Вопрос № 3 Существующие подходы к изучению менеджмента, их характеристика
В современном виде впервые научная теория менеджмента появилась в конце прошлого столетия в связи с опубликованием в 1881 г. курса Дж. Вартона для преподавания в колледже. Более важным является 1911 г., когда была опубликована первая книга по менеджменту «Принципы научного управления» Ф. Тейлор. В этом же году в Америке была проведена первая в истории научная конференция. Позже вышло ещё несколько книг, которые заложили основы менеджмента. Менеджмент - это научная теория, т.к. можно выделить предмет и объект исследования. Этой проблеме уделял внимание Л. Гьюлик. Предметом этой науки являются управленческие отношения: Субординации (подчинения); Координации (согласования); Дисциплины; Ответственности; Инициативы.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труд и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем в организациях.
Подход к управлению как к процессу(разработан административной школой Файолем). Определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает:
Планирование – постановление целей и разработка способов достижения этих целей;
Организацию - отвечает за создание структуры организации и наделения элементов структуры правами и обязанностями;
Командование;
Мотивацию - развитие системы стимулирования и мотивации;
Руководство;
Координацию;
Контроль; Коммуникацию; Исследование; Оценку; Принятие решений; Подбор персонала; Представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Специфические функции: управление производством, управление персоналом, управление финансами, управление логистикой (научно-практическое направление хозяйственной деятельности, которая заключается в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными потоками в сферах производства и обращения).
Системный подход(разработан в рамках количественной школы). Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Управление организацией рассматривается как система, в которой ни одно управленческое решение не должно приниматься в изоляции от других компонентов этой системы. Данный подход позволяет избежать таких ситуаций, когда решение, принимаемое в одной области, превращается в проблему для другой.
Ситуационный подход(также разработан количественной школой). Предполагает, что пригодность различных методов управления определяется сложившейся ситуацией. Самым эффективным методом управления в конкретной ситуации является метод наиболее соответствующий данной ситуации. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Этот подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для каждой ситуации должен быть разработан свой метод управления данной ситуацией.
Своим объектом менеджмент имеет организации людей различного типа. Поэтому в обращении употребляются такие слова как менеджмент культуры. Задача менеджмента состоит в том, чтобы изучить практический опыт, выявить причины успехов и неудач, обосновать возможность широкого использования удачных примеров руководства организациями. Наука управления занимается такими проблемами, как формирование и обоснование принципов и методов управленческой деятельности, определение наиболее целесообразных структур построения организаций, определение способов совершенствования информационного обмена, разработка приёмов манипулирования поведением людей и др.
Т.к. эта наука возникла сравнительно недавно, её принято называть молодой. Наибольший вклад внесли американские ученые, но нельзя отрицать значения исследований наших ученых. Разрабатывались модели оптимального функционирования фирмы, демократизации управления (Нерчинцев, Ванников и др.). Отличительной особенностью менеджмента как научной теории является наличие в ней большого числа различных направлений, это целостная система воззрений различных учёных. Он не даёт общепринятых рекомендаций. Менеджмент – бурно развивающаяся наука, в последние годы количество результатов исследований растёт. Сейчас происходит процесс, который называется тихой управленческой революцией – кардинальным образом изменяется система воззрений, доминирующих в этой науке. Сегодня в теории менеджмента развиваются такие идеи, как:
Ориентация руководства на самореализующегося человека;
Подход к любой организации как к живому организму, который находится в сильной зависимости от изменяющихся условий;
Подход к любой организации как неотъемлемому элементу общества, стремящемуся быть его достойным членом.
В науке менеджмента сегодня большое внимание уделяется вопросам новой культуры организации. В качестве высших ценностей выступают стремление к переменам в лучшую сторону, готовность к риску, ориентация на освоение всё новых и новых возможностей. Наука менеджмент занимается не только производством новых знаний на базе исследования управленческих законов, но и оценкой (анализом, обобщением) реальной практики. Поэтому менеджмент называют синтезом научного знания и практического опыта. Ещё одна особенность управленческой теории связана с ее применением: не удается применить теорию без каких-либо изменений. Успех или неудача при попытке внедрить теорию в практику в значительной степени определяется умением руководителей. Два разных руководителя, внедряя одни теоретические выводы управленческой теории, получат два разных результата. Поэтому управленческую мысль считают не только наукой, но и искусством. Менеджмент выступает в 3-х аспектах: Научная дисциплина; Обобщение накопленного опыта; Искусство конкретных руководителей.
В этой связи можно сказать ещё об одной особенности управленческой мысли - она непрерывно обогащается и развивается.