекватны требованиям. Осуществляется через учебные заведения, либо через индивидуальное самообразование. В современных рыночных условиях роль самообразования возрастает, т.к. имеет место быстрое устаревание знаний. В современных условиях всё более остро стоит проблема квалификации. Самообразование – более гибкое, чем в учебных заведениях.
2) – устранение отклонений, которые возникли в поведении организации, отдельных работников, в сравнении с нормативными ориентирами. Цель самовоспитания организации – формирование устойчивого максимально положительного имиджа организации.
4) – форма самоорганизации, направленная на выявление резервов, повышения эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления. Особенно значима роль самоконтроля в условиях, когда в деятельности организации возникают серьёзные отклонения. Содержание: самоанализ, самооценка, самоотчёт.
5) – особая значимость этой формы в сравнении с другими проявляется в том, что изобретательство и рационализаторская деятельность в наименьшей степени может быть управляема посредством регламентированных управленческих действий. Эта деятельность – творческая, и требует максимально полной самостоятельности. Значимость этой формы всегда очень велика, а в условиях НТП – повышается.
Самоуправление – это автономное функционирование системы. Самоуправление осуществляется на основе определённых принципов:
· принцип вторичности – организация не может в полном объёме самоуправляться и ведущую роль всегда выполняет регламентированное управление, т.к. деятельность любой организации направлена на удовлетворение общественных потребностей и поэтому государство создаёт соответствующие нормативные правила. Для того чтобы рыночный механизм постоянно функционировал, предприятия должны выполнять определённые правила.
· Принцип оптимальной пропорции между регламентированным управлением и самоуправлением – в каждой организации, в каждый конкретный период соотношения между этими видами управления могут быть разными – и задача – оптимизирование для максимально полного выявления и реализации общих форм.
· Принцип мягкой регламентации самоуправления – хотя самоуправление по природе – значит самостоятельность, все таки необходима определённая регламентация, но она должна быть минимальной (создание благоприятных условий; установление направлений изобретательской деятельности)