Характеристика производных функций управления
Ярче всего особенности производных функций проявляются в интеграционной (координирующей) функции. Ее содержание состоит в следующем. Процесс организационного функционирования имеет определенную внутреннюю логику, а его основные компоненты должны быть согласованы между собой. Для этого должны быть скоординированы и все основные функции деятельности руководителя, причем не только в пределах каждой из рассмотренных групп, но и между ними.
По своей природе любая управленческая функция носит комплексный характер. Интересы функций часто противоречат друг другу, поэтому решение управленческих задач имеет характер компромисса. Интеграционная функция является комплексной — организующей все иные функции управления.
Граница между интеграционной и стратегической функциями довольно условна, но наряду с общими элементами имеются и различия. Стратегическая функция обладает двумя особенностями:
1) являясь с содержательной стороны реализацией процесса
стратегического планирования, она синтезирует все его основ
ные функции и обеспечивает их целостность и согласован
ность, выступая производной от них;
2) обычно она дифференцируется от тактических и опера
тивных функций, иерархически подчиненных ей, это «управле
ние управлением», а не управление исполнением.
Представительская функция является самостоятельной, она выделялась в таком качестве уже в одном из первых подходов (ролевых) к анализу деятельности руководителя (по Г. Минцбергу, руководитель — символ организации). Она комплексна и производна от иных управленческих функций. В основе ее лежит механизм персонификации руководителем общеорганизационных интересов и целей, позиций членов организации, присущих ей традиций и особенностей.
Особенность представительства в психологическом плане заключается в принципиальной двойственности позиции руководителя при ее реализации. С одной стороны, персонифицируя общие интересы, руководитель максимально воплощает свою позицию как член определенной группы. С другой стороны, при этом он выступает и как член другой, более общей организационной структуры, в рамках которой представляет свою организацию. Ее правилам он вынужден подчиняться, выступая ее рядовым членом.
Такая двойственность личной позиции ведет к противоречивости поведенческих проявлений. Пограничность положения руководителя обозначается понятием маргинальности его статуса, который порождает психологические феномены маргинального поведения руководителя. Известно, что чем более выражен диктаторский стиль руководства, тем легче сам руководитель становится в подчиненную позицию в контактах с вышестоящим начальством (феномен «отраженной авторитарности»).
Маргинальные решения руководителя. Под давлением вышестоящей организации принимается решение более рискован-
ное, чем руководитель принял бы, находясь внутри своей организации (маргинальный сдвиг риска).
Особое значение имеет при реализации этой функции создание имиджа руководителя, а также его речевая культура.
Существует ряд сторон управленческой деятельности, обозначаемых понятием «функция», хотя они имеют достаточно широкое и поэтому не очень определенное содержание, что связано с их комплексным характером. Это — административная, стабилизационная, дисциплинарная функции.
Административная и стабилизиционная функции основываются на многих иных функциях и направлениях работы руководителя. Их цель — сохранение устойчивости внутриоргани-зационного функционирования в условиях изменяющейся внешней среды. Дисциплинарная функция предусматривает широкий спектр задач создания высокой организационной культуры, которая является действенным средством обеспечения положительной среды внутри организации.
Таким образом, интеграционная, стратегическая, представительская и другие сходные с ними функции — административная, стабилизационная и дисциплинарная — образуют четвертую, заключительную группу в общей системе управления. Они вместе с тремя другими группами (деятельно-административной, кадровой, производственно-технологической) раскрывают содержание и структуру управленческой деятельности.
Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ