Значение социального управления как вида деятельности.
Главная особенность социального управления состоит в том, что его субъектом и объектом является человек. Социальное управление делится на виды:
• государственное;
• военное;
• экономическое;
• производственное и общественное.
Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.
Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления.
Управление социальной работой - это разновидность социального управления, имеющая несколько значений:
• организационно-структурное - решение вопросов "кто должен выполнять (выполняет) социальную работу", "какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)", "какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования";
• функциональное - выполнение как общих, так и конкретных функций.
Функции социального управления: Предвидение и выявление проблем, анализ и исследование проблем, целеполагание, подготовка решений ,контроль за реализацией решений, анализ выполнения решений.
Использование информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.
Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации.
В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.
Исследования Г. Ганта и Гилбреттов.
Супруги Гилбретт знамениты своими терблигами (их фамилия наоброт) – это элементарное движение кистью руки (эксперимент «кладка кирпича»).
Их исследования были направлены на упрощение работы, на ликвидацию лишних движений.
Они использовали метод хронометрирования работ в сочетании с кино – и фотосъемкой.
Гилбретты впервые организовали систематическую подготовку по научной организации труда (НОТ), развивали концепцию правильного выбора профессии.
Лилиян Гилбретт стала первой женщиной в Америке, получившая квалификацию доктора психологии. В 1916 году вышла её книга – « Психология управления предприятием».
Научные исследования одного из учеников Ф. Тейлора Г. Ганта (1861—1919) характеризуют ведущую роль человеческого фактора в промышленности. Еще в 1901 г. Г. Гант проработал первую систему оплаты досрочного выполнения производственных заданий, внедрение которой на некоторых предприятиях обеспечивало рост производительности труда почти вдвое. Он был сторонником гуманизации науки управления и мечтал о последующем ее развитии.
Научные исследования одного из учеников Ф. Тейлора Г. Ганта характеризуют ведущую роль человеческого фактора в промышленности.
Еще в 1901 г. Г. Гант проработал первую систему оплаты досрочного выполнения производственных заданий, внедрение которой на некоторых предприятиях обеспечивало рост производительности труда почти вдвое.
Он был сторонником гуманизации науки управления и мечтал о последующем ее развитии.
Функции теории управления.
1. Познавательная-связана с изучением сущности управленческих отношений;
2. Описательная –собирает, систематизирует сведения о научной и практической стороне управления;
3. Прогностическая – связана с прогнозированием. Определяет перспективы и пути изменения управленческой деятельности.
4. Оценочная – оценка того, в какой мере существующая система управления соответствует основным тенденциям развития обшества, социальным ожиданиям и потребностям людей.
5. Прикладная (практическая) – разрабатывает научно – обоснованные рекомендации по усовершенствованию любой системы управления.
Цели теории управления.
К целям теории управления относят:
• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
• определение основных тенденций развития управленческих процессов;
• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления
. Цели теории управления:
• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
• определение основных тенденций развития управленческих процессов;
• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Методология теории управления выполняет несколько функций:
• познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);
• описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);
• объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);
• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).
В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.