Вопрос № 10 Миссия организации и её роль в повышении эффективности функционирования организации
Миссия организации – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что представляет собой организация, какие средства готова использовать в своей деятельности, к чему она стремится. Способствует единению внутри организации, созданию корпоративного духа. Дает возможность для более действенного управления организацией. Миссия является базой для установления целей, дает общий подход к распределению ресурсов организации, расширяет для работников смысл и содержание их деятельности и тем самым позволяет принимать более широкий набор приемов премирования. Миссия заставляет систематически заниматься всесторонним анализом сил и слабых сторон фирмы и ее конкурентов, определением возможностей и угроз , и на той основе повышать обоснованность своих стратегических решений и общую эффективность деятельности.
Хорошая миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации во внешне среде. Миссией не может быть получение прибыли, прибыль это результат деятельности. Миссия может быть сформулирована при ответе на вопросы что мы делаем, чтобы получить прибыль.
Три аспекта миссии:
1. Понимание в каких сферах бизнеса работает компания (каковы потребности покупателя – что производить, каков группы покупателей для которых товар производится, технологическое и функциональное использование, т.е. каким образом удовлетворять потребности);
2. Доходчивое, ясное и вдохновенное объяснение миссии (миссия должна стимулировать работника, люди гордятся, когда их работа ассоциируется с компаний, ставящей перед собой значительные цели, организация обретает миссию только когда ее члены согласны и следуют ей.
3. Миссия ограничена во времени.
Таким образом, содержание миссии включает в себя:описание продуктов (услуг);характеристика рынка, т.е. определение основного потребителя; цели организации (выживание или рост); технология: характеристика оборудования технологических процессов; философия – выражаются базовые взгляды и ценности организации; внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивание соц. и экономич. ответственности компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
Пример: Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживании клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.
Миссия считается сформулированной, если в ней четко отражены существующая позиция хозяйствующего субъекта во внешней среде; будущие его состояния, отличительные признаки организации от подобных (конкурентов). Миссия организации является основой для формирования политики, которая выражается в разработке главной стратегической цели деятельности на перспективу, а также целей создающих условия для ее реализации. В их состав входят программы, имеющие различные виды и сроки выполнения.
Миссия позволяет определить основные направления или средства достижения главной стратегической цели.
Миссия решает четыре управленческие задачи:
Повышает мотивацию сотрудников к более качественному, своевременному и результативному труду, нацеливает их на достижение общих целей и объединяет разнообразные частные интересы в единый;
Согласовывает интересы отдельных сотрудников, работающих в разных подразделениях, вызывает у каждого чувство причастности к процессу достижения общей главной стратегической цели, ощущение членства в большом коллективе единомышленников;
Определяет стратегические направления развития хозяйствующего субъекта, исходя из выбранной концепции управления маркетингом, внедрения новых технологий, производства новых видов продукции и (или) завоевания новых рынков;
Устанавливает основные принципы деятельности на целевых рынках потребителей продукции и услуг, а также на рынках производителей, определяет характер взаимоотношений во внешней (с поставщиками, потребителями, контактными аудиториями) и внутренней (руководства с сотрудниками и учредителями как основными заинтересованными группами) средах.
Согласно формулировке миссия охватывает такие сферы управленческой деятельности, как маркетинг, персонал, инновации и коммуникации. В сфере маркетинга миссия является основой для выбора предмета деятельности или так называемой области конкуренции хозяйствующего субъекта, которая характеризуется четырьмя признаками: отраслевым, потребительским, вертикальным и географическим. В сфере персонала миссия стимулирует разработку мероприятий, которые относятся к социально-психологическим методам управления и являются средствами активации работников к качественному и высокопроизводительному труду. В сфере инноваций миссия очерчивает границы ноу-хау, которыми владеет в настоящее время организация и к приобретению которых стремится в перспективе. К таким ноу-хау относятся новые технические разработки, новые технологии, оригинальные инженерные решения, представленные в виде патентов, проектов, специальных знаний и навыков. В сфере коммуникаций миссия определяет те элементы макро- и микросреды, которые заинтересованы в деятельности хозяйствующего субъекта. По степени заинтересованности выделяют три типа коммуникативных элементов. К первому типу относятся покупатели или потребители, акционеры или учредители, которые проявляют самую высокую степень заинтересованности, а также работники, менеджеры и другой персонал. Ко второму типу относятся поставщики всех видов ресурсов, дистрибьюторы как посредники, представители органов исполнительной власти как государственной, так и муниципальной, проявляющие среднюю степень заинтересованности. И третий тип представляют органы законодательной власти федерального и субъектного уровней управления, регулирующие с помощью законодательных актов коммерческую (сбытовую), внешнеэкономическую и другие виды деятельности хозяйствующих субъектов и проявляющие наименьшую степень заинтересованности.