Методы оптимизации и моделирования решений.
Оптимизация управленческих решений осуществляется на основе анализа, представляющего собой разложение целого на элементы и установление взаимосвязей между ними. Методы оптимизации управленческих решений:
– метод сравнения позволяет оценить работу организации, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей;
– факторный анализ – процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции;
– индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы, и позволяет провести разложение по факторам отклонений обобщающего показателя, число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение;
– балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, подсчета резервов роста эффективности производства;
– метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими;
– метод элиминирования позволяет показать действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов;
– функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта, с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта;
– экономико-математические методы применяются для выбора оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. Экономико-математическое моделирование – процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель – схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение его характерных черт. Математические модели – основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. Математическое моделирование явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте.
Модели принятия решений:
– рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации;
– модель ограниченной рациональности предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждения (личностная ограниченность) и от целей организации (организационная ограниченность);
– политическая модель обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Процесс моделирования делится на три этапа:
1) анализ закономерностей, свойственных изучаемому объекту, явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях;
2) определение методов, с помощью которых можно решить задачу;
3) анализ полученных результатов.
Выбором альтернативы завершается процесс принятия решения.
Сущность конфликта.
Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых сил, противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между сторонами.
Конфликт, возникающий в организации, называют организационным.
Бытует мнение, что конфликт – это явление всегда нежелательное, приводящее к снижению эффективности совместной трудовой деятельности и свертыванию межличностных отношений. Однако это не так. Конфликты выполняют как негативные, так и позитивные функции.
Позитивные функции конфликтов:
– в процессе конфликта происходит разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
– становится известной ранее скрытая информация о субъектах конфликта и причинах его возникновения, что в конечном счете повышает управляемость конфликта;
– происходит сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом;
– конфликт стимулирует организацию к изменению и развитию, поскольку его разрешение невозможно без соответствующих прогрессивных перемен;
– снимается синдром покорности у подчиненных, развивается производственная демократия;
– проводится диагностика возможных оппонентов для предупреждения конфликтов.
Негативные функции конфликтов:
– конфликт несет с собой большие материальные, эмоциональные затраты на участие в нем всех участников конфликта;
– часто происходит увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
– формируется представление о побежденных группах или личностях как о врагах;
– чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
– после завершения конфликта часто происходит уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудничества вплоть до свертывания деловых контактов;
– сложное восстановление деловых конфликтов («шлейф конфликта»).
Конфликт может быть функциональным, т. е. полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным (деструктивным), снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
Конфликт – это развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
1 этап – возникновение конфликтной ситуации. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, оппонентов. Таким образом, конфликтная ситуация включает субъектов и объекты конфликта. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон, начинает действовать, ущемляя интересы другой.
2 этап – развитие конфликта, которое зависит прежде всего от субъективных обстоятельств, в том числе и от личности участвующих в нем. Объективно возникшая конфликтная ситуация может закончится путем устранения объекта, обусловившего ее появление.
3 этап – кризис и разрыв отношений между оппонентами. Этот этап в свою очередь состоит из двух фаз: конструктивной и деструктивной. В рамках конструктивной фазы сохраняется возможность совместной деятельности, и оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивной – никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.
4 этап – завершение конфликта различными способами и методами.