Нормативная структура процесса принятия управленческого решения

Втеории управления есть ряд способов описания норматив­ного процесса выработки управленческих решений, в целом сходных, различающихся только в деталях.

Процессуальный инвариант — это общая последователь­ность этапов выработки решения. Он состоит из следующих этапов.

Определение проблемной ситуации, предполагающей выход из нее посредством реализации функции принятия решения. Это — выявление ситуации (диагностика), определение ее зо­ны, взаимосвязей с другими сторонами деятельности, характе­ристика ее содержания, ее ключевых противоречий и постанов­ка целей предполагаемого решения в ней.

Анализ содержания проблемной ситуации. Здесь три аспекта:

1) информационный анализ ситуации для уменьшения ее не­
определенности и доступности для контроля;

2) определение «ограничивающих факторов», порождаю­
щих проблему;

3) формулировка критериев решения, которые будут поло­
жены в основу выбора одного из вариантов.

Формулировка альтернатив — поиск и генерация новых возможных выходов из проблемной ситуации.

Оценка альтернатив по системе сформулированных крите­риев и в соответствии с основными целями деятельности. Этот этап называют фазой «взвешивания альтернатив».

Выбор альтернативы — основной этап в структуре норма­тивного процесса управленческого решения, так как на нем де­лается ключевой шаг — осуществляется принятие решения. Его главный нормативный принцип, сформулированный в тео­рии рациональных решений,— постулат максимизации (выбор альтернативы с наибольшей интегральной «полезностью»).

Реализация принятого решения. Отличительная черта этой деятельности — несовпадение принимающих и реализующих решения.

Контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения.

8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Управленческие решения имеют общее свойство — поли­морфизм (множественность различных классов, видов, типов и форм реализации процессов принятия управленческих реше­ний). Функция принятия решения вообще оказывается возмож­ной только благодаря полиморфизму процессов выбора.

Понятие «организационное решение»имеет ключевое зна­чение для характеристики всей системы управленческих реше­ний. Оно носит собирательный характер и определяет собой весь комплекс нормативно-предписываемых решений руково­дителя, связанный с его должностным статусом. Огромное чис­ло ненормативных решений, которые вынужден принимать ру­ководитель, очень значительно, хоть и косвенно, влияют на эф­фективность его деятельности и на социально-психологические характеристики всей организации.

Г. Саймон предложил подразделять организационные реше­ния на две основные категории: запрограммированные и неза-программированные. Эти два «чистых» типа в настоящее вре­мя рассматриваются как полюса континуума, а в практике управления чаще встречаются комбинированные решения.

Нормативные решения классифицируются также по признаку разделения их видов в зависимости от того, при реализации ка­кой функции управления они осуществляются: целевые, прогно­стические, плановые, мотивирующие, контрольные, организа­ционные, коррекционные, производственно-технологические. Это разделение фактически является определением основных категорий процессов управленческого выбора.

Процессы выбора подразделяются по признаку исходной не­определенности ситуации управленческих решений на струк­турированные и неструктурированные («хорошо определен­ные» — well-definited и «плохо определенные»). Отличаются

они по трем основным признакам: субъект располагает необхо­димой для решения информацией; набор альтернатив выхода из ситуации известен заранее (априорно); известна система по­следствий для каждой альтернативы.

Управленческие решения в связи с этой классификацией разделяются на детерминистские и вероятностные. Первые имеют место в структурированных ситуациях. Характерно ис­пользование при их подготовке нормативных процедур и стремление максимально устранить элементы риска из их про­цесса. Вторые характеризуются использованием «мягких», не­нормативных процедур выработки и интуитивных средств, они допускают риск как необходимый параметр решения.

Классификация, базирующаяся на психологическом реше­нии, включает в себя три типа решений: интуитивные, основан­ные на суждениях и рациональные.

Классификация видов принятия решения по признаку их инновационное™: рутинные, селективные, адаптационные, инновационные.

По признаку содержания выделяются запрещающие, разре­шающие и конструктивные решения.

Наиболее обобщающая типология форм управленческих ре­шений — их разделение на две основные категории: индивиду­альные и коллегиальные.

Классифицируются управленческие решения и в зависимо­сти от использующейся в коллегиальных решениях стратегии: мажоритарной (стратегии простого большинства), стратегии консенсуса, «навязанного выбора».

Все эти классификации в итоге взаимодополняют друг дру­га. Ко всем рассмотренным типам управленческих решений предъявляется ряд нормативных требований, которые счита­ются «признаками хорошего решения». Перечислим наиболее универсальные из них.

Эффективность решения. Если принятая альтернатива яв­ляется наилучшей среди всех потенциально возможных и обес­печивает конструктивное преодоление проблемной ситуации,

эффективность управленческой деятельности может быть мак­симизирована.

Обоснованность, своевременность, реализуемость (выполни­мость), конкретность и регламентированность решения, сочета­ние жесткости и гибкости, соблюдение в решении принципа «ог­раничивающего фактора».

Процесс принятия решения является центральным пунктом теории управления, так же как и методы принятия решения — ее наиболее развитый, формализованный раздел. В настоящее время он оформился в специальное направление, базирующее­ся на математическом аппарате, системном анализе, теории операций и других нормативных дисциплинах.

Глава 9 ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ

Наши рекомендации