Вопрос № 20 Понятие об организации и её элементах

Термин «организация» применяется очень широко. В менеджменте этот термин используется, по крайне мере, в двух смыслах. В широком смысле организация рассматривается как предприятие – функционально-целевая общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархической системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества. В узком смысле организация – это процесс определения наиболее существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей. Организацией считается трудовое формирование, имеющее следующие характерные черты:

Наличие не менее чем 2хчеловек;

Наличие общей цели;

Существование деятельности по достижению общей цели.

Организацияпредставляет собой объединение людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Все организации различаются между собой видами деятельности, размерами, формами собственности, применяемыми технологиями, методами управления. Все организации являются системами. Система– это единая целостность, состоящая их взаимозависимых частей, каждая из которых вноси свой вклад в характеристику этой целостности. Существуют открытые и закрытые системы.

Закрытая система имеет жесткие границы, ее деятельность не зависит от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и имеет способность приспосабливаться к ней. Все организации являются открытыми системами. Модель организации открытой системой можно представить следующим образом:

 
 
ВХОД ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЫХОД

информационные преобразование готовые услуги (продукция), сырьевые входа (зависит отдоля рынка, прибыль ресурсы, труд, эффективности удовлетворение работников капитал управления)

Организация как система зависит от внешней и внутренней среды. Внешняя среда включает в себя среду косвенного и среду прямого воздействия.

Среда косвенного воздействия:

Состояние экономики.

Уровень НТП.

Политика (внешняя, внутренняя).

Социокультурные факторы.

Международные события.

Среда прямого воздействия:

Органы государственной власти и законы.

Финансово – кредитные учреждения.

Профсоюзные, общественные организации.

Поставщики материально – сырьевых ресурсов.

Потребители продукции.

Конкуренты.

К внутренней среде относят элементы организации:

1. Цели организации - конкретные конечные состояния организации или желаемый результат ее деятельности, которого стремится добиться группа людей (администрация и персонал), работая вместе. Цели разрабатываются руководством (высшим звеном управления) в ходе планирования деятельности организации и доводятся ее членам. Этот процесс является эффективным механизмом координирования работ в организации для достижения желаемого результата, так как он дает возможность ее членам (администрации и персоналу в целом) знать, к чему они должны стремиться в настоящем и будущем.

2. Структура организации это совокупность и логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей ее деятельности, определяемые в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. При рассмотрении внутренних переменных можно выделить следующие концепции, имеющие отношение к управлению структуры: специализированное разделение труда и сфера контроля. Структура основывается на делегировании полномочий, т. е. работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу с точки зрения организации как целого.

3. Технология, применяемая в организации, представляет сочетание (совокупность) квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Задачи организации и технология тесно связаны между собой. В том числе выполнение конкретной задачи включает использование конкретной технологии. В более узком понимании технологию можно представить как процесс, с помощью которого исходные материальные ресурсы, поступающие на его вход, преобразуются в желаемый продукт на выходе. В этом случае технологию правомерно определить как конкретный способ, который позволяет осуществить такое преобразование. Значение технологии как способа получения желаемого продукта (услуги) и ее влияние на управление организацией в значительной степени определяется тремя крупными переворотами в развитии самой технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных линий (конвейерной организации производства). Организация, руководители и подчиненные не что иное, как группы людей. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются важнейшим ресурсом и внутренней переменной организации. Поэтому люди являются центральным фактором любой модели управления.

4. Персонал организации различаются своими способностями. Организации всегда пытаются воспользоваться различными способностями при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации.

Все факторы внутренней среды организации взаимосвязаны и взаимозависимы.

Менеджеры занимаются организационной деятельностью, чтобы выполнить три вещи. Первое, процесс организации повышает эффективность и качество работы. Только в процессе организации могут быть созданы условия для достижения синергии. Иными словами, группы людей, эффективно работающих вместе, могут сделать гораздо больше, чем, если бы они трудились по одному.

Вторая причина потребности в процессе организации обусловлена необходимостью установления ответственности. Любые усилия людей более эффективны, когда они понимают свои специфические обязанности. Кроме того, важно, чтобы все служащие знали, перед кем они должны отчитываться и кто будет поручать им работу, и наблюдать за исполнением. Полезно также, чтобы каждый работник был ознакомлен со всей структурой власти в организации.

И последняя причина, вызывающая необходимость процесса организации, это облегчение коммуникаций. Формальная коммуникация прямо следует за структурой власти в организации. Так, когда человек знает, кто его босс и какими подчиненными он руководит, то формальные линии связи устанавливаются в двух направлениях. Этот процесс охватывает всех, так что существует коммуникационная линия, которая проходит сверху вниз через всю организацию.

Наши рекомендации