Классификация организационных культур по хэнди.

Вам знакома компания, во главе которой стоит сильный, мощный руководитель, обладающий абсолютной властью? Контроль в такой фирме всегда проводится из центра (директором), носит выборочный, случайный характер, осуществляется по индивидуальным критериям, которые определяются субъективно и никогда не проговариваются вслух руководством. Организационную культуру такой компании называют культурой Зевса (иначе ее именуют культурой власти). Фирмы с данным типом культуры характеризуются неформальной структурой власти (кто “ближе к телу”, тот сильнее), небольшим числом правил и процедур, формализующих деятельность. Обычно в таких фирмах поощряется сверхурочная работа, не в почете командная работа, все внутрифирменные коммуникации построены на доверии, личном общении. Здесь не любят разделенной ответственности (много веры отдельным людям, мало веры комиссиям и собраниям).

В охарактеризованной компании отбор персонала происходит по схожести образа мыслей у кандидата с директором. Обычно сотрудники способны самостоятельно и эффективно работать. Рабочее место может быть создано под человека, который понравился руководству.

Для компаний с культурой Зевса наиболее подходят сотрудники, обладающие следующими характеристиками: у людей присутствует стремление к риску; они хорошо себя чувствуют в среде с высоким уровнем неопределенности; обладают политической сообразительностью и ориентированы на власть.

Культуры Аполлона(ролевой культуры или храма).В фирмах другого типа есть четкая специализация, хорошо прописаны отдельные функции, выполняемые работниками и группами в организации. Взаимодействие между отделами регулируется ролевыми и коммуникативными процедурами, правилами проведения собраний, совещаний, встреч рабочих групп.

Основная черта компании этого типа: роль (функция, позиция, должность, рабочее место) важнее человека, который ее играет (выполняет, заменяет). В таких организациях четко описаны ролевые процедуры, например, должностные инструкции, job description (описание позиции). Также хорошо в этих фирмах прописаны и коммуникативные процедуры. К ним относится порядок документооборота — кто, кому, что и в каком виде (устном, электронном, письменном) должен передавать. В отличие от компаний с культурой Зевса, не поощряется свехурочная работа. Тонкая прослойка топ-менеджмента в фирмах с культурой Аполлона занимается стратегическим развитием и координацией работы фирмы.

Отбор персонала в этих компаниях производится по принципу соответствия качеств кандидата требованиям должностной позиции. Поэтому существуют жесткие требования к персоналу.
Организации такого типа предлагают людям безопасность и предсказуемость. Поэтому при подборе персонала низшего уровня иерархии в компании с культурой Аполлона нужно искать кандидатов, обладающих следующими личностными характеристиками: исполнительность; тревожность; стремление к стабильности. Следует обратить внимание на тот факт, что люди, которые ориентированы на власть, честолюбивы и интересуются результатами больше, чем средствами, смогут работать в “ролевой культуре” только в высшем менеджменте.
Если в фирме самый высокий статус у экспертов, а под каждую задачу создается рабочая группа, то такую организационную культурой называют культурой Афины(иначе — культурой целей или культурой команд). Ее главный принцип: правильный человек на правильном месте. По таким правилам действуют те компании, на рынке которых высока конкуренция, и жизнь продукта короткая. Например, в области высоких технологий. В подобных компаниях работа оценивается по результату решения задачи. Сотрудники разбиты на группы, которые работают над разными проектами. Это предполагает, что специалисты могут переходить из одной группы в другую и работать одновременно над несколькими проектами. Поэтому эффективнее всего работают люди, обладающие самомотивацией, ориентирующиеся на разнообразную работу, не склонные к рутине, что и нужно учитывать при подборе персонала.
Бывают ситуации, когда однажды группа людей решает, что в их собственных интересах собраться вместе, а офис, оборудование, секретарь и другой наемный персонал будут им в этом помогать. Это — организации с культурой Диониса (иначе — культура личностей). У сотрудников таких организаций очень велика потребность в независимости, при этом они склонны к объединению для имиджевой поддержки, поиска корпоративных клиентов. Структура в подобных фирмах минимальна и служит для обслуживания клиента. Например, по такой схеме действуют различные консультанты (организационные, по рекламе и PR, юристы, аудиторы), работающие под торговой маркой консалтинговой компании. Соответственно, при подборе персонала, кроме профессиональной компетенции, нужно учитывать склонность людей к деятельности “свободного художника".

ТЕМА "УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ И КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ"

Понятие стресса пришло из таких наук, как психология и физиология и стало для нас повседневным.

Стресс – давление, нажим, напряжение (Дистресс – горе, несчастье, нужда). Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Таким образом, стресс помогает приспособиться к возникшим трудностям, справится с ними.

Причиной стресса может быть любой фактор, нарушающий привычное течение жизни. При этом знак фактора незначим, значимы лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.

Фактор, вызвавший стресс называется стрессором. Однако действие этого фактора зависит не только от ситуации, но и от личности, опыта, ожиданий, уверенности в себе и прочее.

Рядом с понятием стресса стоит такое понятие, как фрустрация (обман, тщетное ожидание, неудовлетворенность), которая переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, который охватывает человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей.

По тому, как люди реагируют на стрессы, их можно условно разделить на такие группы:

§ Активно обвиняют других, возмущаются и т.д. (холерики).

§ Склонны видеть причину своих неприятностей в неудачном стечении обстоятельств (флегматики).

§ Принимают всю вину на себя (меланхолики).

§ Пытаются усмотреть хорошее в плохом (сангвиники).

Стресс человеку необходим (счастье – тоже стресс), опасна его чрезмерная интенсивность (умереть от счастья). Отсутствие стресса равнозначно смерти.

Стресс не опасен, если он находит целесообразный выход, компенсируется расслаблением.

Выделяют два вида стресса: эустресс, и дистресс.

Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций.

Эустресс является кратковременным, дает ощущение подъема внутренних сил.

Дистресс – длительный стресс, может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз).

Стрессоры, вызывающие стресс, делятся на кратковременные (неудачи, рассеянное внимание, страхи, боли, дефицит времени) и долговременные (конфликтные ситуации, сражения, изоляция, длительные нервно-психические перегрузки).

Признаки стрессового состояния:

§ Невозможность сосредоточится на чем-либо.

§ Слишком частые ошибки в работе.

§ Ухудшение памяти.

§ Слишком часто возникающее чувство усталости.

§ Очень быстрая речь.

§ Мысли часто «улетучиваются».

§ Частые «беспричинные» боли.

§ Повышенная возбудимость.

§ Работа не доставляет прежней радости.

§ Потеря чувства юмора.

§ Резкое возрастание числа выкуриваемых сигарет.

§ Пристрастие к спиртным напиткам.

§ Постоянное ощущение недоедания.

§ Отсутствие аппетита или вкуса еды.

§ Невозможность вовремя закончить работу.

Причиныстрессового напряжения:

§ гораздо чаще вам приходится делать не то, что хочется, а то, что надо;

§ вам постоянно не хватает времени, и вы ничего не успеваете;

§ вы постоянно спешите;

§ вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тиски какого-напряжения;

§ не можете выспаться;

§ вы видите слишком много снов, особенно когда очень устали;

§ вам почти ничего не нравится;

§ постоянно ощущает неудовлетворенность жизнью;

§ не с кем поговорить о своих проблемах да и нет особого желания делиться;

§ появляется комплекс неполноценности;

§ вы не чувствуете уважения к себе.

Методы переживания стресса:

§ Учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству того, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч.

§ Признавайте и принимайте ограничения. То есть следует ставить достижимые цели.

§ Расширяйте свой кругозор. Следует найти занятие, которое позволит отвлечься и развлечься.

§ Будьте положительной личностью. Не следует критиковать других, лучше хвалить.

§ Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Нужно встать на позицию другого.

§ Избегайте ненужной конкуренции.

§ Рассказывайте о своих неприятностях.

ТЕМА "ВНУТРИГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ"

Наши рекомендации