Органы управления и контроля лага ИЭЛ-2М.

В комплект лага ИЭЛ-2М входят следующие приборы (рис. Л): индукционный преобразователь (прибор 9), центральный прибор (прибор 6), прибор питания (прибор 3), согласующий прибор (при бор 29), указатель скорости судна (прибор 1), указатель скорости V судна и пройденного им расстояния 5 (прибор 5), размножитель ин­формации (прибор 59) и прибор связи (прибор 119).

Органы управления и контроля лага ИЭЛ-2М. - student2.ru

Прибор 9 является датчиком первичной информации, который представляет собой индукционный преобразователь, вырабатываю­щий электрический сигнал, пропорциональный скорости судна относи­тельно воды. Этот прибор устанавливается в специальном клинкете. Имеются две модификации индукционного преобразователя: с уста­новкой заподлицо с корпусом судна или с выдвижением за днище судна до 890 мм. На судах морского флота в настоящее время используют индукционные преобразователи, устанавливаемые заподлицо с корпу­сом судна (прибор 9Д с герметизированным кабелем). Размещение прибора 9 в клинкете позволяет легко заменить его в случае выхода из строя. На судах на подводных крыльях вместо прибора 9 применяют прибор 64, который монтируют стационарно.

Прибор 6 предназначен для преобразования сигнала, поступаю­щего от прибора 9 (или прибора 64), в показания скорости V судна и пройденного им расстояния 5. В приборе 6 имеются блоки преобразо­вания, индикации, контроля и управления. Узлы центрального прибо­ра выполнены на современных электронных схемах.

Прибор 3 подключен к судовой сети (220 В). Он служит для подачи в схему лага напряжений требуемых значений: постоянного 5, 10, 16, 35, 90 В, переменного 7, 12, 20 В, 50 Гц. Кроме этого в приборе созда­ется опорное напряжение _~Uоп, необходимое для работы лага.

Прибор 29 согласует выходное сопротивление индукционного преоб­разователя с входным сопротивлением измерительной схемы прибора 6. В согласующем приборе размещен предварительный усилитель сигнала.

Прибор 1 представляет собой цифровой индикатор скорости (от О до 30 уз).

Прибор 5 содержит цифровой указатель скорости судна и механи­ческий счетчик пройденного судном расстояния.

Прибор 59 позволяет размножать получаемую информацию и под­ключать к схеме лага дополнительно до семи репитеров скорости судна и пройденного расстояния.

Прибор Г19 преобразует цифровой код скорости судна в аналого­вую форму сигнала V, необходимую для подключения лага к гирокомпасу и радиолокатору.

На рис. 2. показана панель блока управления с элементами, которые предназначены для управления и контроля.



Органы управления и контроля лага ИЭЛ-2М. - student2.ru

Переключатель 1 (6S1 на рис. 2) имеет 11 фиксированных положений. Первые три положения (не отмеченные цифрами) определяют режимы лага: "Работа", "Калибровка", "Масштабирование".

В режиме "Работа" (исходное положение переключателя 1) на вход схемы подключается индукционный преобразователь ИП. При отсутствии движения судна (в порту) лаг должен показывать нулевой отсчет скорости. При необходимости выполняют регулировку потенциометром 8 (6R7,"Уст.О-Р").

В режиме "Калибровка" (второе, после исходного, положение переключателя 1) вход схемы замыкается на кор-

На рис. 3 показан общий вид прибора питания (с открытой крышкой). Внутри корпуса размещены:

— переключатель 4 на 11 фиксированных положений, предназна­ченный для проверки основных напряжений в схеме;

— сигнальная лампа 3 "Контроль", которая зажигается при наличии напряжения в цепи, подсоединяемой к схеме контроля переключателем 4;

— съемные платы 5, 6 и 7. На платах 5 и б смонтированы стабили­заторы напряжения (на 5 и 15 В), на плате 7 — блок автоматического контроля и сигнализации.

При исчезновении какого-либо напряжения блок 7 включает сигнальную лампу 2 красного цвета в приборе 3. — выключатель 9 "Сеть";Лаг ИЭЛ-2М является прибором, который не требует постоянного обслуживания во время плавания. Однако перед каждым выходом судна в рейс необходимо выполнять некоторые операции, связанные с контролем изоляции сигнального кабеля, проверкой работы лага в тестовых ("Калибровка" и "Масштабирование") и рабочем режимах. Кроме того, периодически, примерно один раз в год, осуществля­ют регулировку лага на мерной линии. В этом случае мегаомметром изме­ряют сопротивление изоляции кабеля и индукционного преобразователя. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 100 МОм .

Включают и выключают лаг тумблером 6 (см. рис. 4)находя­щимся в центральном приборе. Перед включением лага органы управ­ления должны находиться в следующих положениях:

Органы управления и контроля лага ИЭЛ-2М. - student2.ru

а) в приборе 3 (см. рис. 3 — тумблер 9 в положении "Сеть";

б) в приборе 6 (см. рис. 2 — переключатель 1 в положении "Работа"; тумблер 6 ("Мили") в положении "Ход"; тумблер 4 "Кор­ректор" в положении "Откл."; тумблер 5 "Фильтр" в положении 1.

После включения лага тумблером 6 (см. рис. 4) в центральном приборе и приборе питания загораются табло зеленого цвета. При коротких стоянках в порту лаг ИЭЛ-2М выключать не рекомендуется.

Органы управления и контроля лага ИЭЛ-2М. - student2.ru

В схеме лага предусмотрен ручной ввод сигнала скорости на слу­чай, когда, например, выходит из строя индукционный преобразователь или прибор 29. Для того, чтобы ввести сигнал скорости вручную, необ­ходимо переключатель 1(6S1) установить в положение "Ручной ввод". При этом загорается сигнальное табло 5 (см. рис. 3). Действуя рукоят­кой 3 (6R1 на рис.2), надо добиться, чтобы на цифровом указателе появилось нужное значение скорости, которое определяется по частоте вращения винта или каким-либо другим независимым от лага способом.

Информация о скорости судна подоеться от лага в корректируемый гирокомпас «Вега-М». Для приема сигнала шкала скорости прибора ВГ-3В гирокомпаса должна находиться в положе­нии "Лаг", а контроль осуществляют по показаниям шкал лага и воль­тметра 3SV1 в приборе ВГ-ЗВ; если лаг не сопряжен с компасом, то значение скорости выставляют вручную по шкале скорости и контро­лируют по вольтметру 3SV1 прибора ВГ-ЗВ; при этом должно гореть табло "Ручной ввод V" прибора ВГ-ЗВ;

Наши рекомендации