Проверки лага с применение схемы встроенного контроля.

Проверки и регулировки заключаются в выполнении трех последователь­ных операций: "Калибровка", "Установка рабочего нуля" и "Контроль масштабирования''. Калибровку и контроль масштабирования можно также периодически выполнять в процессе плавания.

Калибровка — это проверка и установка "нуля" измерительной схемы лага при замкнутом накоротко входе. Для выполнения калиб­ровки переключатель 1 (см. рис) в приборе 6 устанавливают в положение "Уст. О—К". При этом срабатывает реле 29К1 и вход схемы замыкается накоротко контактами 29К1.1 и 29К1.2, вследствие чего лаг должен показывать скорость, равную нулю. Если же отсчет скорости на табло отличается от нулевого значения более чем на 0,1 уз, необходимо потенциометром 9 (6R6 на рис. 8) выполнить соответствующую регулировку. Эту регулировку можно назвать уста­новкой электрического "нуля" схемы.

Установка рабочего нуля — это проверка и регулировка "нуля" схемы при подключенном индукционном преобразователе. Переклю­чатель 1 (см. рис) в приборе 6 устанавливают в положение "Рабо­та". К схеме лага подключают индукционный преобразователь. Судно не имеет хода, поэтому лаг должен показывать скорость V- 0 с допу­стимым отклонением 0,1 уз. При большем отклонении необходимо вы­полнить регулировку "нуля" ("Установка рабочего нуля" — "Уст. О—Р") вращением потенциометра 8 (6R7 на рис. 8).

Следует иметь в виду, что на неподвижном судне при наличии постоянной отрицательной поправки лаг будет показывать скорость V= 0, так как схема лага ИЭЛ-2М рассчитана только на фиксацию скорости со знаком "плюс". Для более точной установки рабочего "ну­ля" с целью исключения постоянной погрешности любого знака может быть рекомендована следующая методика:

— переключатель 1 (см. рис. 8) поставить в положение "Уст. О—К" и снять отсчет скорости V1 (предварительно выполнялась калиб­ровка, поэтому значение V1 должно составлять примерно 0,1 уз);

— потенциометром 9 ("Уст. О—К") установить отсчет скорости V2, равный 2 уз;

— переключатель 1 повернуть в положение "Работа" и снять от­счет скорости V0;

— ослабив крепление, вынуть индукционный преобразователь из клинкета, развернуть его на 180° и снова поставить в клинкет. Снять отсчет скорости V180, после этого еще раз повернуть индукционный преобразователь на 180° и закрепить его в первоначальном положении;

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

— потенциометром 8 ("Уст. О — Р") установить отсчет V лага с учетом найденной поправки ∆V= -δv:

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

— вычислить погрешность индукционного преобразователя по формуле:

— переключатель 1 установить в положение "Уст. О — К" и, вращая потенциометр 9 ("Уст. О — К"), восстановить на табло скорости перво­начальное значение V1, равное 0,1 уз.

Установка рабочего "нуля" с поворотом индукционного преобра­зователя на 180° позволяет не только компенсировать постоянную по­грешность лага, но и исключить влияние внешних возмущений, напри­мер течения или дрейфового перемещения судна.

Контроль масштабирования — это проверка схемы лага при от­ключенном индукционном преобразователе и поданном на вход схемы эталонном напряжении (в гидродинамических лагах аналогичную про­верку выполняют с использованием проверочных грузов) .

При выполнении этой проверки переключатель 1 (см. рис. 8) устанавливают в положение "Масштаб". В этом случае срабатывает реле 29К2 , контакты которого 29К2.1 и 29К2.2 подклю­чают к выходу предварительного усилителя резистор ЗR1. Падение напряжения на этом резисторе является эталонным напряжением. Лаг должен показывать скорость, значение которой было определено при регулировке прибора на мерной линии и записано на матовом стекле внутри прибора 6.

Если отсчет скорости, снимаемый при контроле масштабирования, отличается от записанного на матовом стекле, необходимо выполнить регу­лировку потенциометрами 11 ("Грубо") и 10 ("Плавно"). Контроль масш­табирования можно выполнять не только на стоянке, но и на ходу судна.

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

Рис. 5

На рис. 5 представлена схема контроля работы отдельных узлов лага, расположенных в Приборах 3,6 и 29. При нормальной работе лага в приборах 3 и 6 горят табло "Сеть" (зеленого цвета). Это свидетельст­вует о том, что лаг получает питание от судовой сети.

Если в приборе 3 отсутствует одно из вырабатываемых напряже­ний, то блок автоматического контроля и сигнализации включает табло "Неисправность" (красного цвета) в приборах 3 и 6. Для опре­деления отсутствующего напряжения в приборе 3 расположена схе­ма контроля, к которой относятся переключатель 3S1 и сигнальная лампа ЗН1 (соответственно позиции 4 и 3 на рис. 3). Переключа­тель имеет 11 фиксированных положений. В десяти из этих положе­ний проверяют наличие контролируемого напряжения по загоранию сигнальной лампы ЗН1.

Первое положение "Откл." переключателя 3S1 соответствует от­ключенному состоянию схемы контроля. Сигнальная лампа ЗН1 в этом случае не горит. В положении "Сеть" проверяют наличие напряжения судовой сети на входе прибора 3. Загорание лампы ЗН1 свидетельству­ет о поступлении напряжения в прибор питания. Установкой переклю­чателя 381 в положение "F1; F2" проверяют предохранители в цепи питания лага (позиции 8 на рис. 3)

Следующие четыре положения переключателя: "+5 В", "+10 В", "+15 В" и "-15 В", позволяют проконтролировать наличие стабилизированных напряжений 5, 10и15В. В положениях "+16 В" и "-35 В" контролируют нестабилизированные напряжения 16 и 35 В. При уста­новке переключателя 3S1 в положение "БИ" проверяют выработку напряжения, питающего цифровые блоки индикации скорости. Поло­жение "ИП" позволяет проверить переменное напряжение 20 В, необ­ходимое для питания индукционного преобразователя.

При необходимости можно измерить значение любого из контро­лируемых напряжений. Для этого нужно подключить вольтметр к гнез­дам 11 (см, рис. 3). Обнаружив отсутствие какого-либо напряжения (при контроле лампа ЗН1 не горит), необходимо проверить соответст­вующий предохранитель (позиция 12 на рис. 3). Контроль работы индукционного преобразователя и предварительного усилителя осу­ществляет блок СК (схема контроля), расположенный в приборе 29 (см. рис.). При нормальной работе этих узлов в приборе 29 горит сигнальная лампа 29Н1.

Для определения неисправности в приборе 6 служит схема контро­ля блоков. Переключателем 681.5 каждый блок поочередно подключа­ют к схеме контроля. Сигнализация о работе блока осуществляется лампой 6Н2 (позиции 2 на рис. 8.14) или цифровым узлом индикации скорости. Один или другой индикатор подключают к выходу схемы контроля блоков переключателем 6S1.4.

Семь фиксированных положений переключателя 6S1 (позиция 1 на рис. 4; 6S1.4 и 6S7.5 на рис. 8.20), отмеченных цифрами 1—7, позволяют контролировать все блоки центрального прибора лага.

В положении 1 контролируется работа блока выработки синхро­низирующих импульсов (см рис. 5). При исправном блоке должна мигать с частотой 1 Гц сигнальная лампа 6Н2 (пози­ция 2 на рис. 2).

В положении 2 осуществляется проверка исправности блока циф­рового фильтра (см. рис.5). При его нормальной работе лаг должен показывать отсчет скорости 80,4 уз.

В положении 3 (позиция 1 на рис. 2) и при включенном коррек­торе проверяется работа блока корректора. Признаком исправности этого блока является отсчет скорости 80,4 уз.

При установке переключателя 6S1 в положение 4 контролируется работа блока делителя интегратора. Мигание сигнальной лампы 2 (см. рис. 2) 6Н2 с частотой 2 Гц указывает на исправность схемы.

Положение 5 переключателя 6S1 предназначено для проверки нали­чия сигнала на входе преобразователя (позиция 5 на рис._2). Этот сигнал поступает с выхода предварительного усилителя УП (прибор 29) на вход усилителя измерительного канала УИК (прибор 6). Если на входе УИК сигнал есть, то лампа 6Н2 горит немигающим светом.

В положении 6 проверяется работа блока преобразователя (пози­ция 5 на рис. 2). При исправном блоке на цифровом табло скорости должен появиться отсчет 0,1—0,2 уз.

В положении 7 осуществляется контроль работы блока выдачи информации. При исправном блоке сигналь­ная лампа 6Н2 горит немигающим светом.

Раздел 1.1.5 Гирокомпасы

Подготовка гирокомпаса “Вега-М” к пуску

До начала работы по подготовке гирокомпаса к включению необходимо из ящика ЗИПа взять инструмент, тестер и цифровой милливольтметр и перенести их к рабочему месту вблизи прибора ВГ-2Б Приносят технический формуляр. В приборе ВГ-1Б (рис. 1) необходимо снять колпак 1 и убедиться в том, что карданов подвес не заарретирован.


Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

Рис. 1

Если карданов подвес заарретирован, следует извлечь штифт 1, препятствующий повороту вертикального карданова кольца 6 (см. рис. 2), и ослабить винты 5 на двух втулках 4, которые упираются в горизонтальное карданово кольцо 3. Приспустить втулки 4 и вновь закрепить их винтами 5. Затем вывинтить стойки 2 вместе со втулками 4 и уложить в ящик с ЗИПом. После этого проверяют колебательность гироблока относительно его оси OXг.

 
  Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

При отклонении гироблока на 20° от начального положения он
должен совершить одно колебание. По окончании колебательного процесса установочное кольцо 18 должно возвратиться в горизонтальное положение с точностью до 1 – 1,5 деления уровня 1 (рис. 3)
Затем необходимо (см. рис. 2) проверить состояние карданова подвеса. Вертикальное кольцо 6 следует медленно повернуть вручную на 360° в одну и другую сторону. Движение кольца должно быть плавным и практически бесшумным. Аналогично проверяют горизонтальное кольцо и его редуктор.

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

Рис.2

Поворот горизонтального кольца относительно оси OYг в одну и другую сторону ограничен упорами. При повороте горизонтального кольца вручную вместе с ним наклоняется гироблок. Когда кольцу будет предоставлена свобода, оно под действи­ем маятниковости гироблока начнет плавно двигаться вместе с устано­вочным кольцом к горизонту, но может не доходить полностью до горизонтального положения на 10°, поскольку этому препятствует тре­ние в редукторе. Поэтому горизонтальное кольцо окончательно уста­навливают в горизонтальное положение вручную. Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru По окончании указанных работ колпак устанавливают на место и за­крепляют. Курсовая черта на колпаке должна быть ориентирована в корму.

Переключатель режимов работы 3 (1SA1) устанавливают в положение " Подготовка (рис. 1);

риску на рукоятке резистора-переключателя 4 (1SR8) “Скорость при­ведения” совмещают с риской на корпусе прибора (рис. 1)

В приборе ВГ-2Б:

Шкала реле времени 14 (2КТ) должна быть установлена на 420 (рис. 4б);

проверяют наличие и целость предохранителей, а также плотность посадки их в гнезда (поз. 7,8; рис. 47);

переключатель 3 (2SA1) “Контроль” устанавливают в крайнее левое положение (рис. 4а).

В приборе ВГ-3В:

Переключатель режимов 12 (3SA1) устанавливают в положение “Гирокомпас” (рис. 5);

шкалу скорости 8 устанавливают рукояткой 9 (3SA3) на нуль (рис. 5);

шкалу широты 12 устанавливают рукояткой 10 («φ») на отсчет, соответствующий наименованию и широте места;

переключатель 3 (3SA2) устанавливают в положение “Следящая система” (рис. 6);

поворачивают рифленую головку датчика курса 4 (3ВС2) и проверяют легкость и плавность работы узла трансляции курса;

проверяют сопряжение гирокомпаса с судном лагом. Для этого, если лаг обесточен, его следует включать и вручную установить в лаге скорость 20 уз. Вольтметр 1 (3PV) “Контроль V” прибора ВГ-3В должен продублировать это значение скорости, при этом сигнальное табло 3 “Ручной ввод V” загораться не должно. После окончания проверки лаг переводят в рабочий режим;

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

В приборе 23К:

переключатель 23SA1 "Питание ЦГР-2" устанавливаю: в поло­жение "Стабилизирован";

переключатель 23SA2 "Приемник курса" устанавливают в поло­жение ''Выключено";

при необходимости заправляют новую курсограмму;

согласовывают шкалу курса и положение перьев курсографа с по­казаниями шкал курса прибора ВГ-ЗВ.

В приборе ВГ-6:

переключатель 6SI "Вкл. двиг. ПК" устанавливают в положение "Выкл" (рис. 7б)

В приборе 15М:

проверяют наличие и целость всех предохранителей;

шкалы курса всех репитеров и навигационных приборов согласовывают с показаниями шкал курса прибора ВГ-ЗВ.

В техническом формуляре записывают показания шкал грубого точного отсчета интегратора (рис. 7б);

проверяют наличие напряжений 3-50 Гц 350(220.» В и -50 Гц I 10 В на щите судовой сети,

2. Включение гирокомпаса

Включение гирокомпаса может быть штатным, когда судно не подвержено качке, или неординарным, характерным для стоянки суд­на на якоре на открытом рейде при наличии волнения, или если имело место обесточивание судна на время, превышающее 5 с.

Включение гирокомпаса производят в соответствии с приведенны­ми ниже правилами. Если в процессе запуска прибора не сработало в положенное время какое-либо сигнальное табло, или была обнаружена какая-либо неисправность, то дальнейшие действия по включению гирокомпаса следует прекратить до устранения неисправности. Поэто­му судовой специалист должен находиться в гиропосту с момента вклю­чения питания до момента перевода схемы в рабочий режим, контро­лируя процесс запуска гирокомпаса и показания всех сигнальных ин­дикаторов.

Штатское включение гирокомпаса производят в следующем порядке:

Судовыми пакетными переключателями S1 и S2 на распределительном щите подают напряжение судовой сети 3~50 Гц, 380(220) В и ~50 Гц 110 В. При этом должны сработать ревун 13 и засветиться красные табло “Неисправности” прибора ВГ-3В (рис. 5) и “Откл. питания” прибора ВГ-6 (рис.7).

Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru Проверки лага с применение схемы встроенного контроля. - student2.ru

а). б).

Рис. 7

Если это не произошло, необходимо снять напряжение судовой обратиться к граф-схемам неисправностей, имеющимся в техни­ческом описании гирокомпаса.

А. Этап форсированного прогрева гироблок

Нажатием кнопки 2SB2 "Пуск" прибора ВГ-2Б подают питание 127 В 50 Гц на магнитный пускатель ПМТ. Агрегат АМГ-212 начинает вырабатывать напряжение 3~50 Гц 120 В. При этом должны загореться на панели 7 прибора ВГ-1Б табло белого цвета "Пуск" и "Подготовка'' (рис. 2) табло зеленого цвета “Агрегата”, “50 Гц 110В” и “Система” прибора ВГ-2Б (рис. 4а), белое табло подготовка прибора ВГ-3В. Табло “Откл. питания” прибора ВГ-6 и “Неисправность” прибора ВГ-3В должны погаснуть. Работа ревуна, прекращается.

Проверяют наличие питания в усилителях приборов ВГ-ЗВ и ВГ-6. в блоке питания прибора ВГ-6, в блоке стабилизатора частоты прибора 23К. Светодиоды этих устройств должны гореть.

Не позднее чем через 15 мин корпус гироблока нагревается до температуры 73о С,при которой срабатывает пусковое термореле 1ВK1. В этот момент заканчивается этап форсированного прогрева гироблока. Система термостабилизации переходит в рабочий режим, а на гиробдок поступают вторая и третья фазы.

Б. На этапе горизонтирования выполняют следующие операции:

Наши рекомендации