Принципы построения организации как СЭС.
- Принцип системности. Любая СЭС - это система, состоящая из двух подсистем, взаимосвязанных между собой (управляющая и управляемая).
- Принцип обратной связи. Чтобы знать, как исполняются решения.
- Принцип иерархичности (принцип матрешки: каждая СЭС более низкого порядка является подсистемой СЭС более высокого порядка.)
- Принцип необходимого разнообразия. Управлять сложной системой с помощью простых средств невозможно, поэтому система управления должна соответствовать управляемому объекту.
Развитие управленческой мысли.
1. Школа научного управления (годы рассвета 1890-1920 гг). Отец школы - Фредерик Уинслоу Тейлор. Генри Гантт. Фрэнк и Лиллиан Гилбрет. Основные работы Тейлора - "Управление фабрикой"; "Цеховый менеджмент". Системы Тейлора была известна во всем мире и получила наивысшее распространение во всем мире. Впервые ввел метод исследования, как наблюдение.
Вклад Тейлора:
- Создание научного фундамента организации труда в производстве и управления
- Отбор рабочих и их обучение лучшим способом выполнения задачи.
- Использование экономического стимулирования, чтобы внедрить НОТ - научная организация труда ("теория экономического человека").
- Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения НОТ.
- Тейлор определил требования к мастеру в цехе. (см. схему)
- Он ввел систему восьми функциональных мастеров в цехе вместо одного линейного, четверо из которых находились непосредственно в цехе с рабочими, а четверо других сидели в так называемом распределительном бюро - прообраз планово-экономического бюро (а затем отдела).
Подход Тейлора был снизу вверх.
2. Классическая административная школа (классическая школа администрирования). Отец - Анри Файоль. (Годы расцвета: 20-30е гг ХХ века, 2010 по настоящее время бум) "Общее и промышленное управление", 1916 год. Генри Форд Старший, Макс Вебер, Урвик Линдел, Вэлингтон Эмерсон и др.
Подход у этих специалистов, в отличии от Тейлора, был сверху вниз. Многие из них занимали ведущие позиции в компаниях.
Вклад Файоля:
- Был дан систематизированный взгляд на всю систему управления предприятием вцелом.
- Были разработка универсальные принципы управления предприятием (14, см.схему)
- Были описаны основные функции управления: предвидение, умение строить социальный организм (функции организации), координация, контроль, распорядительство (мотивация).
- Были определены требования ко всему управленческому персоналу, и прежде всего к Топам. (см.схему)
- Утверждение профессионализации управленческой деятельности (управление - это профессия, требующая навыков).
3. Школа Человеческий Отношений. (расцвет: 30-50е гг ХХ века) Отец - Элтон Мэйо. Мэрии Паркер-Фоллетт, Мюнцберг.
- Какие бы факторы мы не меняли, логика говорит одно, а результаты зачастую - другое.
Выводы:
- Межличностные отношения в трудовом процессе являются таким же мотиватором, как и деньги.
- При любом правильном планировании управления надо учитывать социальные потребности человека, человеческий фактор.
4. Школа Социальных Систем или Поведенческий Подход. (расцвет 50е годы до настоящего времени)
Излучались проблемы формальных и неформальных организаций, проблемы мотивации, проблемы лидерства, качества трудовой жизни и организационный дизайн, удовлетворенность трудом.
Основным объектом изучения выступают не люди, а социальная группа.
5. Школа Науки Управления. (1950 - настоящее время)
Ее возникновение связано с возникновением и развитием такой науки, как кибернетика. Основная задача этой школы: внедрение аппарата точных наук для решения проблем управления.
Основные результаты:
1. Была разработана теория решений и предложены экономико-математические методы для решения управленческих задач.
2. Внедрение компьютерной техники в процесс управления.
3. Использование моделирования социально-экономических систем, а так же как метода решения управленческих задач.
4. Разработка и внедрение информационных технологий.
Е годы.
Предприятие стало рассматривается, как открытая система. Пришли к выводу о том, что успех организации лежит не внутри, а вне ее. Использование системного подхода для решения проблем управления.
Е годы - настоящее время.
Теория стратегий, ситуационный подход.
Е годы
Мощным инструментом управления была признана организационная культура.
Е годы
Шел поиск форм управления, адекватных материально-технической базе производства.
Новый импульс для своего развития получили проблемы лидерства и мотивации.
Усиление демократизации управления. Появление теории Z (успех компании стоит на трех китах) : забота о потребителях, постоянные нововведения, партисипативное управление. Человек - соучастник принятия решений.
Усиленное внимание к этическим проблемам бизнеса (этика трудовых отношений внутри компании и этические проблемы взаимоотношений между компаниями).
Усиление международного характера управления. (Связана с глобализацией и созданием транс-национальных компаний)
Функции управления.
- Понятие и значение
- Классификация функций и их характеристика
- Единство и взаимосвязь функций управления
- Развитие функций управления под влиянием факторов внешней среды
Функции - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения общественного, а затем и управленческого труда.
Функции - это совокупность работ и операций объективно необходимых для управления организацией. Эти работы и операции объединены целевой направленностью, однородностью содержания, относительной самостоятельностью, однотипностью методов выполнения. (Это признаки функций управления)
Роль.
- Это основная категория в науке и практике менеджмента. Так как в них раскрывается содержание процесса управления.
- Функции управления служат основой построения организационных структур управления. !!!
- Вся кадровая работа в управлении осуществляется по функциональному признаку.
- Все техническое и информационное обеспечение процесса управления также строится по функциональному признаку.
Следует различать понятия функции управления и функции субъектов управления?!
Классификация функций.
Среди множества признаков классификации функций управления наибольшее распространение получила классификация по целям управления. По этому признаку различают:
- Общие (основные) функции
- Конкретные (специфические, частные) функции
Общие функции.
К ним относятся:
- Планирование. Это проектирование будущего результата в условиях ограничений по времени и ресурсам.
- Организация. Это упорядочение деятельности, звеньев управления и звеньев, занимающихся основной деятельностью. Построение структуры управления и структуры производства; определение целей, задач, функций, прав и ответственности каждого звена; определение процедуры их деятельности.
- Координация. Это согласование деятельности звеньев управлений и звеньев производства по срокам и промежуточным результатам.
- Мотивация (стимулирование, активизация). Это побуждение людей к эффективной деятельности по достижению целей организации.
- Контроль. Подведение итогов выполнен ли объем запланированных работ.
У мотивации два вида рычагов (внутренний и внешний) : мотив и стимул.
Общими этими функции называются потому, что в них раскрывается содержание управленческой деятельности, и они присутствуют в управлении любой организацией на любом ее уровне, в любом управленческом звене, в труде любого руководителя, в управлении любым объектом (персонал, технологии производства и тп).
Конкурентными функции называются потому, что из состав и содержание определяются специфическими условиями деятельности организаций. К ним относятся, например, управление реализации продуктов или услуг; оперативное управление производством; управление персоналом; управление материально-техническим обеспечением и тд.