Законы управления и их значение.
Законы развития объективного мира.
1. Закон единства и борьбы противоположностей – данный закон утверждает:
а) во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения ( например, руководитель и рабочий коллектив – у каждого из них своя точка зрения)
б) противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, меняются местами;
в) борьба противоположностей, их взаимодействие является источником внутренних противоречий, которые служат источником развития (например, борьба, ссоры также служат источником развития)
г) в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения новых противоречий, но и их разрешения (например, в каждом человеке есть лень и творческое начало – 2 полярных положения, иногда верх берет лень, иногда творческое начало ---> новая ступень развития).
2. Закон отрицания – отрицания – утверждает:
а) последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, характеризует замену старого новым, нового новейшим и т.д. (например, развитие человеческого общества - >первобытное общество - >рабовладельческое - > феодальное - > капиталистическое, т.е. новое отрицает старое).
б) во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, т.е. последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующие состояния (например, нельзя дважды войти в одну реку - > состояние меняется).
в) в процессе движения, развитие удерживается и сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний (анпример, карьерный рост работника, расширение организации, внедрение инноваций).
3. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно – утверждает:
а) в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые, достигнув определенного уровня приводят к коренным, качественным изменениям (например, накапливается большое количество продукции и производитель не может её продать).
б) количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные 0 скачком революционным (например, социальный институт семьи - раньше были многодетные семьи – это была объективная необходимость, медицина была слабо развита - >переход к малодетным семьям - > демографический кризис - > опять переход к многодетным семьям).
Законы социального управления.
1.Закон необходимого разнообразия – утверждает, что чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и субъект, который им управляет (например, Забайкальский край – это объект управления, губернатор (администрация) – это субъект управления; губернатор Заб. Края не может управлять маленьким сельским образованием, так как губернатор слишком «большой» для сельской местности, т.е. должна быть соблюдена пропорция).
2.Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления – утверждает, что любая система управления независимо от сложностей и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность. Соотносительность систем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным, структурным возможностям , целям и задачам развития (например, соотношение водорода и кислорода - > если что-то случится с одним из данных элементов , то люди не смогут дышать; неправильно также, когда на 1 подчиненного приходится 3 руководителя).
3.Закон единства и целостности системы управления = синергия – утверждает, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, содержать все необходимые элементы, которые требуются для достижения цели. При правильном использовании закона потенциал системы управления будет больше простой суммы её элементов ( 2+2 = 8, 6, 10…).
4.Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации – с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения растет, однако после накопления определенного объема информации дальнейшее её увеличение не приводит к повышению эффективности.
5.Законы Паркинсона (английский ученый)
Первый закон Паркинсона: «Численность персонала любой управляемой подсистемы ежегодно растет независимо от состояния управляемой подсистемы». Ежегодный прирост управленческого персонала составляет 5-6 % ( там, где более 1000 сотрудников - > работают внутри организации, т.е. на самих себя).
Второго закона по Паркинсону НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!!
Третий закон Паркинсона: « Закон самовозрастания сложностей управленческих организаций». «Рост приводит к усложненности, а усложненность – это конец пути», - говорил Паркинсон ( распад СССР, объединение вузов и т.д. ).
6.Законы Питера ( американский ученый)
Первый закон Питера: « Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала», - в иерархии каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности, т.е. если человек выше поднимается по карьерной лестнице, тем более он некомпетентен < - должна быть своевременная подготовка кадров.
Питер ввел термин СКО – синдром конечной остановки. В данном законе роль играет оценка личных способностей и кадры.
Второй закон Питера: «Закон саморазвития бюрократизма», - бюрократизм государственных и иных структур возрастает прямо пропорционально росту закрытости и времени существования этих структур. Чем дальше существует такая организация, тем больше в ней накапливается бюрократических элементов и она не способна решать проблемы окружающей среды.