Организационно-распорядительные (административные) методы

Эта группа методов предполагает прямое целенаправленное воздействие на объект управления в форме директив органов управления, обязательных к исполнению (приказов, планов, положений, инструкций). Функционирование объекта управления невозможно без административных методов. Особое значение они приобретают при решении организационных и координационных проблем в период создания организации и реорганизации. Такие методы обеспечивают функционирование системы в заданных параметрах, ее перевод из одного состояния в другое. Наличие регламента исполнения по содержанию и срокам позволяет руководителю оценивать достижения конкретного результата и координировать деятельность персонала в общей системе управления организацией или процессами. Это преимущество делает административные методы незаменимыми в ряде ситуаций, например в критических (когда степень неопределенности достаточно велика), экстремальный (при необходимости быстрого принятия решения), при решении масштабных задач, требующих координации усилий большого количества людей. Без административных методов невозможна реализация экономических и социально - психологических методов управления.

В соответствии со спецификой средств организационного воздействия административные методы подразделяются на:

· организационно-стабилизирующие,

· распорядительные

· дисциплинарные методы.

Организационно-стабилизирующие методы направлены на упорядочение деятельности объекта управления в целом и отдельных его элементов. Они фиксируют его состав и характер взаимосвязи отдельных элементов. Это основа взаимодействия работников внутри коллектива. Организационно-стабилизирующее воздействие осуществляется в форме регламентирования, нормирования и инструктирования. Регламентирование представляет собой наиболее жесткий тип организационного воздействия. Оно заключается в установлении четких положений, определяющих сферу и порядок действия организации в целом и ее отдельных звеньев. В соответствии с назначением различают следующие формы регламентирования:

n положение общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования организации в целом (законодательные акты, регулирующие деятельность коммерческих организаций, устав предприятия, учредительный договор);

n структуры, определяющие состав элементов системы (организационная структура предприятия, штатное расписание);

n положения, закрепляющие организационный статус подразделения и порядок его работы (положения о линейных и функциональных подразделениях);

n должностное регламентирование, осуществляемое посредством четкого установления требований к деятельности определенного должностного лица, фиксирующее место должности в структуре организации, функции, задачи, права, обязанности, формы связи с другими должностными лицами, ответственность за выполнение возложенных функций, показатели оценки труда, порядок назначения, замещения и снятия с занимаемой должности, состав подотчетных должностей;

n правила, определяющие направления, порядок и общие границы действий (правила внутреннего распорядка, обслуживания покупателей, графики выхода на работу);

n рабочие инструкции, разрабатываемые для регламентирования выполнения определенных рабочих операций (инструкция по найму персонала, по технике безопасности, по формированию высказываний).

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы, технологические, эксплуатационно-ремонтные, трудовые нормативы, финансово-кредитные и пр. Различают локальные и типовые нормативы, а также количественные и качественные. Нормативы разрабатываются как на государственном уровне, так и специалистами отдельного предприятия.

Наиболее мягким методом административного воздействия является текущее инструктирование, которое адресовано непосредственно работнику. Осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. Может проводится как устно, так и письменно, или наглядно (плакаты).

Распорядительные методы выражаются в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера.

Приказы издаются руководителями организаций. Распоряжения и указания издаются руководителем (или замом) производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения.

Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

К распорядительным методам также относится резолюция, которая налагается руководителем на определенный документ и отражает его отношение к этому документу.

Методы дисциплинарного воздействия. Являются составной частью дисциплинарных методов управления и представляют собой меру принуждения, применяемую в отношении работника, не исполнившего свои обязанности или исполнившего их некачественно.

Вид дисциплинарного взыскания определяется тяжестью совершенного поступка и размером нанесенного ущерба. Нарушения бывают: мелкие, серьезные и грубые.

Мелкие нарушения – единичные опоздания на работу, посторонние разговоры или занятия и т.д. Воздействие – устное замечание.

Серьезные нарушения – неоднократные опоздания на работу, некачественное обслуживание, несоблюдение установленных правил и норм. Воздействие – дисциплинарное взыскание, выговор, строгий выговор.

Грубые нарушения - хищения, оскорбительное поведение, грубая халатность, повлекшая потерю прибыли, нарушение конфиденциальности и т.д. Воздействие – увольнение.

Наши рекомендации