Информация и технические средства в работе менеджеров.
Основу технического обеспечения системы управления составляет комплекс технических средств КТС) – совокупность взаимосвязанных единым управлением и автономных технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации, а также средств оргтехники: 1)простые орудия труда, облегчающие выполнения вручную отдельных операций (канцелярские принадлежности, средства счета (калькуляторы), различные простые приспособления устройства 2)организационная техника, обеспечивающая механизацию и автоматизацию технических операций (средства составления , копирования, размножения, технической обработки документов; средства управленческой связи; ср-ва для выполнения чертежных и счетных операций; оборудование служебных помещений. 3)вычислительные машины, применяемые для механизации и автоматизации логических и технических операций (расчетов, решения задач) (клавишные, перфорационные, электронные).
Комплекс технических средств должен обеспечивать решение задач с минимальными трудовыми и стоимостными затратами с заданной точностью и достоверностью, в установленные сроки. Эффективность функционирования службы управления при использовании КТС должна обеспечиваться как за счет повышения производительности труда, так и за счет возможности использования - экономико-математических методов решения задач управления на основе более полной и точной информации. Комплекс технических средств должен обладать информационной программой и технической совместимостью входящих в его средств, возможностью расширения с целью подключения новых устройств. Исходными данными для выбора технических средств является:
-характеристики задач, предназначенных для решения службой правления;
-характеристики технологического процесса обработки информации;
-технические характеристики оборудования которое может быть использовано как составная часть КТС службы управления.
38.Управленческие решения, их классификация.
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Критерии классификации управленческих решений:
*По сроку действия последствий решения: долго-, средне-, и краткосрочные.
*По частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
*По широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
*По форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;
*По сложности: простые и сложные;
*По жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные предполагают жесткое регламентирование действия подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Организационное решение- это выбор, который должен сделать руководитель, что бы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения- обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2) незапрограммированные.
В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения – это решения требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными факторами. На практике немногие управленческие решения указываются запрограммированными или незапрограммированными в том виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом организации в целом.
39.Методы принятия решений.
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы.
1.Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы решений, которые основываются на аналитических способностях лиц принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителя путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
2.Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определения круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы является компетентность способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседания, совещание, работа в комиссии и т.д.
3.Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки ( с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
А) линейное моделирование – используются линейные зависимости;
Б) динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
В) вероятностные и статические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;
Г) теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
Д) имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.