Факторы, влияющие на принятие управленческих решений.
На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.
1. Категория решаемой проблемы:
– стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам. Главную роль должны играть умения и навыки;
– типовые проблемы решаются на базе множества определенных, наперед заданных правил, в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, который позволяет добиться успеха;
– эвристические проблемы, при решении которых нужно либо где-то найти, либо сформулировать самим правила их решения с последующим их использованием.
2. Условия использования:
– квазистабильные, или благоприятные условия, – перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он пребывает в обычной спокойной обстановке;
– экстремальные, т. е. условия, когда от специалиста требуется показать все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;
– кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, ведущие или могущие привести к срыву обычных показателей деятельности, (приводящие к авариям, катастрофам и аналогичным явлениям).
3. Достаточность исходной информации:
– при недостаточности исходной информации необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;
– достаточный объем исходной информации;
– при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявить только необходимую информацию и пользоваться лишь ею.
4. Достоверность исходной информации:
– явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;
– псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют получать правильное решение исходной задачи;
– полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.
5. Масштаб проблемы:
– глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;
– локальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;
– микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.
6. Техническое оснащение:
– отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;
– имеется в недостаточном объеме для устойчивого и качественного принятия решения;
– имеется в достатке.
Универсальные факторы могут быть дополнены другими в зависимости от поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения. К их числу можно отнести:
– последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на что-либо);
– воздействие на организацию (последствия принятия решения);
– срочность проблемы и ограничения во времени;
– степень использования способностей и времени руководителя;
– внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);
– степень поддержки решения проблемы извне;
– жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).
3. Основные этапы управленческого решения.Подготовка управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов.
1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.
2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:
· стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства;
· жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели;
· слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ;
· неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.
Методы выявления причин возникновения проблем:
1. выявление факторов, появление которых совпадает с моментом возникновения проблемы;
2. выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникала;
3. диаграмма "Рыбья кость" (причинно-следственная диаграмма), ее создатель - Исикава.
Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.
3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:
1) сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;
2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:
· является ли альтернатива допустимой;
· является ли альтернатива удовлетворительной,
· является ли альтернатива оптимальной;
· какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;
3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".
4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.
5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.