Система целей организации и ее представление в виде структурной модели.
Если миссия определяет основные ориентиры функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то желаемое состояние организации на определенный момент времени, исходящее из миссии, выражается в ее цели. Правильно поставленная цель уже является залогом успеха. Цели ставятся на различные периоды времени. На самый длительный период ориентируются стратегические цели, из них выводятся конкретизирующие среднесрочные и краткосрочные цели. Такую декомпозицию целей представляет древо целей, а если производство диверсифицировано, то эти «деревья» объединяются в «рощу целей». Можно дать следующую классификацию целям: 1.по периоду установления: стратегические, тактические, оперативные, 2. по содержанию: экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические, 3. по функциональности: маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные. 4. по среде: внутренние, внешние(деловые), 5. по измеримости: количественные, качественные, 6.по повторяемости: постоянные, разовые, 7. по иерархии: организация, подразделение. Основой для разработки системы целей служит – мис-сия(конкретное предназначение бизнеса). Для того, чтобы осуществлялась миссия, нужна система ценно-стей(целей). Цель – желаемый и возможный результат. Требования, предъявляемые к целям: *конкретность, *обозримость, *достижимость, *взаимосвязанность, *непротиворечивость, *результативность, *эффективность,*измеримость,*согласованность.
1.Иерархия целей играет в организации очень важную роль, так как она обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на цели вышестоящих уровней.
2.Быстрый рост - наиболее предпочтительная цель, в то время как реализация такой цели является наиболее сложной. Стабильный рост предполагает, что организация развивается такими же темпами, как и отрасль в целом. Иногда организация осознанно ставит целью сокращение или замедление темпом развития.
3.Цели не должны быть легко достижимы, но, в то же время, они должны быть реалистичны. Достижимость целей является показателем мотивированности сотрудников.
4. Система целей должна четко ответить на вопросы: кто, что , как, когда и где должен делать, чтобы получить необходимый результат.
5. Система целей делится на функции, функции – на задачи или работы, задачи – на операции или процедуры. Функция управления – особый вид деятельности, выражающий, направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на отношения людей.
6. Одна из основных задач менеджеров – обеспечить соответствие структуры организации ее целям и правильно распределить людей по должностям, на рабочих местах. Совместность целей предполагает, что стратегические, долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а среднесрочные и краткосрочные – долгосрочным. Вся иерархия целей должна быть совместима не только по время
24) Закономерности управления организациями и предприятиями.
Закономерности управления – объективные, необходимые, устойчивые и наиболее существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления.
Закономерности: 1.единство системы управления производством продукции и услуг: *единство в непрерывной цепи отношений управления,*единство управления целями,* единство выполнения функций управления,*единство в процессах управления(технология),* единство принципов управления(правила),* единство организационной формы управления компаний (вид:ЗАО,ОАО), *единство требований к персоналу,* единство информационной системы обеспечения. 2.пропорциональность и соотносительность в системе управления: пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хоз-ва как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними с тем, чтобы обеспечить их наиболее эффективную работу. Пропорциональность во всех частях и на всех ступенях управляемой и управляющей систем предприятия несет огромные преимущества, устраняя ряд сложных проблем управления. Соотносительность – соответствие или адекватность. 3.Централизация и децентрализация управления: централизация может означать передачу доли полномочий и обязанностей в части вынесения решений от подчинённых к руководителю, децентрализация – наоборот. В управлении важно:*на каком уровне иерархии принимается решение, * для какого уровня предназначено это решение, *на сколько удалены друг от друга уровни принятия и непосредственной реализации их решения. Все это связано с правомочиями: обязанности, права, ответственность, границы делегирования полномочиями. Задачи централизации и децентрализации:1.ответственность за обеспечение исполнения функций управления 2. право на принятие решений. Уровень централизации можно измерить! Факторы, влияющие на уровень центр. и децент.: *капиталоемкость принимаемых решений, *единообразие политики, проведенной в компании, *размеры предприятия, *организационная культура, * философия управления, *стремление отдельных элементов системы к самостоятельности, *наличие профессиональной подготовки кадров, *уровень развития информационных технологий, *степень разделения труда, *тип предпринимательства, * факторы внешней среды. Особенности строения фирмы с централизованным управлением: 1. функцион. подразделения играют более важную роль, чем производственные, 2. большое кол-во функциональных служб, 3. наличие крупных научно-исследоват. подразделений, 4.достаточно разветвленная сеть производственных подразделений.