Принципы построения организации как СЭС.

  1. Принцип системности. Любая СЭС - это система, состоящая из двух подсистем, взаимосвязанных между собой (управляющая и управляемая).
  2. Принцип обратной связи. Чтобы знать, как исполняются решения.
  3. Принцип иерархичности (принцип матрешки: каждая СЭС более низкого порядка является подсистемой СЭС более высокого порядка.)
  4. Принцип необходимого разнообразия. Управлять сложной системой с помощью простых средств невозможно, поэтому система управления должна соответствовать управляемому объекту.

Развитие управленческой мысли.

1. Школа научного управления (годы рассвета 1890-1920 гг). Отец школы - Фредерик Уинслоу Тейлор. Генри Гантт. Фрэнк и Лиллиан Гилбрет. Основные работы Тейлора - "Управление фабрикой"; "Цеховый менеджмент". Системы Тейлора была известна во всем мире и получила наивысшее распространение во всем мире. Впервые ввел метод исследования, как наблюдение.

Вклад Тейлора:

  1. Создание научного фундамента организации труда в производстве и управления
  2. Отбор рабочих и их обучение лучшим способом выполнения задачи.
  3. Использование экономического стимулирования, чтобы внедрить НОТ - научная организация труда ("теория экономического человека").
  4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения НОТ.
  5. Тейлор определил требования к мастеру в цехе. (см. схему)
  6. Он ввел систему восьми функциональных мастеров в цехе вместо одного линейного, четверо из которых находились непосредственно в цехе с рабочими, а четверо других сидели в так называемом распределительном бюро - прообраз планово-экономического бюро (а затем отдела).

Подход Тейлора был снизу вверх.

2. Классическая административная школа (классическая школа администрирования). Отец - Анри Файоль. (Годы расцвета: 20-30е гг ХХ века, 2010 по настоящее время бум) "Общее и промышленное управление", 1916 год. Генри Форд Старший, Макс Вебер, Урвик Линдел, Вэлингтон Эмерсон и др.

Подход у этих специалистов, в отличии от Тейлора, был сверху вниз. Многие из них занимали ведущие позиции в компаниях.

Вклад Файоля:

  1. Был дан систематизированный взгляд на всю систему управления предприятием вцелом.
  2. Были разработка универсальные принципы управления предприятием (14, см.схему)
  3. Были описаны основные функции управления: предвидение, умение строить социальный организм (функции организации), координация, контроль, распорядительство (мотивация).
  4. Были определены требования ко всему управленческому персоналу, и прежде всего к Топам. (см.схему)
  5. Утверждение профессионализации управленческой деятельности (управление - это профессия, требующая навыков).


3. Школа Человеческий Отношений. (расцвет: 30-50е гг ХХ века) Отец - Элтон Мэйо. Мэрии Паркер-Фоллетт, Мюнцберг.

  • Какие бы факторы мы не меняли, логика говорит одно, а результаты зачастую - другое.

Выводы:

  1. Межличностные отношения в трудовом процессе являются таким же мотиватором, как и деньги.
  2. При любом правильном планировании управления надо учитывать социальные потребности человека, человеческий фактор.

4. Школа Социальных Систем или Поведенческий Подход. (расцвет 50е годы до настоящего времени)

Излучались проблемы формальных и неформальных организаций, проблемы мотивации, проблемы лидерства, качества трудовой жизни и организационный дизайн, удовлетворенность трудом.

Основным объектом изучения выступают не люди, а социальная группа.

5. Школа Науки Управления. (1950 - настоящее время)

Ее возникновение связано с возникновением и развитием такой науки, как кибернетика. Основная задача этой школы: внедрение аппарата точных наук для решения проблем управления.

Основные результаты:

1. Была разработана теория решений и предложены экономико-математические методы для решения управленческих задач.

2. Внедрение компьютерной техники в процесс управления.

3. Использование моделирования социально-экономических систем, а так же как метода решения управленческих задач.

4. Разработка и внедрение информационных технологий.

Е годы.

Предприятие стало рассматривается, как открытая система. Пришли к выводу о том, что успех организации лежит не внутри, а вне ее. Использование системного подхода для решения проблем управления.

Е годы - настоящее время.

Теория стратегий, ситуационный подход.

Е годы

Мощным инструментом управления была признана организационная культура.

Е годы

Шел поиск форм управления, адекватных материально-технической базе производства.

Новый импульс для своего развития получили проблемы лидерства и мотивации.

Усиление демократизации управления. Появление теории Z (успех компании стоит на трех китах) : забота о потребителях, постоянные нововведения, партисипативное управление. Человек - соучастник принятия решений.

Усиленное внимание к этическим проблемам бизнеса (этика трудовых отношений внутри компании и этические проблемы взаимоотношений между компаниями).

Усиление международного характера управления. (Связана с глобализацией и созданием транс-национальных компаний)

Функции управления.

  1. Понятие и значение
  2. Классификация функций и их характеристика
  3. Единство и взаимосвязь функций управления
  4. Развитие функций управления под влиянием факторов внешней среды

Функции - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения общественного, а затем и управленческого труда.

Функции - это совокупность работ и операций объективно необходимых для управления организацией. Эти работы и операции объединены целевой направленностью, однородностью содержания, относительной самостоятельностью, однотипностью методов выполнения. (Это признаки функций управления)

Роль.

  1. Это основная категория в науке и практике менеджмента. Так как в них раскрывается содержание процесса управления.
  2. Функции управления служат основой построения организационных структур управления. !!!
  3. Вся кадровая работа в управлении осуществляется по функциональному признаку.
  4. Все техническое и информационное обеспечение процесса управления также строится по функциональному признаку.

Следует различать понятия функции управления и функции субъектов управления?!

Классификация функций.

Среди множества признаков классификации функций управления наибольшее распространение получила классификация по целям управления. По этому признаку различают:

  • Общие (основные) функции
  • Конкретные (специфические, частные) функции

Общие функции.

К ним относятся:

  • Планирование. Это проектирование будущего результата в условиях ограничений по времени и ресурсам.
  • Организация. Это упорядочение деятельности, звеньев управления и звеньев, занимающихся основной деятельностью. Построение структуры управления и структуры производства; определение целей, задач, функций, прав и ответственности каждого звена; определение процедуры их деятельности.
  • Координация. Это согласование деятельности звеньев управлений и звеньев производства по срокам и промежуточным результатам.
  • Мотивация (стимулирование, активизация). Это побуждение людей к эффективной деятельности по достижению целей организации.
  • Контроль. Подведение итогов выполнен ли объем запланированных работ.

У мотивации два вида рычагов (внутренний и внешний) : мотив и стимул.

Общими этими функции называются потому, что в них раскрывается содержание управленческой деятельности, и они присутствуют в управлении любой организацией на любом ее уровне, в любом управленческом звене, в труде любого руководителя, в управлении любым объектом (персонал, технологии производства и тп).

Конкурентными функции называются потому, что из состав и содержание определяются специфическими условиями деятельности организаций. К ним относятся, например, управление реализации продуктов или услуг; оперативное управление производством; управление персоналом; управление материально-техническим обеспечением и тд.

Наши рекомендации