Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
Втеории управления есть ряд способов описания нормативного процесса выработки управленческих решений, в целом сходных, различающихся только в деталях.
Процессуальный инвариант — это общая последовательность этапов выработки решения. Он состоит из следующих этапов.
Определение проблемной ситуации, предполагающей выход из нее посредством реализации функции принятия решения. Это — выявление ситуации (диагностика), определение ее зоны, взаимосвязей с другими сторонами деятельности, характеристика ее содержания, ее ключевых противоречий и постановка целей предполагаемого решения в ней.
Анализ содержания проблемной ситуации. Здесь три аспекта:
1) информационный анализ ситуации для уменьшения ее не
определенности и доступности для контроля;
2) определение «ограничивающих факторов», порождаю
щих проблему;
3) формулировка критериев решения, которые будут поло
жены в основу выбора одного из вариантов.
Формулировка альтернатив — поиск и генерация новых возможных выходов из проблемной ситуации.
Оценка альтернатив по системе сформулированных критериев и в соответствии с основными целями деятельности. Этот этап называют фазой «взвешивания альтернатив».
Выбор альтернативы — основной этап в структуре нормативного процесса управленческого решения, так как на нем делается ключевой шаг — осуществляется принятие решения. Его главный нормативный принцип, сформулированный в теории рациональных решений,— постулат максимизации (выбор альтернативы с наибольшей интегральной «полезностью»).
Реализация принятого решения. Отличительная черта этой деятельности — несовпадение принимающих и реализующих решения.
Контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения.
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним
Управленческие решения имеют общее свойство — полиморфизм (множественность различных классов, видов, типов и форм реализации процессов принятия управленческих решений). Функция принятия решения вообще оказывается возможной только благодаря полиморфизму процессов выбора.
Понятие «организационное решение»имеет ключевое значение для характеристики всей системы управленческих решений. Оно носит собирательный характер и определяет собой весь комплекс нормативно-предписываемых решений руководителя, связанный с его должностным статусом. Огромное число ненормативных решений, которые вынужден принимать руководитель, очень значительно, хоть и косвенно, влияют на эффективность его деятельности и на социально-психологические характеристики всей организации.
Г. Саймон предложил подразделять организационные решения на две основные категории: запрограммированные и неза-программированные. Эти два «чистых» типа в настоящее время рассматриваются как полюса континуума, а в практике управления чаще встречаются комбинированные решения.
Нормативные решения классифицируются также по признаку разделения их видов в зависимости от того, при реализации какой функции управления они осуществляются: целевые, прогностические, плановые, мотивирующие, контрольные, организационные, коррекционные, производственно-технологические. Это разделение фактически является определением основных категорий процессов управленческого выбора.
Процессы выбора подразделяются по признаку исходной неопределенности ситуации управленческих решений на структурированные и неструктурированные («хорошо определенные» — well-definited и «плохо определенные»). Отличаются
они по трем основным признакам: субъект располагает необходимой для решения информацией; набор альтернатив выхода из ситуации известен заранее (априорно); известна система последствий для каждой альтернативы.
Управленческие решения в связи с этой классификацией разделяются на детерминистские и вероятностные. Первые имеют место в структурированных ситуациях. Характерно использование при их подготовке нормативных процедур и стремление максимально устранить элементы риска из их процесса. Вторые характеризуются использованием «мягких», ненормативных процедур выработки и интуитивных средств, они допускают риск как необходимый параметр решения.
Классификация, базирующаяся на психологическом решении, включает в себя три типа решений: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные.
Классификация видов принятия решения по признаку их инновационное™: рутинные, селективные, адаптационные, инновационные.
По признаку содержания выделяются запрещающие, разрешающие и конструктивные решения.
Наиболее обобщающая типология форм управленческих решений — их разделение на две основные категории: индивидуальные и коллегиальные.
Классифицируются управленческие решения и в зависимости от использующейся в коллегиальных решениях стратегии: мажоритарной (стратегии простого большинства), стратегии консенсуса, «навязанного выбора».
Все эти классификации в итоге взаимодополняют друг друга. Ко всем рассмотренным типам управленческих решений предъявляется ряд нормативных требований, которые считаются «признаками хорошего решения». Перечислим наиболее универсальные из них.
Эффективность решения. Если принятая альтернатива является наилучшей среди всех потенциально возможных и обеспечивает конструктивное преодоление проблемной ситуации,
эффективность управленческой деятельности может быть максимизирована.
Обоснованность, своевременность, реализуемость (выполнимость), конкретность и регламентированность решения, сочетание жесткости и гибкости, соблюдение в решении принципа «ограничивающего фактора».
Процесс принятия решения является центральным пунктом теории управления, так же как и методы принятия решения — ее наиболее развитый, формализованный раздел. В настоящее время он оформился в специальное направление, базирующееся на математическом аппарате, системном анализе, теории операций и других нормативных дисциплинах.
Глава 9 ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ