Специфика организации и проведения занятий по математике в разновозрастных группах
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности. Педагог должен: знать программы всех возрастных групп, уметь сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Преимущество разновозрастных групп: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения.
Особенности работы: использование принципа дифференцированного подхода к обучению, Деление детей на подгруппы. При разработке перспективного плана по математике воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности. Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе.
В. Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях.
І тип — все дети заняты одним видом деятельности, например математикой.
· Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям подготовительной и старшей подгрупп дается самостоятельное задание, а дети средней подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, работает с ними над третьим программные заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5—8 мин продолжает работать с детьми подготовительной подгруппы.
· Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы продолжают работать с воспитателем. Предложив самостоятельную работу детям подготовительной подгруппы, воспитатель 1,5—2 мин отводит для проверки выполнения самостоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпускает их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельного задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.
· Вариант третий: в первой части занятия организация детей та же самая, что и в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей подгруппы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сначала проверяет самостоятельную работу детей средней подгруппы и отпускает их играть, потом проверяет самостоятельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программной задаче и работают самостоятельно, а воспитатель 1,5—2 мин отводит для проверки самостоятельной работы старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются занятия проверкой самостоятельной работы детей подготовительной группы.
· Вариант четвертый в основном используется во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоятельной работы начинается со средней подгруппы, после чего эти дети идут играть. Потом проверяется выполнение самостоятельного задания детьми старшей и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и подготовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовительной подгруппы.
· Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготовительной подгруппы, через 7—10 мин приглашаются дети старшей подгруппы, а еще через 5—7 мин — средней. Во второй части занятия детям подготовительной подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12—14 мин. Это могут быть задания с использованием продуктивной деятельности детей: рисования, аппликации, конструирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми старшей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей средней подгруппы и провести с ними первую часть занятия. В последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших подгрупп.
· Вариант шестой отличается от пятого тем, что в последней части занятия детям средней подгруппы воспитатель может дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и подготовительной работает по одной теме, потом они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней подгруппы, заканчивает с ними занятия.
· Вариант седьмой: занятие начинается с детьми подготовительной подгруппы, через 5—7 мин присоединяется старшая подгруппа, а еще через 5—7 мин — средняя. В то время как подготовительная подгруппа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель проводит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. Потом дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной подгруппы эта задача последняя, третья, часть занятий, для старшей — вторая, а для детей средней подгруппы — первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятельную работу, а другая в это время работает с воспитателем).
· Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступают к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми старшей подгруппы, потом они идут играть. Воспитатель выделяет 2—3 мин для проверки самостоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной подгруппы работает еще 5—7 мин.
· Вариант девятый: занятие начинается с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной подгруппы работают самостоятельно, а дети старшей — с воспитателем, или наоборот. На третью часть занятия приглашаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной подгрупп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.
II тип — комбинированное занятие: две подгруппы заняты математикой, третья – изобразительной деятельностью, или наоборот.
· Вариант первый: занятие начинается с организации изобразительной деятельности: детьми средней подгруппы. Воспитатель объясняет детям задание, напоминает о технических приемах его выполнения. Затем воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовителей подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает Задания для самостоятельной работы. В это время воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям средней подгрупп, наблюдая за работой всех остальных. После анализа работ детей средней подгруппы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются раньше на 4—5 мин, чем в подготовительной.
· Вариант второй отличается от первого тем, что варьируется объединение детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а Старшая и подготовительная — изобразительной деятельностью. Этот вариант занятия проводится в тот же самый день вторым занятием.
· Вариант третий: одна из подгрупп занимается изобразительной деятельностью, но в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.
III тип организации детей связан с неодинаковым количеством занятий по математике для разных возрастных групп в неделю.
Вариант первый: занятия с двумя подгруппами — старшей и подготовительной.
· Вариант второй: занятия по математике воспитатель проводит только с детьми подготовительной подгруппы по общепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное или физкультурное занятие с детьми старшей группы.