Виды организационных отношений в системе менеджмента

Основой организационных отношений являются: разделение и кооперация труда в аппарате управления, а также установление системы иерархических отношений.

Под иерархией понимается расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Применительно к организационным отношениям иерархия – это структура и характер отношений власти и подчинения, неизбежно устанавливаемых как следствие разделения и кооперации труда. Основное их назначение – обеспечение слаженной работы аппарата управления как единого целого. С формальной точки зрения нормированные организационные отношения устанавливаются в виде организационной структуры.

Организационная структура управления – это совокупность автономных подразделений органа управления и исполнителей, расположенных в иерархической последовательности, наделенных определенными правами и обязанностями по выполнению конкретных функций управления.

Наглядное представление организационных структур может осуществляться в графической или табличной формах.

Графическое изображение организационных структур имеет вид структурного графа, наглядно показывающего характер иерархических отношений между основными составляющими элементами организационной структуры. Такое изображение компактно и находит весьма широкое применение. Однако в графической форме трудно изобразить характер разделения труда и отношения кооперации в процессе выполнения конкретных функций управления. Поэтому при необходимости наглядного изображения этих отношений используется табличная форма.

В табличной форме представления организационных структур в качестве подлежащего таблицы обычно приводится перечень функций и задач, в качестве сказуемого – перечень структурных подразделений. При этом в конкретных клетках такой таблицы, как правило, указываются в закодированном виде формы и характер участия конкретного подразделения (сказуемое таблицы) в решении конкретной задачи (подлежащее таблицы).

Условный пример такой таблицы имеет вид:

Функции (задачи) Подразделения
А Б В Г Д Е ***
****** *** *** *** *** *** *** ***
Составление годового отчета О П У Р С
***** *** *** *** *** *** *** ***

Значение символов:

О– отвечает за выполнение данной работы, организует ее выполнение;

П – представляет исходные данные и предложения;

У – участвует в проработке и обсуждении рассматриваемого вопроса;

С – согласовывает подготовленный документ или отдельные его вопросы;

Р – принимает окончательное решение (утверждает документ).

Табличная форма позволяет подробно описать деятельность аппарата управления, но она объемна, что снижает эффект наглядности. Поэтому она находит ограниченное применение.

Для практических целей важно конкретизировать организационную структуру не только в части выделения структурных подразделений, но и составляющих их элементов – должностей.

Должность – это элемент структуры аппарата управления, характеризующийся определенным составом, содержанием и объемом выполняемых работ. Основными характеристиками любой должности являются: должностные обязанности работника, занимающего эту должность; квалификационные требования – уровень подготовленности работника для выполнения должностных обязанностей (обычно выражается в требованиях к уровню образования и наличия стажа предыдущей работы на должностях, аналогичных или близких по характеру к описываемой).

Нормативный перечень подразделений и постоянных должностей учреждения с указанием общей численности работников и окладов на каждой должности называется штатным расписанием. Основным его элементом является штатная единица. Данное понятие не следует путать с работником. Штатная единица – абстрактное понятие, означающее место работы. Лицо, занимающее штатную единицу, называется штатным работником. Если же место не занято конкретным человеком, то такая незамещенная должность называется вакансией.

Кроме штатных работников определенный объем работы (временной или без постоянного оклада) может выполняться лицами, которые работают без занятия штатной должности. Такие лица называются внештатными работниками и работают по определенной специальности. По сравнению с штатными работниками их положение в системе организационных отношений менеджмента менее защищенное. Однако и те и другие являются членами трудового коллектива и находятся в соответствующих иерархических отношениях.

Между конкретными работниками и администрацией заключается трудовой договор – это соглашение между трудящимся и организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности или должности, а администрация обязуется выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда. Договор найма на работу может быть заключен в различной форме (контракт, трудовое соглашение). Конкретные обстоятельства заключения, выполнения и расторжения трудового договора регламентируются трудовым законодательством.

Кроме отношений, регламентируемых в форме организационной структуры, в системе менеджмента присутствует еще один специфический вид отношений – между администрацией и трудовым коллективом. Этот вид отношений оформляется в виде особого документа, называемого коллективным договором.

Коллективные договора обычно содержат взаимные обязательства администрации и трудового коллектива по: выполнению планов; совершенствованию организации производства и труда; внедрению новой техники и повышению производительности труда; улучшению качества и снижению себестоимости продукции; укреплению трудовой дисциплины; совершенствованию нормирования труда и заработной платы; улучшению материально-бытового положения и культурного обслуживания работников и другое.

В процессе выполнения вышеназванных договоров возможно возникновение различных конфликтных ситуаций как индивидуального, так и коллективного характера, в том числе забастовки. Характер организационных отношений, возникающих в этих случаях, регламентируется соответствующими разделами трудового законодательства.

Наши рекомендации