Культура управленческого труда в таможенных органах
Термин «культура управленческого труда» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя таможенного органа. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для руководителятаможенного органа ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.
Специфика культуры управленческого труда в таможенных органах состоит в том, что в ее основе лежат нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем. Наиболее важные из них:
1.Юридические нормы, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура руководителя в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;
2.Моральные нормы - регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали;
3.Организационные нормы - устанавливают структуру таможенных органов, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана;
4.Экономические нормы — регулируют экономическую деятельность таможенного органа.
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и иные), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого труда.
Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.
Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя таможенного органа немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям: работа с документами; работа с кадрами; решение социально-экономических вопросов; решение коммерческих вопросов; совещания, переговоры; непроизводительные затраты времени; неуточненное время.
Руководительтаможенного органа должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время.
Культура содержания рабочего места. Неправильно выкладывать на стол всю рабочую документацию - трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы. Следует считать идеальным такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные для работы документы. Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменять вышедшую из строя мебель.
Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет о культуре проведения совещаний, переговоров и бесед.
Культура приема посетителей. Она предполагает наличие определенных правил и принципов при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам.
Культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.
Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя таможенного органа связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.
Организационная культура руководителя таможенного органа. Она определяет степень владения необходимыми знаниями в области управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.
К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и другие.