Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамика.
Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).
Процесс управления – это сумма всех взаимосвязанных между собой функций управления.
Современные управленческие функции:
Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние Объекта менеджмента в текущие моменты времени.
Функция планирования включает:
- установку целей и задач;
- разработку стратегий, программ и планов их достижения;
- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам.
План - это основа деятельности предприятий всех форм собственности, т.к. без него невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую персонала.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают стратегическое (перспективное, долгосрочное), среднесрочное и текущее планирование.
Органической частью планирования становится составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
Специфической формой стратегического планирования является бизнес-план. Целью его является доказательство выгодности того или иного проекта. В нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого этот план составляется
Организация - управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
Задачей функции организации (организовывания) является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, денежными средствами и др. В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организации (организовывания), т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегировать полномочия.
Полномочиями человека наделяет организация. Должность подразумевает, но автоматически не наделяет определенными полномочиями. Полномочия любого звена управления или руководителя всегда ограничены.
Делегирование полномочий используется, когда необходимо руководителю высвободить силы и время для решения более важных задач, когда подчиненный может сделать данную работу лучше, чем сам руководитель. Полномочий должно быть достаточно для достижения ожидаемых результатов.
Полномочия должны соответствовать ответственности, т.е. ответственность не может превышать объема полномочий, но не может быть меньше их.
Одной из задач функции организации является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, прогрессу, единым для всей организации ценностям.
Организационная культура - это система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, образцов и норм поведения. Структура организационной культуры, обладая неформальным характером, существует параллельно с формальной структурой организации.
Организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями.
Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.
Реактивное регулирование – направлено на сглаживание отклонений от стандартов
Упреждающее регулирование – проблема рассматривается как потенциально возможная
Координирование– управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.
Функция координации обеспечивает бесперебойность и непрерывность управления. Главная ее задача - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.
Для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях и пр. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.
С помощью различных форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, осуществляется согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителей.
Особое место в управлении предприятием занимает так называемый контроллинг. Он находится на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации. Он связывает все функции управления, интегрирует и координирует их, переводя управление предприятием на качественно новый уровень, обеспечивает обратную связь в контуре управления. Появление контроллинга объясняется повышением нестабильности внешней среды и информационным бумом.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определённых целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе её оценки использование соответствующих побудительных мотивов.Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.
Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Задачей функции контроля является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Контроль выступает как элемент обратной связи. Эта функция предусматривает два основных направления:
- контроль за выполнением работ, намеченных планом;
- меры по коррекции всех значительных отклонений от планов.
Это постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей путем своевременного обнаружения проблем и принятия срочных мер.
Главные инструменты выполнения контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.
Система контроля должна предусматривать осуществление разных видов контрольной деятельности в зависимости от времени осуществления, целей, предмета, содержания, масштабов контроля.
Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результат.