Теория организации и её место в системе научных знаний.
Организация и управление
Система управления организацией. Её состав, структура.
Функциональное содержание и создание её функциональной структуры
Самоорганизация и самоуправление
На эффективность функционирования любой организации огромное влияние оказывает система управления. Система управления – это достаточно сложный элемент организации. В её составе можно выделить 4 подсистемы по функциональному признаку:
Методология управления | В её составе выделяют: законы (закон функционирования организации) закономерности; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления | |
Сам процесс управления | Подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи | |
Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности | ||
Структура управления | Структура организации (по функциональным и др.признакам); схема характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные) | |
Техника управления | Т.е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях | |
Эти 2 подсистемы образуют механизм управления |
Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива).
В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные элементы. (закон – самый консервативный, чтобы его изменить нужно изменить характер многих факторов - но это в экономике, в управлении законы менее консервативны)
Система управления должна постоянно совершенствоваться.
В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деятельность проявляется в выполнении управленческих функций.
Управленческая ф-ция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих ф-ций. Эти группы отражают 3 уровня управления:
1. Производственные ф-ции – это ф-ции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.
2. Функция управления производственными ф-циями – среднее звено (бригадир, нач.цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.
3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.
Работники каждого уровня выполняют соответствующие ф-ции. Ф-ция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в ф-ции отражено само содержание управления. Ф-ция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.
Выделяют 3 параметра:
Трудоёмкость (ф-ций, процедур, операций) | - измеряется в единицах времени (часы/дни, часы, минуты) | |
Сложность (ф-ций, процедур, операций) | - 4 уровня сложности (высший, средний, нижний, нулевой). Критерии этих уровней: нижний – отражает наиболее простой характер процедур операций (технические ф-ции); средний – ф-ции логического характера; высший – ф-ции содержат элемент творчества. Требования этих уровней отражены в нормативных документах | |
Стоимость (ф-ций, процедур, операций) | - это параметр, в котором отражен объём затрат на выполнение затрат всех видов ресурсов, которые могут быть выражены в денежной форме - ЗП |
В ТО используется соответствующая классификация ф-ций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация ф-ций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение)
В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы ф-ций:
- конкретные ф-ции управления
- общие ф-ции управления
Каждая группа состоит из подгрупп однородных ф-ций:
Подгруппы 1-ой группы выделяются по предметному признаку (т.е. по характеру объекта, относительно которого выполняются эти ф-ции) | По предметному признаку в составе 1-ой гр. Можно выделить сл. подгруппы: | |
- управление производством | ||
- управление финансами | ||
- управление ЗП | ||
- управление трудом | ||
- управление маркетингом | ||
- управление техническим развитием | ||
- управление техникой безопасности | ||
- управление охраной окружающей среды | ||
- управление качеством… и т.д. | ||
Подгруппы 2-ой группы выделяются по содержанию самих функций | - организация | |
- планирование | ||
- контроль | ||
- мотивация | ||
- регулирование | ||
- прогнозирование… и т.д. |
Эти ф-ции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной ф-ции, и они определяют и образуют состав этих конкретных ф-ций, т.е. например управление производством, но её реализаций посредством ф-ций.
В других научных дисциплинах несколько другая классификация. В современных условиях роль общих ф-ций повышается, и всё большее кол-во фирм имеют в своей структуре это обособленное подразделение.
В любой организации выполнение ф-ций всех видов (т.е. сам управленческий процесс) – это управленческая работа регламентированная, т.е. она осуществляется на основе соответствующих нормативных документов, правил. Но параллельно с регламентированными действиями имеют место и нерегламентированные организации и управления, т.е. осуществляемые не на основе правил, норм. Это и есть самоорганизация, самоуправление, т.е. в условиях самоорганизации субъекты и объекты организации совпадают. Организационно управленческие действия осуществляются самостоятельно организацией как системой либо отдельными её частями, или отдельными работниками.
Самоуправление не очень заметно, но всегда присутствует в любой организации, в различных пропорциях с регламентированным управлением.
В условиях рыночных отношений роль самоуправления значительно повышалась, т.к. рыночный механизм по своей природе предусматривает более высокую самостоятельность.
Следует иметь в виду что роль и доля самоуправления может зависеть от отраслевого фактора (есть отрасли – благоприятные для проявления самоуправления, а есть в которых нет). В определённых ситуациях самоуправление оказывается более эффективным.
В ТО различают следующие основные формы самоорганизации:
1) самообучение
2) самовоспитание
3) самообразование
4) самоконтроль
5) изобретательская и рационализаторская деятельность
1),3) – самообразование отдельных организаций и каждого работника. Поколение знаний, т.е. формирование таких параметров, которые были бы максимально адекватны требованиям. Осуществляется через учебные заведения, либо через индивидуальное самообразование. В современных рыночных условиях роль самообразования возрастает, т.к. имеет место быстрое устаревание знаний. В современных условиях всё более остро стоит проблема квалификации. Самообразование – более гибкое, чем в учебных заведениях.
2) – устранение отклонений, которые возникли в поведении организации, отдельных работников, в сравнении с нормативными ориентирами. Цель самовоспитания организации – формирование устойчивого максимально положительного имиджа организации.
4) – форма самоорганизации, направленная на выявление резервов, повышения эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления. Особенно значима роль самоконтроля в условиях, когда в деятельности организации возникают серьёзные отклонения. Содержание: самоанализ, самооценка, самоотчёт.
5) – особая значимость этой формы в сравнении с другими проявляется в том, что изобретательство и рационализаторская деятельность в наименьшей степени может быть управляема посредством регламентированных управленческих действий. Эта деятельность – творческая, и требует максимально полной самостоятельности. Значимость этой формы всегда очень велика, а в условиях НТП – повышается.
Самоуправление – это автономное функционирование системы. Самоуправление осуществляется на основе определённых принципов:
· принцип вторичности – организация не может в полном объёме самоуправляться и ведущую роль всегда выполняет регламентированное управление, т.к. деятельность любой организации направлена на удовлетворение общественных потребностей и поэтому государство создаёт соответствующие нормативные правила. Для того чтобы рыночный механизм постоянно функционировал, предприятия должны выполнять определённые правила.
· Принцип оптимальной пропорции между регламентированным управлением и самоуправлением – в каждой организации, в каждый конкретный период соотношения между этими видами управления могут быть разными – и задача – оптимизирование для максимально полного выявления и реализации общих форм.
· Принцип мягкой регламентации самоуправления – хотя самоуправление по природе – значит самостоятельность, все таки необходима определённая регламентация, но она должна быть минимальной (создание благоприятных условий; установление направлений изобретательской деятельности)
Принципы организации
Статические и динамические организации. Их сходство, различие и взаимосвязь
Принципы статической организации.
Принципы динамической организации
В ТО различают статическое и динамическое состояние организации. Эти состояния отражают различные этапы (стадии) жизненного цикла организации. Состав этих этапов в основном отражает состав стадий жизненного цикла товара, но жизненный цикл организации несколько шире (их больше). В составе жизненного цикла товаров нет стадий утилизации. Обычно выделяют следующие стадии жизненного цикла организации:
1. начальная стадия (стадия создания организации) В составе этой стадии можно выделить следующие основные виды:
· обоснование целей создания организации (требует выявления потребностей, которые они могут удовлетворить) Это судьбоносный этап, определение ниши хозяйственной деятельности.
· Подготовка документов
· Регистрация предприятия
· Подбор кадров
2. стадия внедрения
3. рост
4. зрелость
5. насыщение, стабилизация
6. спад
7. крах
8. ликвидация (утилизация)
В составе этих стадий можно выделить стадии жизненного цикла товара (2,3,5,6). Эта схема достаточно абстрактна, и в основном скорректирована на жизненный цикл товара. Эти перечисленные стадии жизненного цикла организации объединяют в 2 группы:
– статическая (включает начальную стадию и стадию ликвидации)
– динамическая (все остальные)
Если организация находится на стадии 1-ой группы – то это статическая организация. Если организация находится на стадии 2-ой группы – то это динамическая организация.
Сходство между 1-ой и 2-ой группами проявляется в том, что основные элементы организации присутствуют и в статической и в динамической организациях. (оборудование, станки, кадры.). Различия: в статических организациях эти стадии находятся в состоянии формирования /ликвидации, а в динамических – в процессе использования.
Между статический и динамическим состоянием организации существует взаимосвязь проявляющаяся в том, что статическое состояние переходит в динамическое, а динамическое в статическое, причём этот переход существует не только на начальной и конечной стадии. Механизм управления организациями статическими и динамическими имеет сходство и различия. Различие механизмов отражено в характере принципов управления организации в статическом и динамическом состоянии.
Основные принципы статической организации:
1) Принцип приоритетности целей организации относительно задач и функций этой организации. Состоит в том, что в составе (общей схемы) управленческого процесса существуют 3 элемента цель→задачи→функции. (пример: цель – производство вида продукции и услуг; задача – изучение спроса; функция – изучить какую-то группу населения, для изучения денежных возможностей этой группы (т.е. доходы – объёмы доходов, структуру доходов и понять будут ли они покупать и в каком объёме). Но в процессе изменения стадий, может произойти изменение приоритета целей, задачи могут стать невыполнимыми или трудновыполнимыми.
2) Принцип приоритета функций относительно структурного строения будущей организации. Состоит в том, что состав содержания функций будущей организации определяет характер структуры этой организации, т.е. количество подразделений и характер взаимосвязей, т.е. структура формируется по функциональному признаку.
При создании организации учредители должны строго следовать этому принципу, т.к. отклонения от этого принципа могут иметь отрицательные последствия в процессе функционирования. И эти последствия могут быть трудно выполнимыми и требующими больших затрат.
3) Принцип приоритетности субъекта относительно объекта. Состоит в том, что на стадии создания учредители (субъекты) формируют все параметры будущей организации исходя из собственных интересов и возможностей (прежде всего исходя из финансовых возможностей, исходя из состава кадров).
Необходимость использования этого принципа определяется тем, что степень ориентации, степень учёта требований этого принципа оказывает сильное влияние на функционирование организации, на её жизнеспособность.
4) Принцип соответствия целей, задач и функций. Т.е. это принцип обеспечения ресурсами.
5) Принцип соответствия распорядительства и подчинения. Т.е. принцип единоначалия. Состоит в том, что каждый работник должен иметь одного линейного руководителя и множество функциональных руководителей.
Линейный руководитель – определяет характер решения, указаний, характер действий своих подчинённых по всем вопросам.
Функциональный руководитель – определяет характер действий всех работников, но в пределах содержания определённых функций.
Руководитель любой организации является линейным руководителем для своих заместителей, т.е. он непосредственно не сможет определить характер поведения рядового работника только через своих замов.
6) Принцип прямоточности. Состоит в том, что при создании организации необходимо обеспечить реализацию оптимального варианта осуществления производственных процессов, т.е. варианта, обеспечивающего минимум затрат, создающий высокое качество полезных продуктов.
Сверка: малые, средние и крупные предприятия. При создании такого предприятия могут быть использованы 2 схемы производственного процесса (2 схемы подразделения соответствующих подразделений).
1-ая схема – учитывает последовательные технологические стадии производственного процесса
- создание заготовок
- токарная обработка
- фрезерная обработка
- термообработка
В соответствии с этими стадиями можно создать заготовительный цех, цех токарной обработки, фрезерный цех, цех термообработки, цех заточки.
Преимущества этой схемы – она позволяет концентрировать однотипное оборудование в пределах одного цеха, что позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания и высокий уровень эксплуатации.
Недостатки проявляются в том, что при такой схеме возникают высокие транспортные расходы, и эта транспортировка требует дополнительной сопроводительной документации. В процессе транспортировки может произойти ухудшение состояния полуфабрикатов. При такой схеме нет единого работника, ответственного за весь процесс, и за конечный результат. В результате могут иметь место отклонения от качества и организовать ответственных сложнее.
2-ая схема предполагает использование специализации для определения состава подразделений. Специализацию не технологическую, а номенклатурную.
В соответствии с этой схемой каждое подразделение полностью производит конечную продукцию, но не всю, а по видам (малые, средние, и т.п.) И в каждом подразделении сосредоточены все виды продукции. Такая схема позволяет сократить транспортные расходы, достичь результативную ответственность.
7) Принцип синхронизации. Состоит в том, что при создании организации необходимо определить производительное звено, на деятельность которого должна быть скорректирована деятельностью других подразделений. При определённых ситуациях таким звеном могут быть и другие подразделения.
В составе перечисленных принципов статической организации существуют характеристики и для динамической:
2) принцип приоритетности относительно задач и функций
3) принцип приоритета структуры организации относительно состава функций
Как правило в действующих организациях, где уже сформирована структура, и структура доказала свою эффективность, нецелесообразно изменять её, если изменятся функции. Пример: производство танков, необходима конверсия (2 варианта) – 1 вариант – производство предметов ширпотреба, 2-ой вариант – производство автомобилей. В такой ситуации выбор диктует структура. Структура танкового завод более приспособлена к производству автомобилей, поэтому даже если производство ширпотреба покажется более выгодным – производство автомобилей лучше в данном случае.
4) принцип приоритета объекта относительно субъекта. В действующий организациях при подборе кадров необходимо ориентироваться на сформировавшиеся в организации требования
5) принцип ресурсной обеспеченности
6) принцип единоначалия
7) прямоточности
8) синхронизации.
1.
Теория организации и её место в системе научных знаний.
Предмет теории организации и её роль в современных условиях.
Характеристика организации как системы
Система организационных отношений
ТО – это управленческая дисциплина. От других дисциплин, таких как отраслевое управление, территориальное государственное управление, и т.п. она отличается объектом. Объектом ТО является организация. Этот объект имеет свои особенности в сравнении с объектом других дисциплин. Эти особенности проявляются по многим направлениям.
Во-первых, организация как объект управления имеет особую значимость, т.к. организация – это основное звено в социально-экономической системе страны (именно в организации создаются различные виды продукции, услуг). Состояние организации (качество её функционирования) определяет состояние её отраслей и всей страны. Во-вторых, организация является составными частями других объектов и страны в целом. Т.е. если нет организации как объекта, то нет и отрасли как объекта и территории как объекта. В-третьих, это самый сложный из всех объектов, он самый значимый. Именно в организациях осуществляется процесс изготовления продукта или услуги, а производственный процесс – это самое сложное.
Организация (по научной литературе) представлена в виде 2-х понятий, категория для выяснения сущности:
1) – организация как процесс,
2) – организация как явление.
Организация как процесс означает, что организация это комплекс управленческих действий, направленных на формирование элементов организации, на соединение элементов и на совершенствование этих связей. Какие это элементы: ресурсы (материальные, трудовые, финансовые). Организация как явление означает что организация – это материальный объект (т.е. конкретное предприятие функционирует). ТО как научная дисциплина изучает этот объект и как процесс и как явление. Т.е. она изучает методы создания организации, выявляет условия, необходимые для создания организации, факторы, влияющие на процесс создания организации, изучает законы функционирования организации. Т.е. для того чтобы создать организацию нужно ответить на вопрос как создать организацию, и нужно знать законы функционирования.
Роль ТО повышается во всех странах с рыночной экономикой и в особенности в России. Значимость ТО в управлении повышается, потому что усиливается, повышается сложность хозяйственной деятельности, т.е. увеличивается количество предприятий, расширяются связи, усиливается конкуренция, повышаются требования к организации, т.е. к качеству организовывания.
Цель ТО – обеспечение надёжности функционирования организации на длительный период. Роль ТО особенно повышается в условиях России. Это определяется тем, что рыночные отношения у нас существуют не долго, а в долгосрочном периоде существовала другая система, и характер организации и как процесса и как явления был другой. Процесс создания организации и обеспечения нормального функционирования обеспечивался централизованными методами. Типовая схема построения организации. В нашей стране мало опыта создания малых предприятий. В странах с рыночной экономикой доля малых предприятий гораздо больше. В условиях рыночных отношений сам процесс организации индивидуализирован.
В ТО объект представлен как система, т.е. система – это совокупность хозяйственных элементов, функционирование которой происходит целенаправленно.
Основные признаки системы:
· Наличие множества отдельных элементов
· Наличие взаимосвязей между отдельными элементами
· Целевая направленность функционирования множества и отдельных частей; при этом должна существовать единая цель для всей системы, но единая цель подчиняет цели отдельных элементов
· Автономность функционирования отдельных частей
· Иерархичность строения системы (соподчинённость отдельных частей)
· Управляемость системы, т.е. любая система должна содержать механизм управления.
Любая организация должна иметь эти свойства системы
В составе системы определяют подсистему (разница количественная, а не качественная), т.е. подсистема имеет те же свойства что и система
ТО как научная дисциплина применяет такой системный подход к изучению организации, он позволяет обеспечить надёжность, эффективность функционирования организации. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных свойств, то качества эффективности резко снижаются и даже она может прекратить своё существование.
Системный подход изучения организации требует изучения всей совокупности связей, которые существуют между отдельными подразделениями организации тоже как системы. Это система связей является формой существования организационных отношений и отражает существование организации. В составе системы организационных отношений (связей) выделяют группы однородных связей по какому-либо признаку, т.е. используется классификация.
1) классификация, в которой отражён различный статус
Вертикальные связи | - связи между подразделениями различного уровня |
Горизонтальные связи | - связи между подразделениями одного уровня (между цехами) |
2) классификация по направлениям связей
Прямые связи |
Обратные связи |
Прямые и обратные связи могут быть вертикальными и горизонтальными
3) классификация по содержанию связей
Воздействие | - однонаправленная связь; инициатором этой связи могут быть подразделения различного уровня (могут быть по вертикали и по горизонтали, может быть и субъект и объект) |
Противодействие | - отрицательная обратная связь |
Взаимодействие | - положительная обратная связь |
Значимость изучения системы отношений связей этой классификации определяется тем, что деятельностью любой организации является организация деятельности всех этих связей, совершенствование этих связей, т.е. создание условий для наиболее полного проявления этих связей.
Принцип обратной связи – это принцип любой системы. Перечисление группы отношений связей образуют систему внутренней связи внутри организации.
Большое значение для организации имеют внешние связи. Они оказывают большое влияние на эффективность функционирования организации. По характеру влияния выделяют 2 группы внешних связей:
1) связи, оказывающие прямое влияние (поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, законодательная база, ставка налога – показывает как относится государство и организация)
2) связи, оказывающие косвенное влияние (состояние мировой экономики, политическая обстановка в стране, научно-технический прогресс)